Стилистический анализ художественного текста как средство по-вышения читательской грамотности на уроках английского языка

Терехина Екатерина Андреевна,
учитель английского языка
МБОУ «Школа №38» г.Казани


В современном образовании одной из важных задач является формирование функциональной грамотности обучающихся. Предмет «Английский язык» является средством формирования таких компонентов функциональной грамотности, как читательская грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление, важнейших навыков 21 века. Необходимость всесторонне развивать обучающихся также отражена в обновленных ФГОС. В данной статье мы рассматриваем стилистический анализ художественного текста как средство повышения читательской грамотности на уроках английского языка.

Стилистический анализ текста является важной составляющей при изучении художественного произведения. Он не только развивает навыки вдумчивого чтения, но и дает основу для развития художественного вкуса, способствует нормализации языка и помогает выразительно говорить и писать.

При стилистическом анализе текста наиболее важную роль играют стилистические приемы, которые автор произведения использует не только для передачи текстовой информации, но и для осуществления своего (авторско-го) замысла. [2]

Работая с художественным текстом на уроке английского языка, помимо заданий на понимание содержания текста, мы также предлагаем обучающимся провести стилистический анализ для выявления авторского замысла произведения.

Одним из примеров подобного стилистического разбора художественного произведения на английском языке служит исследовательская работа обучающейся девятого класса «Стилистические приёмы в коротких американских рассказах на примере работ Эдгара Аллана По». Целью нашего ис-следования являлось выявление стилистических приемов, наиболее распространенных в коротких рассказах Эдгара Аллана По. В ходе работы были поставлены следующие задачи:

1. Выполнить критический анализ научной литературы по данной теме;

2. Сделать краткий исторический обзор понятия короткий рассказ;

3. Рассмотреть основные классификации стилистических приемов;

4. Выявить стилистические приемы, наиболее характерные для ко-ротких рассказов Эдгара Аллана По.

В качестве методов исследования мы использовали теоретический анализ, исторический метод, метод абстракции, метод синтеза.

В теоретической части исследования нами было дано определение стилистическим приемам, рассмотрены виды их классификаций. Также мы рассмотрели понятие жанра короткого рассказа, как основополагающего жанра американской литературы.

В практической части исследования мы выявили стилистические приемы, наиболее характерные для коротких рассказов Эдгара Аллана По. В качестве материала исследования нами были выбраны короткие рассказы Э. По “The Black Cat” (1843), “Loss of Breath” (1850).

Проведя лексико-стилистический анализ произведений Э. По (“The Black Cat”, “Loss of Breath”), мы отметили, что в данных произведениях лексико-фразеологические стилистические средства выразительности языка преобладают над синтаксическими стилистическими средствами. [3]

Каждое проанализированное нами произведение Э. По имеет свою особенность в виде наиболее частого употребления какого-либо лексико-фразеологического стилистического средства. Короткий рассказ “Loss of Breath” изобилует аллюзиями (allusions: “like Brutus, I paused for reply”, “he has dreamed of flames and suffocation – of mountains upon mountains – of Pelion upon Ossa”), “The Black Cat” – синонимами, которые относятся к одному из главных героев – черному коту (synonyms: cat, pet, playmate, animal, beast, creature, the victim of my cruelty, the thing, an incarnate Night-Mare, my tormen-tor, the monster).

Среди синтаксических стилистических средств наиболее часто в своих произведениях Э. По использует инверсию (inversion: «very surely do I not dream”, “now was I indeed wretched”).

Эти и другие указанные нами стилистические приёмы и средства выразительности языка служат мощным средством в руках писателя для создания необходимого эмоционального фона повествования; они рассчитаны на определенную реакцию читателя.

Проведенная нами исследовательская работа может послужить теоретическим и практическим материалом при работе с художественными текстами на уроках английского языка, что указывает на её практическую зна-чимость.

Также необходимо отметить возросший интерес к художественной литературе на английском языке среди обучающихся после близкого знакомства со стилистическим анализом текста, что, несомненно, положительно влияет на развитие читательской грамотности.

Список литературы

1. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация / Е.Е. Анисимова. – М.: Новое слово, 2005. – 334 с.

2. Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык: Учебник для вузов. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Флинта: Наука, 2002. – 384 с.

3. Гальперин И.Р. Стилистика английского языка / И.Р. Гальперин. – М.: Высшая школа, 1981. – 416 с.

4. Функциональная грамотность. Часть I / Д. М. Шакирова, Г. А. Рудик, И. И. Лушпаева. – Казань: ГАОУ ДПО ИРО РТ, 2020. – Вып. 3(7). – 87 с.

5. http://text_analysis.academic.ru Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник

6. http://www.pergam-club.ru/book/6249 Литература глазами читателей


   В номере

Внедрение обновленных ФГОС НОО и ООО:

ФГОС
Функциональная грамотность

  СИМВОЛЫ - 2022





  KAZANOBR - 2022



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2022

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика