Современные технологии в преподавании: Word Clouds & Glogs

Волкова Елена Михайловна,
Нахтармина Тамара Михайловна,
Хиз Ильсияр Рафиковна,
учителя иностранного языка МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1
с углубленным изучением отдельных предметов»
г.Буинска Республики Татарстан


Модернизация современного языкового образования в школе требует поиска эффективных путей активизации процесса обучения иностранному языку. В своей работе мы стараемся применять такие приемы обучения, которые способствуют поддержанию интереса учащихся к иностранному языку, помогают вовлечь в иноязычную речевую деятельность всех школьников, повышают эффективность урока.

Word Cloud - это ресурс, позволяющий создать визуальный образ ключевых слов, текста в привлекательной форме. Вводите в специальное поле текст или URL (адрес сайта), и программа генерирует облако, отображая наиболее часто используемые слова крупным шрифтом. Можно менять фон, цвет, шрифт и форму облака.

Прием работы с word cloud необычен, забавен, весьма полезен для визуалов (тех, кто воспринимает большую часть информации с помощью зрения). С одной стороны, это просто возможность создать красивую картинку для доклада или презентации. С другой — полезный в обучении иностранным языкам инструмент, которому можно найти массу интересных применений.

Получившееся изображение можно распечатать в виде плаката и повесить в классе. Кроме того, можно составлять и распечатывать словесные изображения, когда ученики готовят пересказ или реферирование текста – ключевые понятия помогут без труда восстановить общий смысл.

В своей работе мы используем эти “облака” для достижения различных целей.

I. Warming up/ Prediction

- Организовать «мозговой штурм» в результате, которого ученик может сформулировать содержание по ключевым словам тему урока или проблему, над которой ему предстоит работать.

II. Фонетическая зарядка

Каждый ученик (пара) получает определённый звук, например[p] и подбирают не менее 20 слов с данным звуком (в начале, середине или в конце слова), выходят на сайт, создают «облако» на основе своих слов.

III. Введение и первичное закрепление лексического материала.

- На этапе введения новой лексики можно составить “облако” из слов одной темы, например, названий еды, показывая картинки, попросить детей найти соответствующие названия из «облака».

- На этапе тренировки использования новых лексических единиц нашим ученикам очень нравится следующая игра - найти в облаке слова по какой-либо теме. (Например, для пятиклассников при изучении темы “The family” было составлено облако по 3 темам: члены семьи/местоимения, прилагательные, и дети находят лексику сначала по одной теме, потом по второй и третьей.)

- Ученики могут выделять наиболее важные слова в текстах для их дальнейшего запоминания или анализа, использовать полученные облака слов в качестве основы (плана) рассказа или презентации.

IV .Для отработки грамматического материала:

- из «облака слов» нужно составить длинное предложение, содержащее грамматическую структуру, которую Вы хотите повторить (изучить) или проверить (I have never been so happy in the whole life) или порядок слов в предложении.

- сделайте «облако слов» из вопросов, объединяющих определенную тему по грамматике для повторения, f.e. conditionals

- учащиеся должны составить вопросительные условные предложения, используя все слова из «облака», сравнивая свои предложения с предложениями партнера или ученика из другой группы.

- Каждый ученик из пары или группы находит другого ученика, задает свои вопросы, в то время как Вы контролируете и делаете пометки для последующего обсуждения.

V. Для работы с текстом для чтения.

- Показать «облако» слов, взятых из незнакомого текста. Выделяя курсором ключевые слова, можно предсказать идею текста, тему…

- Создать облако на основе текста по теме, которую вы планируете обсуждать, либо по теме, на которую кто-то из учащихся планирует делать небольшой доклад. Очень интересно сопоставить прогнозы учащихся о тексте, глядя на «облака» c фактическим содержанием текста. Далее спросить, что ученики уже знают об этом событии, почему именно те или иные слова выделены.

Этот вид работы может осуществляться как со всем классом, так и в группах (учитель может распечатать «облака» заранее и раздать их в группах).

VI. Для совершенствования речи

- Написать рассказ о себе в “word cloud”. Ученики будут иметь возможность видеть ключевые слова, слушать другого ученика и представлять все то, что важно для их сверстников. Сравните слова, которые используются чаще всего мальчиками или девочками, по возрастным группам. Эти уроки желательно проводить на интерактивной доске.

Использование этого ресурса можно распространить на изучение пословиц, идиом (например, с определённым словом или на определённую тему) и просто для составления рассказов. Вместе с тем их можно использовать даже для подготовки к реализации мини-проектов.

Одним из современных средств предоставления информации, способным активно и разнообразно реагировать на действия пользователя, являются интерактивные плакаты. Интерактивный плакат - это не просто «картинка», он предполагает своё взаимодействие с пользователем (в нашем случае учеником). Интерактивность обеспечивается за счет использования различных интерактивных элементов: ссылок, кнопок перехода, областей текстового или цифрового ввода и т.д.

На наш взгляд, преимуществ использования интерактивного плаката на уроках английского языка предостаточно, чтобы использовать этот вид ИКТ на своих уроках:

1. Повышение эффективности урока.

2. Яркое и красочное представление наглядной информации, как лексической, так и грамматической.

3. Способность включения в плакат интерактивных упражнений, видеофрагментов и ссылок на нужный на уроке материал.

4. Использование интерактивного плаката возможно как на протяжении всего урока, так и на какой-то его части.

5. Применение интерактивного плаката на разных этапах урока (этап объяснения нового лексического или грамматического явления, этап отработки или закрепления материала и даже при осуществлении контроля знаний учащихся)

6. Способность сбора абсолютно всей необходимой информации к уроку в одном месте.

7. Работа с интерактивным плакатом позволяет не только отследить уровень знаний учащихся по той или иной теме, но и повысить их мотивацию к изучению языка. А это в процессе обучения одна из главных задач.

Обучиться созданию плакатов непросто, это занимает достаточное количество времени и сил, но оно того стоит. В творческой мастерской учителей английского языка проходит обучение по созданию этих незаменимых в работе шедевров: http://englishmylife.ucoz.ru/forum/30 .

Здесь http://englishmylife.ucoz.ru/board/master_klassy/flesh_igry_dlja_urokov_anglijskogo/3 выложены работы коллег, которыми вы всегда можете воспользоваться при работе со своими учащимися. Таким образом, интерактивный плакат – это огромная помощь не только преподавателю в процессе обучения, но и учащимся в процессе самообучения. За счет использования интерактивных плакатов решается одна из важнейших задач: повышение мотивации учащегося к изучению английского языка и его вовлечение в активную познавательную деятельность.

Литература

1. Богданов С.А. Развитие познавательного интереса при обучении в компьютерной среде.//Материалы международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании» Москва, 2001.

2. Блог Марины Курвитс. Сервисы для создания облака слов и 51 способ их использования в обучении.

3. http://www.nachalka.com/wordle

4. http://turlainata.blogspot.com/2013/10/blog-post.html

5. http://www.slideshare.net/ShellTerrell/teaching-with-word-cloud-tools


   В номере

  СИМВОЛЫ - 2023



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2023



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2023

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика