Разработка цифровых учебных заданий по окружающему миру разного уровня сложности с учетом таксономии целей когнитивного развития

Андрущакевич Анна Игоревна
учитель начальных классов
МБОУ «Школа №127» Приволжского района г.Казани


АННОТАЦИЯ

В статье описан процесс развития когнитивных процессов младших школьников на уроках окружающего мира с целью достижения высококачественного прохождения учебного материала учащимися. Информация проекта представляет интерес для учителей начальных классов и дополнительного образования.

Ключевые слова: качество обучения, оценка результатов обучения, уровневые задания.

ANNOTATION

Тhe article describes the organization of the development of cognitive processes of younger schoolchildren in the lessons of the surrounding world in order to achieve high-quality assimilation of the material by students. The project materials are of interest to primary school and additional education teachers.

Keywords: quality of training, evaluation of learning outcomes, level tasks.

Вопросы выявления, измерения и оценки уровня сформированности у обучающихся знаний, умений, навыков в настоящее время представляются одними из основных в практике обучения. Познавательные задания содержат в себе самые многообразные действия, начиная с восприятия, запоминания, осмысления и завершая креативным мышлением. Следовательно, вопрос использования уровневых учебных заданий при обучении является актуальным.

Ключевой спецификой развития когнитивной сферы у обучающихся младшего школьного возраста является переход развития психических познавательных процессов на высокий уровень. В процессе оценки применяются различные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга [1].

Рассмотрим таксономию Владимира Павловича Беспалько — это классификация педагогических целей. Так, первые три уровня таксономии направлены на развитие репродуктивных навыков. Задания уровня применения и творчества направлены на формирование развивающих навыков.

Рассмотрим сущность и особенности таксономии Бенджамина Блума. Ученым была произведена попытка организовать всевозможные мыслительные процессы как единую иерархию. Каждый из шести уровней зависит от способности обучающегося заниматься на этом уровне.

Последующим этапом теоретического анализа стала модель планирования результатов и процесса обучения Аллана Каррингтона. В его модификации пять основных тесно связанных компонентов, наименование которому учебный процесс. Учет индивидуальных особенностей учащихся предоставляет возможность педагогу разрабатывать задания, чтобы они могли позволить реализовывать способности каждого ребенка в рамках личностно-ориентированного обучения.

Изучив особенности когнитивного развития младших школьников и проведя сравнительный анализ сущности и особенностей таксономии, я пришла к выводу, что овладение уровневым подходом дает возможность каждому педагогу организовывать диагностику и наблюдать за динамикой когнитивного развития учащихся [3].

Уровневый подход служит главным фундаментом для организации индивидуальной работы с учащимися. Он реализуется как по отношению к содержанию оценки, так и к представлению и интерпретации результатов измерений. Опираясь на таксономию учебных целей Б. Блума, Д.Толлингерова предложила таксономию учебных задач, разделенных на 5 категорий, содержащих 27 типов учебных задач по операционной структуре, то есть по операциям, необходимым для их выполнения [2]. Мной был разработан сборник заданий для 3 класса «Окружающий мир», направленный на формирование и совершенствование определенных видов универсальных учебных действий. Система заданий, разработанная к одному разделу, позволяет варьировать типы заданий на формирование различных групп УУД в зависимости от класса.

Адрес сайта: https://aandrushakewitch.wixsite.com/anna/уровневые задания

На странице сайта, во вкладке «Уровневые задания» размещен сборник цифровых уровневых учебных заданий к основным темам курса «Окружающий мир», 3 класс, УМК "Школа России"с учетом таксономии Д. Толлингеровой. Затем представлено описание уровней сложности заданий по цветам, начиная с самого простого и заканчивая заданиями творческого характера.

Ниже расположен список разделов, по которым разработан сборник уровневых учебных заданий. Каждый раздел имеет прямую ссылку, которая направляет на задания, методические рекомендации для педагога и прикреплен документ в формате word. Ссылки на задания прямые, содержат форму регистрации (ФИ ученика, класс), заполнив, может приступать к выполнению. После завершения будет дана бальная оценка или словесная.

Если задания выполняются на платформе Online Test Pad, то оценка будет бальной, и учитель может отслеживать количество выполненных заданий и активность работы учеников. Задания содержат в себе разные формы выполнения от репродуктивного, заканчивая творческими заданиями, так же сопровождаются иллюстрациями, которые могут служить направляющей помощью учителя.

Если задания размещены на платформе learningApps, то ученикам будут предложены подсказки (нажав на лампочку в левом верхнем углу), количество решений неограниченно, ошибки выделяются красной рамкой и можно снова перерешать задание, оценка словесная. Задания так же имеют репродуктивный уровень и творческий.

Таким образом, важнейшей задачей уровневых учебных заданий по методу Даны Толлингеровой является оценка развития у младших школьников умений выполнять репродуктивные и продуктивные действия, с использованием поощряющего механизма, способствующего формированию самооценки обучающихся.

1. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. –Москва.: Педагогика, 2020. – 480 с. (дата обращения: 16.01.2022)

2. Д. Толлингерова. К психолого-педагогической теории учебных задач. Социалистическая школа, № 4. стр. 156-160. URL: https://ryb43sh.edu.yar.ru/shnor/metodicheskaya_literatura/metodika_d_tolingerovoy.pdf (дата обращения: 24.01.2022)

3. Развитие когнитивных способностей детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream (дата обращения: 16.01.2022)


   В номере

  СИМВОЛЫ - 2023



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2023



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2023

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика