Опыт применения цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательной работе общеобразовательных учреждениях

Аитова Гульназ Ильхатовна,
учитель начальных классов
ГАОУ «Полилингвальный комплекс»
Адымнар - путь к знаниям и согласию» г.Казани


В современном мире применения цифровых образовательных ресурсов является основным приоритетным развития образования в стране. На сего-дняшний день каждый учащийся, начиная с первого класса окружен цифро-выми инструментами в образовательном процессе школы [4, с. 99]. Наряду с этим происходит постоянное обучение цифровым образовательным техноло-гиям не только школьников, но и самих учителей и педагогов дополнитель-ного образования. Особенно с этим обучением столкнулись именно в панде-мийный период 2020 года, который стал ключевым в развитии и применении цифровых инструментов и цифровых платформ в образовании.

Главная цель внедрения цифровых образовательных технологий в школах со стороны учителей состоит не только в освоении и обучении своего предмета, но и конечно научить использовать цифровые технологии научить быть конкурентоспособным в меняющихся условиях жизни [1, С. 30]. Внед-рение цифровой образовательной среды в нашей стране позволит повысить качество образовательного процесса в школе. Базовыми цифровыми образо-вательными порталами, которые используются в образовательной среде яв-ляются:

1. Российская онлайн-платформа «Учи.ру» – https://uchi.ru/. Данная цифровая платформа используется в основном для учащихся начальных классов, которая дает возможность именно по-детски красочно в игровой форме изучать и выполнять задания по предметам и урокам с использовани-ем своих цифровых ресурсов. Данный портал дает возможность учащимся начальных классов заниматься самостоятельно без участия родителей. Вот что касается учащихся средних классов, то тут можно интерес к данному порталу можно поддержать максимум до 6 или 7 класса. Для повышения ка-чества знаний учащимися 9 классов и тем более 11 классов данный цифровой портал слабоват, хотя материал присутствует. Из основных плюсов также можно отметить наличие олимпиад по различным дисциплинам множества марофонов, а также олимпиад по финансовой грамотности. В целом онлайн-платформа «Учи.ру» подходит в основном для учащихся в начальной шко-ле, которые позволяют развивать и получать качественные знания не только по урокам, но и конечно основу цифровых инструментов.

2. Цифровой сервис «Яндекс.учебник» – https://education.yandex.ru/. Данный сервис подходит для обучения учащихся школ именно дистанцион-но, который стал незаменимым инструментом для современного учителя в образовательном процессе. Одно из главных преимуществ данного сервиса является экономия времени учителей в организации учебного процесса в школах, которое проявляется в быстром проставлении домашнего задания (проверяется автоматически). Еще одно преимущество данного сервиса со-стоит в том, что периодически проводятся бесплатные вебинары для обуче-ния и ознакомления с обучения учебной аналитикой и другими финансовыми инструментами. Еще одним плюсом данного сервиса для учителя состоит в том, что учитель не только посылает задания и ждет пока пришлют решения по нему, но и видит рабочее время каждого ученика (сколько он работал при решении данного задания).

Однако есть и минусы данного сервиса, которые проявляется в том. что учебник распространяется только на некоторые предметы (урок), а не на все предметы образовательного процесса в школе, а также отсутствие предмета «литературного чтения», как основного предмета в начальной школе.

Таким образом, Цифровой сервис «Яндекс.учебник» является основ-ным инструментом для организации учебного процесса на дистанционном обучении в школах. Однако функционал данного сервиса ограничен и требу-ет дополнения в план охвата всех предметов всех звеньев учебного процесса в школе.

3. Цифровой образовательный ресурс «ЯКласс» – https://www.yaklass.ru/. Данный цифровой ресурс для организации образо-вательного процесса в школах, который был разработан оперативно в пери-од пандемии в 2020 году. Главным плюсом можно отметить, что годовой курс проходится очень быстро, в котором имеются качественные тестовые задания и иллюстрации. Данный сервис является альтернативой цифровому сервису «Учи.ру». Однако есть недостатки данного сервиса, которые состоят в том, что в разделе «Переменка» многие задания совсем не подходят для учащихся первых классов, однако в случае неправильного решения, система выдает правильное решение данного задания и большой объем теоретиче-ского материала по предметам. также существенным минусом данного серви-са является выставление разных оценок за одинаковые решения данных за-даний. Недостатком данного сервиса является сложная и непонятная реги-страция, которая связана с заполнением текстовых полей и добавлением сто-ронних данных, вроде номера образовательного учреждения). Учителя стали периодически находить нестыковки в повествовании, а ученики конечно же перепутанные решения в своих тестах и сторонних заданиях.

В качестве плюсов работы сервиса можно отметить оперативную рабо-ту службу поддержки, которая мгновенно отвечает на возникшие вопросы. Еще одним плюсом данного сервиса является множество практических зада-ний по сравнению с другими цифровыми сервисами объемом в 1,5 триллио-на заданий с видеоуроками, теорией и дополнительными практическими ис-пытаниями, то есть классический школьный тренажер. Еще одно важное пре-имущество, которое выделяет среди всех цифровых образовательных плат-форм, состоит в количестве предметов, которые посвящены не только пред-метам по образовательной программе, но и подготовке ОГЭ, ЕГЭ и финан-совой грамотности.

Таким образом, несмотря на все перечисленные недостатки и преиму-щества, Цифровой образовательный ресурс «ЯКласс» явно превратился на сегодняшний день в важную часть образовательной системы и разрешает, по мнению преподавателей и учителей, почти полностью перенести школьную жизнь в виртуальную среду. Однако перед родителями, учителями и руко-водством отделов образования стоит вопрос, стоит ли так загружать уча-щихся школ цифровыми образовательными ресурсами.

Далее обобщим полученные данные по трем цифровым образователь-ным сервисам и представим в виде таблицы 1.



Изучив все основные цифровые образовательные платформы, можно сделать вывод, что выявить основные проблемы использования цифровых технологий в школах:

1. Теряются навыки письма у учащихся, а следствие утрачивается спо-собность мыслить творчески. Сегодня многие рабочие тетради, практические задания и остальные образцы заданий даны в минимальном количестве написания ручного текста. При постоянном взаимодействии с цифровыми инструментами у учащихся теряется умственная деятельность;

2. Повышается экранная зависимость и снижение социальных навыков. Это постоянное использование гаджетов, ноутбуков, планшетов и телефонов. Учащиеся, которые постоянно проводят время за экраном планшетов и теле-фонов, страдают от одиночества и им не хватает общения. В связи с чем и происходит переход их в виртуальную жизнь, что приводит к ужасным по-следствиям;

3. Полноценно на все 100% не охватывает проектную деятельность ни одна цифровая образовательная платформа, которые в основном рассчитаны на учащихся до 7-8 класса включительно;

4. Отсутствие 100% оснащенности цифровыми технологиями, цифро-выми программами и современным оборудованием, которая является глав-ной проблемой реализации и освоения новых цифровых инструментов;

5. Дефицит компьютерной и цифровой грамотности и знаний у самих учителей, которые составляют почти 60% от общего числа учителей в стране (данные взяты на основании результатов проведения мониторинга цифровой компетентности учителей);

6. Доля учителей пенсионного возраста в России составляет 23% от общего числа учителей по стране (1 миллион 251 тысячи учителей) – это примерно 287 тысяч 73 учителя, а доля пред пенсионного возраста 19%;

В заключение хотел бы отметить, что при полном переходе на цифро-вые образовательные технологии или полной цифровизации образования сформируется такое поколение, в котором будет больше функционально без-грамотных людей одного направления. Поэтому государству и органам об-разования необходимо находить золотую середину, больше уделять внима-ния именно работе с письмом, работы с большими текстами, развитием гра-мотности и функциональной памяти, внедрить механизм живого общения в школах, что напрямую влияет на будущее и здоровья всех учащихся школ.

В случае полной реализации проекта мы получим поколение полно-стью функционально безграмотных людей одной кнопки. Благодаря образо-вательным траекториям детей будут готовить под очень узкие задачи, и они не будут представлять себе полной картины мира. Это будут люди полно-стью лишенные творческих способностей, даже если такие и были в детстве. Лишенные живого контакта с учителем, дети уже не смогут усваивать слож-ные знания, образование будет сводится просто к узкому набору компетен-ций, нужных в работе. Понятие «специалист широкого профиля» уйдет навсегда. Что будет со здоровьем людей столько времени проводящих за планшетом и ПК просто страшно представить.

Список литературы

1. Аппалонова, Н. А. Государственное регулирование инвестиционных вложений в некоммерческие организации / Н. А. Аппалонова, Р. Т. Базаров // Наука и образование: проблемы и перспективы : Материалы ежегодной научно-практической конференции с международным участием, посвящен-ной 25-летию Университета управления «ТИСБИ», Казань, 02 декабря 2016 года. – Казань: Университет управления "ТИСБИ", 2016. – С. 29-32. – EDN YNPRFZ.

2. Асфандиярова, Г. Р. Влияние современных информационных техно-логий на личность дошкольника / Г. Р. Асфандиярова // Модернизация си-стемы профессионального образования на основе регулируемого эволюцио-нирования : материалы XVII Международной научно-практической конфе-ренции. — 2018. — С. 96—99.

3. Аюченко, А. Е. Дидактическая готовность педагогов к развитию цифровой образовательной среды в дошкольной организации / А. Е. Аючен-ко, М. П. Тырина // Современные проблемы науки и образования. — 2019. — № 6. — С. 98.

4. Базаров, Р. Т. Совершенствование процессов некоммерческими ор-ганизациями: На примере образовательной среды / Р. Т. Базаров. – Казань : Издательство ООО "РПК "Омега", 2013. – 153 с. – ISBN 978-5-9904159-5-9. – EDN TDMQXV.

5. Беляев, Г. Ю. Социально-цифровая среда как источник новых воз-можностей и новых рисков для современного образования / Г. Ю. Беляев // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2020. — Т. 1.— № 4 (69). — С. 109—123.

6. Баранова, Ю. Л. Информационно-коммуникативная компетентность педагога: теоретико-методологические основы организации воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО / Ю. Л. Бара-нова, И. В. Микитюк // Традиции и новации в дошкольном образовании. — 2018. — №4 (7). —С. 8—10.

7. Батенова, Ю. В. Факторы, определяющие формирование информа-ционной грамотности детей старшего дошкольного возраста / Ю. В. Батено-ва // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2018. — Т. 7. — № 1 (22). — С. 31—34.

8. Берибесова, О. И. Использование цифровых образовательных ре-сурсов в воспитании и обучении детей дошкольного возраста / О. И. Берибе-сова, А. Г. Воропаева, Н. А. Шенцева // Информационные технологии в об-разовательном процессе вуза и школы : материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции. — 2020. — С. 29—33.


   В номере

  СИМВОЛЫ - 2023



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2023



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2023

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика