Особенности применения здоровьесберегающих технологий в условиях цифровизации образовательного процесса в школе XXI века

Гатауллина Маргарита Васильевна,
учитель физики и информатики
Долгова Татьяна Валерьевна,
учитель географии и экономики
МБОУ «Гимназия № 75» Московского района г.Казани


Аннотация

Современное постиндустриальное общество предъявляет высокие стандарты и требования к личности, которая становится творцом новой реальности, двигателем прогресса. Основную ценность на сегодняшний день представляет раскрытие творческих способностей, креативность мышления, умение использовать нестандартные подходы к решению проблем. Реализация таких качеств возможна лишь в условиях полного раскрытия личностного потенциала в период социализации личности. Основную роль в данном процессе играют институты социализации, среди которых школа занимает главенствующее положение. Именно поэтому применение и развитие здоровьесберегающих технологий в современной школе представляется столь важным.

Наиболее значимым и перспективным направлением развития адаптивных технологий на сегодняшний день является развитие и практическая реализация в рамках образовательного процесса методов, направленных на развитие личностных особенностей каждого ученика. Приоритетными направлениями работы является раскрытие творческого потенциала, создание благоприятного социального климата для комфортного психосоматического развития, а также сохранение здоровья учеников в условиях современного образовательного пространства. Тотальная информатизация образования создает новые возможности для сохранения и улучшения физического и психического здоровья учащихся за счет создания новых здоровье сберегающих моделей

Для воспитания целостной, гармоничной личности, способной раскрыть свой творческий и научный потенциал, необходимо минимизировать любые риски, угрожающие психическому и физическому состоянию ребенка в процессе обучения. Здоровьесберегающие технологии на сегодняшний день представляют собой систему мер, направленных на сохранение здоровья ребенка, учитывающих все особенности образовательной среды, а также личность, характер и условия жизни обучающегося.

Государственный образовательный стандарт определяет в качестве неизменных цель и содержание образовательного процесса, тем не менее, методы, средства и технологии обучения возможно варьировать, исходя из приоритетов конкретного образовательного учреждения. Таким образом, возможности по реализации адаптивных технологий, направленных на снижение физической и психологической нагрузки учащихся сосредоточены в руках самого педагога. Тотальная информатизация в данном случае представляется, с одной стороны, в качестве условия, определяющего способ коммуникации между учителем и учеником, с другой стороны – в качестве фактора, позволяющего создавать новые «информационные» модели защиты и сбережения здоровья учащихся. Новые социальные условия и стандарты «диджитал образования» требуют систематизации и упорядочивания всех применяемых здоровьесберегающих технологий, а также разработки и внедрения новых моделей, согласующихся и учитывающих применение на уроках информационных технологий, таких как электронные учебники и пособия, онлайн-лекции и тпрезентации, интерактивные доски и т.д.

Сохранение здоровья и развитие личностного потенциала учащихся является одним из важнейших и входит в пятерку требований, которые предъявляют значимые социальные группы к школьному образованию по материалам проекта «федеральные образовательные стандарты нового поколения». В качестве новых методик реализации подобных технологий в условиях тотальной информатизации можно предложить следующие проекты:

1) Создание «страницы здоровья» на официальном сайте образовательного учреждения. На данной странице можно публиковать полезные советы от медицинских работников, психологов и других специалистов, а также проводит онлайн-конференции, собрания, посвященные проблемам и стрессам, с которым сталкиваются учащиеся во время образовательного процесса.

2) Организация анонимного онлайн-тестирования с целью получения информации о физическом и ментальном состоянии учащихся, а также учета предложений, направленных на развитие социально-психологического климата в школе, поступающих от самих детей и подростков.

Внедрения подобных здоровьесберегающих практик, сфокусированных на применении информационных технологий, поможет в развитии и сохранении физического и ментального здоровья учащихся, в условиях стрессов и вызовов, которые испытывают подростки в XXI веке.

Список использованной литературы

1. Сафонова Л.В. Формирование здоровьесберегающей среды ОУ в условиях использования информационнокоммуникационных технологий. URL: www.Myshared.ru (дата обращения: 11.12.2020).

2. Сивоконь Е.Е. Здоровьесберегающие технологии в информатизации системы образования // Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного ун-та. 2013. № 1. С. 71–73.

3. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. URL: standart.edu.ru (дата обращения: 01.11.2021).


   В номере

  СИМВОЛЫ - 2023



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2023



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2023

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика