Садыкова З.Ф.,
методист,
Информационно-методического отдела
МКУ «Управление образования ИКМО г.Казани»
Глобальные изменения, которые происходят сегодня в высокотехнологичном, конкурентном мире, предъявляют повышенные требования к качеству подготовки школьников. Это предполагает формирование прочных системных знаний выпускников, овладение технологиями исследования, развитие умений ориентироваться в сферах науки, культуры, формирование умений преодолевать стереотипы, быть готовым к интеллектуальной инновационной деятельности.
Сегодня востребованы специалисты, обладающие конструктивным и исследовательским мышлением, способные творчески, а не шаблонно решать профессиональные вопросы. Все эти качества являются базовыми при формировании математической и естественнонаучной функциональной грамотности и могут быть сформированы в образовательном процессе.
Школы могут предоставлять молодым людям возможности критически оценивать тенденции, которые значимы для мира, так и для них самих. Они могут обучить их критически и ответственно пользоваться цифровой информацией и социальными медиаплатформами.
В международных исследованиях PISA оценивается функциональная грамотность учащихся в области естествознания, математики и чтения. Результаты показали, что наши учащиеся знают, а применять свои знания не умеют, при этом, определили основной дефицит учебных умений российских школьников:
- при решении задач по математике, по предметам естественнонаучного цикла возникают трудности, если требуется дать качественный, а не точный ответ;
- не сформированы различные типы чтения (просмотровое, поисковое, с ориентацией на отбор нужной информации и т.п.);
- неумение самим устанавливать тот уровень сложности, точности, детализации, который обеспечивает успешное решение задачи;
- анализ содержания задания подменяется поиском внешних (часто ложных) указаний на способ решения;
- неумение привлекать информацию, которая не содержится непосредственно в условиях задач.
Проблема формирования функциональной грамотности требует изменений к содержанию деятельности на уроке. Научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а ежедневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность обучающихся.
Ученики должны активно принимать участие на всех этапах учебного процесса: формулировать свои собственные гипотезы и вопросы, консультировать друг друга, ставить цели для себя, отслеживать полученные результаты.
Из чего же складывается математическая и естественнонаучная грамотность? Прежде всего, это предметный компонент. Однако помимо предметного компонента, функциональная грамотность включает в себя и деятельностный компонент, связанный с коммуникативной, информационной, читательской, социальной компетенциями. Это означает, что предметные знания, какими бы практико-ориентированными они ни были, требует определённых общих умений, без владения которыми применение знаний будет невозможным и затруднительным.
Довольно часто приходится сталкиваться с тем, что неправильное выполнение учеником экзаменационного задания в формате ОГЭ и ЕГЭ, объясняется неверным прочтением условия задачи, его невнимательностью, т.е. с несформированностью смыслового чтения, адекватных возрасту. К сожалению, учителя естественнонаучного цикла нечасто учат учащихся работать с текстами, полагая, что общих навыков чтения, полученных в начальной школе достаточно. Тем самым, необходимо акцентировать внимание учителей на методическую составляющую по работе с текстом. Каких же навыков ещё не хватает для формирования математической и естественнонаучной грамотности?
Ученым известен тот факт, что инструмент решения проблемы, освоенный для одной цели, может не переноситься для достижения другой. Поэтому важны не только содержательный и деятельностный, но и процессуальный (метакогнитивный) компонент математической и естественнонаучной грамотности, который включает в себя такие аспекты, как:
-готовность ученика к успешному взаимодействию с математической стороной окружающего его мира;
-наличие опыта поиска путей решения жизненных задач, моделирования ситуаций; переноса способов решения учебных задач на реальные задачи из окружающего мира;
-способность планировать деятельность, конструировать алгоритмы (вычисления, построения и т.п.), контролировать процесс выполнения действий, прогнозировать результат;
-наличие рефлексивных качеств, обеспечивающих контроль и проверку результата на соответствие исходным данным и на правдоподобие, его коррекцию и оценку результата деятельности.
Только наличие трёх компонентов – содержательного, деятельностного и процессуального – позволяет учащимся справляться с задачами, которые предлагается им в исследования в PISA.
В чём же видится главная проблема с формированием функциональной грамотности, помимо выше названных трудностей? В подмене практико-ориентированных задач обычными «дидактически-ориентированными» текстовыми задачами и, соответственно, отсутствием в практике обучения готовности принять реальную жизненную ситуацию, представить и «прокрутить» её в воображении, проанализировать, построить модель, выстроить последовательность действий.
Последние исследования российских учёных показали, что в ходе школьного обучения текстовые задачи становятся высоко типизированными, что вопрос типичной задачи предвосхищается уже в момент чтения первого предложения. Решая такую задачу, ученик подменяет этап понимания и составления модели категоризацией и поиском в памяти готового алгоритма для той категории задач, к которой она им отнесена, моделирование подменяется поиском готовой модели для данной категории.
Если же ученик решает нетипичную задачу, то этапы понимания развёрнуты, самостоятельны, наполнены содержанием, этап интерпретации логичен и осмыслен, однако и здесь есть своя проблема: нет этапа моделирования-задача решается подбором.
Для этого учителя естественно-математического цикла образовательных учреждения г.Казани разработали нетипичные задачи-ситуации, основанные на сюжетах из реальной жизни. Чтобы продвинуться в решении проблемы, целесообразно планировать поле деятельности следующим образом:
-погружение учащихся в реальные ситуации;
-осознание моделирования как стратегии, которой надо обучать;
-формирование метапредметных результатов обучения;
-решение задач разными способами и максимальная независимость учащихся в решении задач.
Одной из приоритетных данного направления является разработка и организация современных практик проектно-ориентированного образования на всех ступенях школьного образования человека (начальной, основной, старшей школе): компетентностно-ориентированные задания; учебные задания, направленные на формирование смыслового чтения; задачи «открытого типа», построение современного урока на основе данного типа задач, система оценивания, диагностики.
Литература
1. Рослова Л.О., Функциональная математическая грамотность: что под этим понимать и как формировать, журнал под редакцией Р.С.Бозиева-М.: Педагогика, №10,2018 г.- С. 48-55.
2. Фиофанова О.А., Ярославская О.В., Проектно - ориентированное образование: многофункциональные классы-студии «Инженеры будущего» и развитие предпринимательского мышления школьников, журнал под редакцией Шадрикова В.Д.-М.: Инновации в образовании, №6, 2015 г.- С.70-76.