Загидуллина Юлия Вячеславовна,
учитель начальных классов
Хрулькова Ирина Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Школа №9 с углублённым изучением английского языка»
Ново-Савиновского района г.Казани
На основе требований обновленных ФГОС образовательным учрежде-нием должны быть созданы условия, обеспечивающие возможность формиро-вать функциональную грамотность обучающихся. Функциональная грамот-ность младшего школьника включает в себя формирование метапредметных универсальных учебных действий – познавательных, коммуникативных, регу-лятивных. Для формирования метапредметных УУД в методическом арсенале современного учителя есть различные приемы, способы и технологии.
В своей педагогической практике мы используем проектную деятель-ность, которая на наш взгляд является наиболее эффективным способом фор-мирования функциональной грамотности. Особый интерес для нас представ-ляет решение проектных задач.
Проектная задача – это набор заданий, которые связаны между собой общим сюжетом. Количество заданий в проектной задаче - это количество действий, которые необходимо выполнить, чтобы задача была решена. Её цель - системно отслеживать пути становления способов работы и способов действий учащихся в нестандартных ситуациях, осуществлять мониторинг формирования учебной деятельности учащихся. Такие задачи рассчитаны на выполнение группой детей. Эти группы формируются из учащихся одного или разного возраста.
В 1-3 классах основная цель проектных задач - способствовать форми-рованию разных способов учебного сотрудничества. Именно на подобных занятиях мы имеем возможность понаблюдать за способами работы, как от-дельных учащихся, так и целой группы.
Для учителя важно придумать такую ситуацию, которая была бы инте-ресна учащимся и, выполняя её, дети работали на общую цель.
В первом классе мы проводили одновозрастную проектную задачу “Встреча в лесу”. Выполняя задания, дети показали умения различать диких и домашних животных, составлять звуковую модель слова, располагать предметы в порядке убывания, уметь следовать инструкции, знать смысл слов слева-справа, сверху- снизу, составлять рассказ.
Аналогичную работу мы проводили и в конце года в период “рефлексивной фазы”.
Сравнив эти работы, был проведен мониторинг сформированности универсальных учебных действий, а также учебного сотрудничества и внесе-ны коррективы в собственные педагогические действия. Такая работа про-должается во 2-3 классах.
В 4 классе основной педагогической целью при решении проектной за-дачи становится перенос известных способов действия в новую нестандартную ситуацию. На данном этапе обучающиеся, пользуясь описанием проблемной ситуации, должны сами сформулировать стоящую перед ними задачу, спла-нировать последовательность действий для достижения цели.
Способы учебного сотрудничества, приобретённые в 1-3 классах, ста-новятся средством для эффективного решения проектной задачи.
В течение учебного года проводится несколько проектных задач.
Кроме того, для формирования функциональной грамотности, мы про-водим разновозрастные проектные задачи. В состав таких групп входят уча-щиеся 2-го, 3-го и 4-го классов.
Взаимодействие детей разного возраста показывает, что если партнёры имели неравные уровни сформированности УУД, то те, кто обладал более низким уровнем, подтягивается до более высокого уровня в процессе совмест-ной деятельности. В разновозрастной группе дети учатся думать, объяснять материал друг другу, следуя принципу «научился сам – научи другого».
Задания проектных задач относятся к различным учебным предметам: математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение, техноло-гия, изобразительное искусство.
По окончании работы команды представляют свои результаты. Спикеры каждой группы выходят к доске, рассказывают о проделанной работе.
В это время участники других команд сопоставляют свои ответы с ответами выступающего. Если результаты не совпали, то проводится учебная дискуссия. Обучающиеся доказывают свое мнение, дополняют друг друга. Вносят необходимые коррективы и уточнения в свои решения.
В составе групп работают эксперты. Эту роль выполняют другие учителя и старшеклассники. Они наблюдают за работой в команде и оценива-ют её по экспертному листу, на котором фиксируют наблюдения на всех эта-пах решения проектной задачи. Эксперты отмечают положительные и отрицательные моменты в работе каждой группы. Это имеет большое значение для дальнейшей работы по решению проектных задач.
По окончании всей работы участники группы заполняют рефлексивный лист, где они делятся своими впечатлениями о совместной работе, оценивают свою работу и работу всех членов команды, отмечают более сложные для них задания и выделяют наиболее интересные.
Таким образом, решение проектных задач способствует формированию функциональной грамотности младшего школьника. В результате такой рабо-ты наши обучающиеся успешно взаимодействуют с окружающим миром; строят социальные отношения в соответствии с правилами партнёрства и со-трудничества; умеют решать различные учебные и жизненные задачи, умеют проводить рефлексию.
Список литературы
1. Виноградова Н.Ф., Кочуева Е.Э, Кузнецова М.И и др. функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя /под редакцией Н.Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентата-Граф, 2018, 288 с.
2. Воронцов А.Б. Проектная задача как инструмент мониторинга спосо-бов действия школьников в нестандартной ситуации учения // Начальная шко-ла. – 2007. – №6 [Электронный ресурс] – URL: https://nsc.1sept.ru/article.php?ID=200700608
3. Воронцов А. Б., Заславский В. М., Егоркин С. В. Проектные задачи в начальной школе. – М.: Просвещение, 2009.-176 с.
4. Воронцов А.Б. Сборник проектных задач. Начальная школа. В 2-х выпусках. Выпуск 1. ФГОС / А. Б. Воронцов, О. В. Раскина, С. В. Клевцова. – М.: Просвещение, 2011. – 80 с.
5. Воронцов А.Б. Сборник проектных задач. Начальная школа. В 2-х вы-пусках. Выпуск 2. ФГОС / А. Б. Воронцов, О. В. Раскина, С. В. Клевцова. – М.: Просвещение, 2011. – 80 с.
6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996. – 544 с.