Формирование читательской грамотностина уроках математики в начальной школе

Фролова Оксана Анатольевна,
Рахматуллина Алсу Данисовна,
учителя начальных классов
МБОУ «Школа №85»


В обновленных ФГОС НОО одной из целей образования становится развитие функциональной грамотности и, прежде всего, читательской грамотности, которая предполагает умение работать с различными текстами, извлекать и использовать информацию.

Работа с информацией относится к метапредметным универсальным учебным действиям. В них можно выделить следующие умения учащихся, характеризующие их работу с информацией:

- чтение и понимание текстовой информации;

-использование справочной литературы для уточнения и поиска дополнительной информации;

- чтение и понимание невербальной информации, представленной разными способами (рисунок, таблица, схема, диаграмма);

-использование информации для установления количественных и пространственных отношений, причинно-следственных связей;

- сравнение и обобщение информации, представленной в текстах, таблицах;

- перевод информации из одной формы в другую;

- устное представление информации.

Актуальность проблемы работы с информацией на уроке для формирования функциональной (в том числе математической) грамотности учащихся обусловлена ее важностью в ходе работы по реализации обновлённых ФГОС, который рассматривает чтение «как средство познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога». Смысловое чтение рассматривается как метапредметный результат, достижение которого является обязательным.

В основе чтения – текст. Следовательно, наиболее значимой становится проблема организации работы с текстом на уроке. На уроке математики формирование математической грамотности возможно при условии повышения уровня читательской грамотности при работе с математическими текстами. Данная проблема вызвана следующим противоречием: с одной стороны, есть запрос современного общества, требования ФГОС, зафиксированные в Основной образовательной программе, а с другой стороны - низкий уровень читательской грамотности, уменьшающий возможности формирования математической грамотности.

Формирование навыков смыслового чтения и умения работать с текстом тесно связано с личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями. Цель смыслового чтения – максимально точно понять содержание текста, уловить все подробности и осмыслить полученную информацию. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, обучающимся нужно понимать смысл текста, составлять систему образов, т. е. осуществлять познавательную деятельность. Когда учащийся внимательно вчитывается в каждую строчку, он проникается смыслом благодаря анализу текста, что влияет на его собственное развитие. Вдумчивое чтение активизирует работу воображения. И тогда текстовая задача превращается в живую картинку- перед учениками возникают образы и ситуации, которые они должны разрешить. Приходит понимание, повышается интерес. И еще, ученикам на уроке должно быть интересно и понятно, зачем он изучает данный материал и где может применить полученные знания, независимо от того, в каком классе он обучается.

На уроках мы используем следующие приемы:

- «Попробуй найти!» (учитель сообщает классу название главы или параграфа. Ученики должны быстро с помощью оглавления найти данный раздел учебника и зачитать несколько строк из него);

- «Посмотри и реши» (учитель просит открыть учебник на заданной странице и посмотреть, какие задачи им предстоит решать. Ответить на вопросы: Сколько всего заданий? Как узнали? Сформулируйте тему, по которой необходимо решить задачи?);

- «Мозговой штурм» (учитель записывает тему урока на доске, а учащиеся называют все ассоциации, возникающие у них. Учитель записывает все ассоциации, а после прочтения текста учащиеся обсуждают, что было названо правильно, а что нет);

-«Чтение с остановками» (чтение отрывка текста и ответов на вопросы к нему до перехода к следующему отрывку);

- «Чтение про себя с пометками (Инсерт)»;

-«Вопросы к тексту учебника» (формируют умение самостоятельно работать с информацией, формулировать вопросы, работать в парах);

- «Верные и неверные утверждения»;

-«Тонкие» и «толстые» вопросы и тд.

Приведем примеры заданий для урока математики, направленные на развитие читательской грамотности и формирование УУД, связанного с поиском, интерпретацией и преобразованием информации. Решая предметные задачи, мы включаем в них дополнительный материал – культурологический, краеведческий, метапредметный, личностный, межпредметный, реализуем воспитательные задачи.

1. Прочитайте текст.

«Сотни тысяч птиц весной прилетают в нашу республику. Все знают, какую роль они играют в охране леса от вредных насекомых. Подсчитано, что одна пара поползней приносит птенцам за день около 300 гусениц; дятлы-900, а скворцы-1500.

Просим составить по полученным данным текстовые задачи и ответить на вопросы: Что нового вы узнали? Что еще хотели бы узнать? Что будет с лесом, если погибнет большая часть птиц? -экологическое воспитание).

2. Прочитайте текст.

Казань - один из древнейших городов России, расположенный на Средней Волге на реке Казанка. Является столицей Республики Татарстан и крупнейшим городом Поволжья. Казань - одно из самых красивых и интересных мест России, город с великолепным историческим и культурным наследием.

История Казани насчитывает более тысячи лет. Учёные считают, что поселение на месте современного города было основано примерно в 1005 году.

В составе Республики Татарстан находится 41 городской населённый пункт, в том числе 24 города.

В таблице указана численность населения некоторых городов нашей республики на 2021 год.

Население городов Республики Татарстан

Название города Численность населения, чел.

Казань 1252000

Набережные Челны 534000

Лениногорск 62000

Зеленодольск 99700

Арск 20500

Нижнекамск 238000

Елабуга 74000

Альметьевск 157000

1. Пользуясь данными таблицы, запишите названия городов: а) по увеличению численности их населения; б) по уменьшению численности их населения.

2. Какие города имеют численность населения свыше 80000 человек.

3. Численность населения какого города ближе всего к 70000, 600000 человек?

Рассматривая теоретические аспекты осмысления понятия текстовой задачи необходимо обратить внимание на виды работ над текстовой задачей. В теории выделяются 6 видов работ над текстовой задачей:

- составление условия к данному вопросу

-постановка вопроса к данному условию

-решение задач с лишними данными

-использование задач с недостающими данными

-составление задач, обратных данной

-решение нестандартных задач (логических, комбинаторных, на смекалку).

Приведем пример алгоритма работы текстовой задачей.

Прочитай задачу.

В автопарке 22 автобуса, это на 8 больше, чем троллейбусов. Сколько троллейбусов в автопарке?

- Подчеркните ключевые слова (автобус, троллейбус, 22, на 8 больше);

- По ключевым словам перескажите текст задачи.

- Какая скрытая информация содержится в тексте? (троллейбусов на 8 меньше)

- Составим краткую запись.

- Запишите решение задачи.

- Запишите ответ.

-Подставьте полученный результат в вопрос задачи: «В автопарке 14 троллейбусов».

- Мы правильно решили задачу?

- Давайте составим алгоритм решения задачи

Для формирования читательской грамотности при решении текстовых задач можно использовать дополнительные задания:

- изменение условия так, чтобы задача решалась другим действием;

- постановка нового вопроса к уже решенной задаче, ответ на который можно найти по данному условию;

-сравнение содержания данной задачи и ее решения с содержанием и решением другой задачи;

-решение задачи другим способом или с помощью других средств – другим методом: графическим, алгебраическим и т.д.);

-изменение числовых данных задач так, чтобы появился другой способ решения или, наоборот, чтобы один из способов решения стал невозможным;

-исследование решения (Сколько способов решения имеет задача? При каких условиях она не имела бы решения? Какие приемы наиболее целесообразны для поиска решения этой задачи? Возможны ли другие методы решения?);

-обоснование правильности решения (проверка).

Мы видим, что необходимо с первого класса учить детей разбивать текст на смысловые части, моделировать ситуации, отраженные в текстовой задаче и формирование математической грамотности учащихся напрямую связано с развитием навыков смыслового чтения.


   В номере

Внедрение обновленных ФГОС НОО и ООО:

ФГОС
Функциональная грамотность

  СИМВОЛЫ - 2022





  KAZANOBR - 2022



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2022

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика