Формирование компетенций XXI века – основа развития функциональной грамотности обучающихся. Развитие навыков критического мышления на уроках английского языка

Хайбуллина Г.Н.,
учитель английского языка
МБОУ «Татарская гимназия №17»
г.Казань Республика Татарстан


Мы живем в такое время, когда общество меняется очень динамично. В 2016 году президент Всемирного экономического форума в Давосе Клаус Шваб объявил, что началась Четвертая технологическая революция. «Результатов образования, которых было достаточно предыдущим поколениям, мало, чтобы стать успешным в наше время»[9]. Сложно точно спрогнозировать, какие именно знания пригодятся ребенку в его взрослой жизни. «Даже работа бухгалтеров и аналитиков будет постепенно автоматизироваться, не говоря уже о физическом труде. Работодателей в основном будут интересовать навыки, которые невозможно заменить алгоритмами"[2]. Поэтому в обучении школьников на первый план выходит вопрос формирования у них умений самостоятельно продолжать образование на протяжении всей жизни, уметь работать с информацией; думать критически; творчески мыслить; вести переговоры и быстро переключаться с одной задачи на другую.

Эти умения принято называть Soft Skills (гибкие навыки, надпрофессиональные компетенции) они лежат в основе функциональной грамотности учащихся. "В нашей стране специалисты от образования сократили Давосскую десятку до системы из четырех ключевых навыков, которая получила название «Система 4К»: Критическое мышление (Critical Thinking); Креативность (Creativity); Коммуникация (Communication); Координация (Coordinating With Others)" [2].

В данной статье мы более подробно рассмотрим один из этих ключевых навыков XXI века - критическое мышление. Критическое мышление — это умение ориентироваться в потоках информации, видеть причинно-следственные связи, отсеивать ненужное и делать выводы. «Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается как догма. Каждый ученик вырабатывает своё мнение в контексте учебной программы»[5]. Суть критического мышления — «умение гибко, но качественно и глубоко работать со своим мыслительным аппаратом, не следуя формальным схемам, под которые мышление нужно «подогнать» [1].

«В качестве основных элементов критического мышления можно выделить несколько основных умений:

• Анализ: умение находить связи между утверждениями, вопросами, аргументами.

• Оценка: умение оценить надёжность утверждений, убедительность доводов.

• Объяснение (аргументация): умение объяснить ход своих мыслей / метод, защитить свои выводы.

• Выведение гипотез (планирование решений): умение формировать гипотезы и самим делать выводы, обнаруживать нехватку информации.

• Саморегуляция (контроль): рефлексия, самопроверка и коррекция» [9].

Таким образом, «критическое мышление подразумевает, что вы способны анализировать проблему, самостоятельно оценивать ситуацию и конструировать возможные исходы, чтобы придумать решение и составить план действий»[6]. Люди, способные критически мыслить, меньше подвержены промыванию мозгов самого разного толка, воздействию пропаганды и рекламы, они совершают меньше неразумных действий и трат. Развитое критическое мышление создает гражданскую культуру, основанную на взвешенном и неконфликтном принятии решений, учете разных интересов и рациональном выборе. Именно поэтому многие престижные учебные заведения, включая и школы, вводят специальные курсы обучения критическому мышлению, что существенно повышает качество образования в целом.

Так как же мыслить критически? Для улучшения навыков критического мышления необходимо двигаться пошагово: оценка проблемы с разных сторон > исследование вопроса (прочитать статью или книгу, посмотреть несколько видео и т.п.) > вопросы, которые необходимо задавать себе и, если требуется, окружающим на каждом этапе решения проблемы > проверка выводов, нельзя принимать на веру то, что связано с яркими, эмоциональными, односторонними оценками.

Формирование критического мышления – одна из актуальнейших задач современного обучения в школе. Основа технологии развития критического мышления – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний. 1 этап. «Вызов». Ребенок ставит перед собой вопрос "Что я знаю?" по данной проблеме. 2 этап. «Осмысление». На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать). Здесь может быть предложена работа с текстом: прочитать, пересказать, растолковать соседу (группе), заполнение матричной таблицы, чтение с пометками текста (“V” - уже знаю ; “+” - новое; “-” - противоречит взглядам; “?” - “хочу узнать подробнее”), выписка из текста. 3 этап. «Рефлексия». Размышление и обобщение того, “что узнал” ребенок на уроке по данной проблеме. На этой стадии может быть составлен опорный конспект в тетради учащегося. Кроме того, могут быть осуществлены: а) возврат к стадии вызова; б) возврат к ключевым словам; в) возврат к перевернутым логическим цепочкам; г) возврат к кластерам.

Существует множество приемов для развития критического мышления на уроках, в частности английского языка. Вот некоторые из них: Дерево предсказаний, Дневники и бортовые журналы, Толстые и тонкие вопросы, Таблицы, Зигзаг, Дискуссии, Прием «написания синквейна», Стратегия «Fishbone», Стратегия «6 шляп мышления». Их подробное описание широко представлено в разных источниках. Следовательно, нет необходимости их разбирать в этой статье.

Предлагаем рассмотреть ряд примеров из опыта моей работы по УМК «Звездный английский», направленных на развитие навыков критического мышления с последующим выходом на продуктивную речь. Задания, предлагаемые авторами учебников, уже выстроены с учетом основных этапов формирования и развития навыков критического мышления, и даже 4К компетенций: «look > think > predict > read > check > do your own project > present it».

В учебнике 10 класса при изучении темы “Sports and Entertainment” обучающимся предлагается работа с текстом про легендарную группу «Битлз». До начала работы с текстом предлагаю учащимся заполнить таблицу: прочитать утверждения в средней колонке и определить «Да/Нет», сделать пометку в столбце «Before». Таким образом, ученики определяют свою зону знаний и выделяют проблемные моменты — что им необходимо узнать. После прочтения текста (Workbook p.10) заполняется колонка «After» и корректируются ответы из первого столбика.

Во второй главе учебника пятиклассники знакомятся с известными башнями разных стран (с. 38 «Towers»). Обучающимся предлагается рассмотреть фотографии и соотнести названия башен с рисунками (фаза «вызова»); прослушать и прочитать тексты; проверить правильность выполнения задания; выделить башню, заинтересовавшую ученика, объяснить почему (фаза «осмысления»); сделать небольшой проект – собрать информацию и представить классу известную башню. (фаза «рефлексии»).

На мой взгляд, есть необходимость детализировать некоторые этапы работы по данной теме. В частности, когда учащиеся читают тексты об известных башнях, я использую раздаточный материал – таблицу. Read the text and complete the chart. В таблицу необходимо внести информацию о названии башни, ее местонахождении, высоте, материале и ее особенностях.

Заполнение подобных таблиц учит детей умению работать с информацией: находить запрашиваемые факты, выделять главное, трансформировать текстовую информацию в табличную – следовательно, развивает навыки функциональной грамотности.. Впоследствии, данная таблица используется как опора при говорении и выполнении задания №4 с 38 «Скажи, какая башня самая интересная для тебя и почему».

Эффективно использовать подобную таблицу и при подготовке собственного мини проекта. Она помогает пятикласснику сориентироваться в огромном потоке информации, представленном в интернете – какой именно материал отобрать для своего рассказа об известной башне, к примеру, в своей собственной стране или родном городе.

Сформированность навыков критического мышления предполагает и умение аргументированно выражать свое мнение. В процессе обучения пятиклассники знакомятся с множеством уникальных мест на нашей планете. Один из примеров – The Floating Islands of Lake Titicaca – c.32 учебника. Итоговым заданием после чтения текста авторы учебника предлагают сравнить образ жизни жителей этих «плавающих» островов с нашим. Я предлагаю еще ответить на такой вопрос “Are the Floating Islands a good place for living? Why?” (Плавающие острова хорошее место для проживания и почему?) До выражения своего мнения обучающиеся работают в группах и выделяют плюсы и минусы жизни на этих островах.

Выделенные факты станут аргументами при выражении своего мнения: “In my opinion, the Floating Islands are a good place for living. There are some reasons for it. Firstly, their lifestyle is simple and friendly to the environment. Besides, people who live there can enjoy the great view of the lake and relax»… Некоторые ученики, безусловно, будут иметь противоположную точку зрения, что дает прекрасную возможность для развития навыков продуктивной речи не только в виде монолога, но и диалога или полилога.

Умение подбирать аргументы лежит в основе итоговой письменной работы на ЕГЭ – эссе выражение своего мнения. Формирование и развитие данного навыка требует многолетней упорной работы. Начиная с 7 класса, школьники знакомятся с разными форматами эссе, а с 9 класса ведется постоянная работа по совершенствованию навыков продуктивного письма. Эссе, написанное на высокий балл на выпускном экзамене, свидетельствует о высоком уровне развития критического мышления. Темы для эссе всегда предлагаются актуальные, спорные; экзаменующийся должен четко видеть разные точки зрения на поставленную проблему и аргументы, которые могут быть высказаны в защиту каждого мнения.

Рассмотрим пример из учебника для 9 класса. Глава вторая с 28, тема урока “Would you dare? Are insects the food of the future?” После знакомства с текстом и выполнения упражнений, представленных в учебнике, я подвожу детей к написанию эссе в формате ЕГЭ. Работая в группах с текстом учебника и привлекая материалы из Интернета, ученики делают краткие записи в тетрадях: advantages and disadvantages of insect eating (плюсы и минусы питания насекомыми). В условиях роста мирового населения проблема обеспечения продуктами питания становится глобальной, найти решение очень важно. Рассмотреть насекомых как источник пропитания привлекает внимание как специалистов, так и обывателей. Одновременно данный вопрос спорный, существует несколько точек зрения. Именно поэтому и тема для эссе благодатная, но для ее раскрытия необходимо иметь развитые навыки критического мышления: увидеть проблему, пути ее решения, обосновать свою точку зрения, охарактеризовать противоположную и раскритиковать ее, защитить свою позицию и сделать вывод.

Работа с грамматическими правилами на уроке является еще одним направлением, нацеленным на достижение метапредметных результатов и развитие навыков критического мышления. Многие скажут, что в условиях, когда изучение иностранного языка носит практический характер и, когда иностранный язык является средством то есть инструментом для акта коммуникации, изучение грамматики отходит на второй план и не является столь актуальным. Несомненно, иноязычное образование не должно сводиться только к изучению грамматических явлений и зазубриванию различных правил. Важно признать, что работа с грамматическими правилами содержит в себе огромный потенциал для когнитивного, умственного развития обучающихся и умения работать с информацией. Более того, если школьник имеет навыки работы с правилами, он, как правило, готов работать самостоятельно над любым языковым явлением; и надо сказать, он делает это достаточно продуктивно.

В арсенале учителя и обучающихся имеется огромное количество различных печатных справочников и Интернет-ресурсов с разными правилами. Однако, работа с грамматическими правилами – это НЕ просто чтение правил вместе с учителем или индивидуально. Это активная мыслительная деятельность. В основе работы с грамматическими правилами лежит поиск ответов на ДВА главных вопроса: Для чего это грамматическое явление? Как его правильно использовать? Именно этому, то есть умению ставить эти вопросы и искать ответы на них мы должны научить наших школьников. Форм работы с грамматическими правилами много:

• Работа с текстовыми грамматическими справочниками и видеоматериалами

• Индивидуальные задания обучающимся и презентация ими грамматического материала остальным учащимся

• Работа в группах по изучению нового грамматического явления и презентация изученного одноклассникам

• Использование принципа разновозрастного обучения – старшеклассники представляют новый материал для младших школьников

Предлагаю рассмотреть один пример из моего опыта. При изучении темы «Указательные местоимения» в 4-5 классах каждый ученик получает листочек с заданием, который он выполняет в ходе просмотра видео с разъяснением правила на английском языке. https://www.youtube.com/watch?v=BcxmWhY-zx8

Watch the video about the demonstratives (указательные местоимения) and do the tasks

1. How many demonstratives are there?

2. Write them down.

3. Watch the video and complete the chart. Put ticks v where necessary:

Demonstratives:

Singular

Plural

Near the speaker

Far from the speaker

4. Compare your chart with your partner's and do the exercise together.

В заключение важно подчеркнуть, что мы постоянно маневрируем в огромном и постоянно растущем море информации. Она сваливается на нас, требуя мгновенной реакции и правильных решений. Как быть? Все прекрасно осознают, что текущая реальность требует нового типа мышления. Не линейного и однобокого, а гибкого, рационального, критического. Без такого мышления человек будет тонуть в огромном океане сомнительной, непроверенной и недостоверной информации, будет делать поспешные и необоснованные выводы и обобщения, принимать некорректные решения, смотреть на происходящие в мире процессы и явления поверхностно, искаженно, стереотипно, в черно-белых красках.

Список литературы

1. Греков Д. «Что такое критическое мышление и зачем оно современному человеку?» https://howtoreadmedia.ru/ru/what_is_media/read/chto-takoe-kriticheskoe-myshlenie-i-zachem-ono-sovremennomu-cheloveku-

2. Данилова Е. "Что такое обучение 4К, зачем оно вашему ребенку и где учиться по такой системе" https://mel.fm/blog/yekaterina-danilova/3492-chto-takoye-obucheniye-4k-zachem-ono-vashemu-rebenku-i-gde-uchitsya-po-takoy-sisteme)

3. Непряхин Н. «Не верю! Как развить критическое мышление» https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/370759-ne-veryu-kak-razvit-kriticheskoe-myshlenie

4. Обметко С. Ю. «Приемы технологии критического мышления на уроках английского языка» http://io.nios.ru/articles2/88/2/priemy-tehnologii-kriticheskogo-myshleniya-na-urokah-angliyskogo-yazyka

5. Чижаковская Я. « Использование технологии критического мышления на уроках английского языка» http://iyazyki.prosv.ru/2018/12/the-use-of-critical-thinking-technology-in-english-lessons

6. «Как и зачем развивать критическое мышление» http://www.directtalk.ru/article/kak-i-zachem-razvivat-kriticheskoe-myshlenie

7. "Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке. Практические рекомендации" https://vbudushee.ru/library/kompetentsii-4k-formirovanie-i-otsenka-na-uroke-prakticheskie-rekomendatsii/

8. "Критическое мышление: базовые принципы и приёмы" https://newtonew.com/science/critical-thinking-guidance

9. "Навыки 21 века: как формировать и оценивать на уроке?» https://edpolicy.ru/form-and-evaluate


   В номере

Внедрение обновленных ФГОС НОО и ООО:

ФГОС
Функциональная грамотность

  СИМВОЛЫ - 2022





  KAZANOBR - 2022



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2022

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика