Формирование функциональной грамотности через лексико-грамматические навыки обучающихся с использованием цифровой образовательной среды

Усманова Алина Айратовна,
учитель английского языка МБОУ
«Школа №103» г.Казани


В современной практике преподавания иностранного языка использу-ются цифровые ресурсы, т.к. многие методисты убеждены, что они способны ускорить процесс овладения иноязычной речью, сделать обучение интерес-ным и познавательным одновременно.

Однако до сих пор смысловое поле понятия «цифровые технологии» (в том числе в обучении иностранному (английскому) языку) остается размы-тым. Разные методисты приводят разные объяснения данного термина. Так, М. В. Кузьминова, по сути, отождествляет цифровые технологии обучения английскому языку с IT-технологиями, связанными с использованием web среды и формированием «цифровой грамотности» [5]. Т. Ю. Кизилова под цифровыми технологиями обучения иностранному языку подразумевает ис-пользование электронных словарей и онлайн лекций [1]. Также встречается понятие о цифровых технологиях как о технологиях обучения, связанных с использованием компьютерной техники [4].

Все средства ИКТ, применяемые в образовательном процессе, можно разделить на два типа: аппаратные (компьютер, принтер, сканер, фотоаппа-рат, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон и др.) и программные (элек-тронные учебники, тренажеры, тестовые среды, информационные сайты, по-исковые системы Интернета и т.д.) [2]. Первые используются учителями еже-дневно, однако вторые остаются в тени по сей день, несмотря на тот факт, что они обладают огромным познавательным потенциалом.

Лосева Т.В. пишет об уместности использования ЦОР на различных этапах урока. Например, на этапе введения или закрепления лексических единиц можно использовать презентации с изображениями названий лекси-ческих единиц по теме урока, что помогает быстрее выучить новые слова учащимися. На этапе изучения лингвострановедческого аспекта уместно применения демонстрации аутентичного видеоматериала, т.к. это не только наглядно показывает быт, традиций и культуры страны изучаемого языка, но и демонстрирует использование лексико-грамматических конструкций в реальной жизни. Этапе проверки знаний, обучающихся также может осу-ществляться с помощью цифровых технологий. Например, такие программы как Google forms, Madtest, Socrative позволяют составить проверочные рабо-ты, тесты и викторины [3].

Ниже представлены платформы, которые мы используем на уроках ан-глийского языка в начальной и средней школе.

Одними из самых популярных примеров являются использование сер-висов «Kahoot» и «Quizizz», которые позволяют создавать квесты, виктори-ны, тесты. Не требуя регистрации учащихся, они являются удобными в при-менении на уроке, т.к. от учащихся требуется только смартфон. С их помо-щью можно в игровой форме закрепить и проверить усвоение учащимися лексических единиц.

Платформа «TED» также является кладезем полезной информации для обучения учащихся иностранному языку. Данный сайт удобен: можно вы-брать язык, уровень его владения, подобрать длительность видеоматериала. Стоит отметить, что каждый видеоматериал подкрепляется заданиями на от-работку лексико-грамматических и коммуникативных навыков. После про-смотра видеоролика у учащихся точно будет, что сказать по теме.

«Word Wall» и «Learning apps» являются примерами платформ, где учителя могут разработать интересные игры для ввода или закрепления лек-сических единиц. На уроке достаточно включить проектор и наслаждаться изучением иностранного языка.

В настоящее время огромной популярностью пользуются mind maps, следовательно появляются платформы для их составления в онлайн формате.

Интернет-ресурс Bubbl.us способствует быстрому созданию таких карт.

Для самостоятельной работы учащихся используются мобильные при-ложения такие как: LinguaLeo, Duolingo, Memrise, BBC Learning English. Од-нако данные приложения в основном фокусируются на отработке лексики и грамматики.

Изучив вышеперечисленное, можно увидеть, что освоению коммуника-тивной стороне речи использование цифровых технологий не помогает, но мы утверждаем обратное. Например, в качестве речевой разминки обычно задается стандартный вопрос (What is the weather like today?), на который каждый ученик заведомо знает ответ. Сделать этот процесс менее предсказу-емым можно, использовав Google maps: учитель образно перемещает уча-щихся в другие города, страны, континенты, а учащиеся отвечают какая там погода.

Другими примерами использования Google maps на уроках английско-го языка для развития коммуникативной компетенции учащихся являются описание местности и проложение маршрута. Данный процесс – это отлич-ный способ разыграть диалоги, составить монолог, опираясь на визуальные средства наглядности. Использование интернет-карт позволяет описывать удаленную местность, тем самым не только закрепляя лексико-грамматические конструкции, но и развивая общий кругозор учащихся.

Таким образом, применение цифровых технологий на уроках ино-странного языка является вспомогательным компонентом, способствующим сделать процесс овладения языком интересным, занимательным и мотивиру-ющим. А простота использования данных ресурсов не вызовет трудностей при внедрении их в учебную аудиторию.

Список литературы

1. Кизилова Т.Ю. Использование цифровых технологий в обучении ино-странному языку: за и против / Т. Ю. Кизилова // Профессиональное лингво-образование : материалы десятой международной научно-практической кон-ференции. Нижегородский институт управления - филиал РАНХиГС. - Ниж-ний Новгород. - 2016. - С. 183-188.

2. Коптюг Н.М. Интернет-уроки как вспомогательный материал для учи-теля английского языка // Иностранные языки в школе. – 2000. - № 4. – С. 54-59.

3. Лосева Т.В. Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка / Т. В. Лосева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 416-417. — URL: https://moluch.ru/archive/336/75168/ (дата обращения: 15.10.2022).

4. Певнева И.В. Цифровые технологии в обучении студентов иностран-ному языку / И. В. Певнева, О. Н. Гавришина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. -2015. - № 12-1 (54). - С. 139-142.

5. Kuzminova, M. V. A Digital Text As The Means Of Integrating Informa-tional Technologies Into Teaching English / M. V. Kuzminova // Russian linguistic Bulletin. - 2016. - № 4 (8). -С. 61-70.


   В номере

Внедрение обновленных ФГОС НОО и ООО:

ФГОС
Функциональная грамотность

  СИМВОЛЫ - 2022





  KAZANOBR - 2022



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2022

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика