Фадеева Марина Николаевна,
учитель математики
МБОУ «Школа №85» г.Казани
«Обучать – значит вдвойне учиться.
Детям нужны не поучения, а примеры»
Жозеф Жубер
В настоящее время неотъемлемой частью образовательного пространства является функциональная грамотность, которая показывает, насколько человек может использовать полученные знания, умения и навыки, сформированные на уроках, в реальных жизненных ситуациях. Задания на развитие функциональной грамотности находят широкое применение в практике рос-сийских школ. Они направлены на оценку предметного знания- знания фактов и умений решать типовые задачи.
Важно отметить, что функциональная грамотность носит межпредметный характер, построенный на системно-деятельностном подходе в образовательном процессе.
Выделяют четыре основных этапа в структуре деятельности по решению учебно-познавательной задачи:
? Анализ состава задачи (осмысление условия задачи).
? Поиск (составление) плана решения.
? Осуществление найденного плана решения и доказательство, что полученный результат удовлетворяет требованию задачи.
? Обсуждение (анализ, изучение) найденного решения.
Как учитель математики я выявила основные затруднения среди своих обучающихся при решении задач на формирование математической грамотности в рамках функциональной грамотности:
? Обучающиеся выбирают известные способы решения и последовательность действий задач, которые им известны.
? По заданному эталону, плану не проводят анализ достоверности или вероятности представленной информации.
? Не выдвигают гипотезу, способствующей результативности решении задач
Считаю, что учителю необходимо на своих уроках включать учебно-познавательные задания по функциональной грамотности, которые ведут к поиску различных способов решения одной и той же задачи.
Данная работа позволяет выявить нам у обучающихся:
1. принцип действий в новой ситуации;
2. выбор индивидуального стиля решения заданий;
3. проявление активности, самостоятельности, творчества, вариативности.
Предлагаю сюжеты заданий, основанные на реальной жизненной ситуации, которые позволяют обучающимся моделировать различные стратегии поведения в повседневной жизни, применяя имеющиеся знания, опыт и повышая уровень их функциональной грамотности (в частности, математиче-ской).
Таким образом, закладывается основа для более эффективной организации дифференцированного обучения.
Карточка №1«Ремонт»
Хозяин дачного участка решил покрыть крышу профнастилом своими руками с начальными строительными навыками и базовым набором инструментов, даже не имея большого опыта. Профнастил стоит недорого, а служит 25-50 лет. С помощью этого доступного материала может монтироваться и двухскатная кровля, и более сложные конструкции. Поэтому кровля такого типа является самой востребованной.
Вопросы к ситуации задачи:
Какие измерения нужно выполнить хозяину дома для того, чтобы:
1. Узнать сколько квадратных метров железа потребуется для покры-тия крыши, если она имеет форму двух равных прямоугольников?
2. Измерить угол наклона крыши
3. Найти высоту крыши.
Ответ_____________________
Карточка №2
«Здоровье»
Телу человека, как и всем растениям и животным, необходим кальций для обменных процессов. Кальций-основа костной ткани и зубов. Международная организация здравоохранения установила суточную норму кальция 1000 мг каждому взрослому человеку. Людям, следящим за своим питанием и фигурой, диетологи советуют употреблять 1% молоко, которое содержит на 200мл 305 мг кальция.
Какова суточная норма потребления стаканов однопроцентного молока для взрослого человека?
Ответ______________________
Карточка №3
«Культура»
Для выполнения задания воспользуйтесь информацией, которую можно найти на сайте https://tickets.teatrkachalov.ru/
Марина Васильевна подарила своей дочери Алене на день рождение сертификат номиналом 500 рублей на посещение театра. Алена собирается купить два билета на спектакли «Красная Шапочка» 1 мая в 11.00.ч, 7 ряд место 6 в партере и «Иван-дурак и черти» 8мая в 11.00ч., ряд 5, место 4.
Сколько рублей Алене нужно доплатить за эти билеты после того, как он применит сертификат?
Ответ:_____________________________
Список литературы
1. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие / И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселев; науч. ред. И. Ю. Алексашина. — СПб.: КАРО, 2019. — 160 с. — (Петербургский вектор введения ФГОС ООО). ISBN 978-5-9925-1413-1