Шаймарданова Г.А.,
учитель родного языка,
МБОУ «Военно-патриотический образовательный
центр-школа №67 имени А.И.Чехова»
Традиционно принято считать, что функциональная грамотность включает в себя следующие компоненты: математическую, финансовую, естественнонаучную, глобальную компетенции, функциональное чтение и критическое мышление. На уроках татарского языка можно и нужно формировать все вышеназванные виды грамотности. В рамках данной статьи на конкретных примерах разберем формы работы по формированию математической грамотности.
Согласно концепции международного исследования PISA–2021,
«математическая грамотность – это способность индивидума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира» [4, с. 7].
В целях формирования математической грамотности на уроках татарского языка можно обратиться к произведениям устного народного творчества – к сказкам, к пословицам и поговоркам и т.д., так как в них содержатся наименования цифр, обладающих различными значениями. Предлагаем следующие упражнения:
В названиях каких татарских народных сказок использованы слова, обозначающие количество?
Как вы думаете, почему цифры 7 и 40 считаются магическими?
После ответа учащихся, делается вывод, что цифры 7 и 40 в татарском языке, кроме обозначения количества и счета, обладают рядом этнокультурных значений, носят сакральный и символический характер.
На уроках татарского языка целесообразно использование и анализ легенд, в которых зафиксированы числа. Анализ стоит производить также во взаимосвязи с лингвокультурологическими особенностями. Обратимся к заданию:
Прочитайте «Легенду о том, как строился город Булгар». Выпишите имена числительные с зависимыми словами.
Нух пәйгамбәрнең өч улы булган. Аның бер улы Яфәс атлы икән. Яфәснең Газый*, Төрек*, Алып* исемле өч улы булган. Яфәснең уллары берсеннән-берсе матур, зифа буйлы батыр егетләр булып үскәннәр.
Берничаклы вакыт үткәч, боларның арасына шайтан катышкан — болар үзара бозылышканнар. Газый белән Төрек – ике агай-эне – бер-берсенә каршы сугыш ачканнар. Сугышта Газыйны Төрек җиңгән дә, моннан соң инде ике агай-эне бергә тора алмаганнар [2, б. 111].
В целях формирования математической грамотности, лингвистической и этнокультурной компетенций особенно эффективно применение диалогов и монологов. Так, один ученик выступает в роли экскурсовода, остальные учащиеся – в роли туристов. «Гид» по заранее подготовленному тексту рассказывает «туристам» о башне Сююмбике:
– Сөембикә манарасы – Казандагы милли архитектура һәйкәлләренең иң күркәме һәм иң атаклысы. Ул җиде кат итеп кызыл кирпечтән төзелгән. Нигезенең тигез утырмавы сәбәпле, манара акрынлап кынчыгыш тарафына урнашкан. Бу авышлык 1960 нчы елларда 1 метр 69 сантиметр булса, хәзер инде 1 метр 84 сантиметрга җитте.
Далее «туристы» задают вопросы «экскурсоводу»:
– Манараның биеклеге ничә метр?
– Манараның биеклеге – 58 метр.
– Ә мәйданы?
– Нигез мәйданы – 140 квадрат метр.
Следует отметить, такие упражнения будут способствовать не только формированию математической грамотности, но и совершенствованию лингвистической и этнокультурной компетенций, которые также определены федеральным государственным образовательным стандартом.
Для формирования математической грамотности на уроках татарского языка целесообразны также переводы текстов или же отдельных предложений с русского на татарский или с татарского на русский, в которых употреблены числительные. Например:
10-летний Надуб Гилл из Великобритании за одну минуту смог верно решить 196 примеров на умножение и деление, то есть давал примерно три правильных ответа в секунду [3].
Зэйла с детства увлекается баскетболом, а в пять лет увлеклась жонглированием баскетбольными мячами. В восемь лет она в первый раз попала в Книгу рекордов Гиннесса за рекордное количество трюков с одним мячом, исполненных за три минуты. Свой второй рекорд Зэйла установили в день своего 13-летия, исполнив 231 трюк с тремя мячами за одну минуту [1].
Уместны упражнения следующего типа: решите примеры, ответы напишите прописью:
1 сәгать 20 минут = ________ минут
2 тәүлек = ________ сәгать
10 көн = _______ атна _____ көн
3 ел = ________ ай
4 дистә = ______ ай
5 гасыр = ______ ел
1 атна = ____ көн.
В произведениях татарских и русских авторов встречаются старинные единицы измерения и, как показывает практика, учащиеся их очень часто путают. В связи с этим, в целях усовершенствования знаний по данному материалу, предлагаем упражнение:
Переведите старинные единицы измерения на татарский и прописью напишите их соответствия: перст, вершок, дюйм, пять, сажень, локоть, аршин.
В целом, используя упражнения и задания на формирование и совершенствование математической грамотности, развиваются творческие способности, критическое мышление учащихся, расширяется их кругозор.
Список литературы
1. 7 детей, угодивших в Книгу рекордов Гиннесса в 2020 году [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://malyutka.net/2020/10/7-detey-ugodivshih-v-knigu-rekordov-ginnessa-v-2020-godu.html
2. Болгар каласыны? корылуы турында // Татар халык и?аты. Риваятьл?р ??м легендалар. – Казан: Татар. кит. н?шр., 1987. – Б. 111-113.
3. Трудолюбивые гении # Книга рекордов Гиннеса [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://eukids.ru/blog/trudolyubivye-genii.
4. Формирование математической грамотности обучающихся / Составитель ГаничеваЕ.М. – Вологда: ВИРО, 2021. – 84 с.