Использование практико-ориентированных ситуаций для форми-рования функциональной грамотности обучающихся 2-4 классов

Сафина Ольга Михайловна,
учитель английского языка
МБОУ «Школа № 85» г.Казани


В современном мире иностранный язык является не только средством общения человека и всего общества в целом, а также способом реализации своих умений и способностей. Уже не возникает вопрос «Зачем нужен ино-странный язык?». Мы все чаще сталкиваемся с необходимостью использова-ния иностранного языка в повседневной жизни: работа за компьютером, просмотр фильмов и видеороликов, общение в социальных сетях, участие в проектах, конференциях и конкурсах. Кроме того, в наше время люди стали больше путешествовать, а это прекрасная возможность изучать другую культуру и в то же время нести свою.

Основным направлением в образовательном процессе на сегодняшний день выступает формирование и развитие функциональной грамотности учащихся, как показатель успешности выполнения образовательных между-народных стандартов, который уже нашел свое отражение в новой редакции проекта ФГОС. Лишь функциональная грамотность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона задач в различных сферах чело-веческой деятельности, общения и социальных отношений.

Программа обучения иностранным языкам предполагает на разных ступенях обучения развитие навыков и умений, без которых сегодня невоз-можно справляться с решением жизненно важных задач. Подобные навыки и умения включают в себя умение осмысленно читать и воспринимать на слух, а также воспроизводить тексты разных типов (информационного и приклад-ного характера, литературные тексты); умение извлекать информацию из разных источников; способность находить и критически оценивать информа-цию из СМИ и Интернета; умение пользоваться источниками и ссылаться на них; умение читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и применять их при подготовке собственных текстов; способность реализовы-вать разные стратегии чтения при работе с текстом. Следовательно, образо-вательные стандарты ориентируют учителя на развитие функциональной грамотности учащихся.

Под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с соци-умом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету об-ратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает чело-веку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Цель обучения функциональной грамотности на уроках иностранного языка – это совершенствование иноязычной компетенции, способности и го-товности школьников использовать язык для решения коммуникативных за-дач.

Содержание функциональной грамотности, формируемой в рамках урока иностранного языка, включает в себя и овладение грамотной устной и письменной речью, и способность к диалогу в стандартной жизненной ситуа-ции, и умение самостоятельно формулировать проблему и способы ее реше-ний.

Учитель должен четко представлять, для какой цели выполняется то или иное задание, и понимать, какие приемы и методы помогут достичь ко-нечной цели – научить обучающихся говорить на иностранном языке.

Выделяют следующие направления формирования функциональной грамотности:

- математическая грамотность;

- читательская грамотность;

- естественнонаучная грамотность;

- финансовая грамотность;

- креативное мышление;

- глобальные компетенции.

Для формирования функциональной грамотности можно использовать следующие эффективные педагогические идеи и формы:

1. учение в общении, или учебное сотрудничество, задания на работу в парах и малых группах;

2. создание учебных ситуаций, инициирующих учебную деятельность учащихся, мотивирующих их на учебную деятельность и проясняющих смыслы этой деятельности;

3. поисковая активность – это задания поискового характера, учебные исследования, проекты;

4. оценочная самостоятельность школьников, задания на взаимо- и са-мооценку: кейсы, ролевые игры, диспуты и др.;

5. приобретение опыта – разрешение проблем, принятие решений, по-зитивное поведение.

Безусловно, для того, чтобы формировать и развивать функциональ-ную грамотность учащихся, учителю необходимо подобрать либо составить соответствующие задания.

Можно выделить несколько особенностей заданий для оценки функци-ональной грамотности:

- задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний;

- в каждом из заданий описывается жизненная ситуация;

- контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни;

- ситуация требует осознанного выбора модели поведения;

- вопросы изложены простым и ясным языком;

- используются иллюстрации, таблицы, схемы, диаграммы.

Рассмотрим некоторые виды заданий, которые можно использовать для формирования функциональной грамотности на уроках иностранного языка, а в частности английского, в начальной школе.

I. Задание на формирование математической грамотности (пример для 4 класса)

“Solve and check” (Реши задачу.)

Each week, the cafeteria Friday Pizza sells 125 pizzas.

You can buy the pizza every Friday in January. There are 4 Fridays.

How many pizzas does the cafeteria sell in January? (Можно составить таблицу с данными из задания.)

II. Задание на формирование читательской грамотности (пример для 2 класса)

1) Прочитай текст “My House”.

This is my house. There’s a big spider in the kitchen.

There’s a bird in the living room.

There’s a dog in the bedroom. It’s a small dog.

There’s a cat in the hall.

There’s a horse in the garden.

2) Напиши названия комнат и нарисуй животных в доме. (Рисунок дома к заданию должен прилагаться.)

III. Задание на формирование естественнонаучной грамотности (пример для 3 класса)

“Did you know?” (Знаете ли вы?)

Russia quiz.

1. What is the capital of Russia?

2. Where is the Kremlin?

3. Where is the taiga?

4. What is this animal?

5. Where is the spaceship?

6. Where is Father Frost’s House?

7. What’s Sochi famous for?

8. Is Russia a big country?

(К пунктам 4 и 5 необходимо подготовить иллюстрации.)

IV. Задание на формирование финансовой грамотности (пример для 3 класса)

“А shopping game”

Play the game with your friend/classmate. (Сыграй в покупателя из ан-глийского магазина)

A: I’m going shopping. I want to make fruit salad.

I’m going to buy … apple(s), … orange(s), … banana(s).

B: I’m going shopping. I want to make vegetable salad.

I’m going to buy … tomato(es) and … cucumber(s).

V. Задание на формирование креативного мышления (пример для 4 класса)

Your mission: Find what time Carlos stopped climbing?

Carlos started climbing at 3:00.

He climbed for 30 minutes.

What time did he stop? ___________________________

Understand

What do I know?

Underline what you know.

What do I need to find out?

Circle it.

Plan

How will I solve a problem?

Solve

-Act it out.

-Draw a picture.

-Write a table.

Check

Look back

Does my answer make sense?

VI. Задание на формирование глобальных компетенций (пример для 2 класса)

“Problem Solving in Science”

Тема урока: “A space monster”. При выполнении данного задания по-требуются листы для рисования и фломастеры/карандаши.

Речевая ситуация и фоновая информация.

Сначала учитель просит учеников закрыть учебники, и далее следует обсуждение ситуации о том, как ученики представляют себе встречу с косми-ческим пришельцем (a space monster). Как, по их мнению, может выглядеть такой пришелец?

Учитель включает аудиозапись с описанием космического монстра (чу-довища). Ученики слушают текст и пытаются нарисовать этого пришельца из космоса.

Затем ученики открывают учебники. Учитель включает аудиозапись во второй раз. Учащиеся слушают текст и рассматривают рисунок. Можно сравнить нарисованного в учебнике монстра с теми, которых изобразили де-ти, найти совместными усилиями наиболее похожего.

Ученики могут сравнить тех монстров, которые у них получились, с текстом-описанием.

Можно задать вопросы к рисункам:

What is your monster’s name?

Has he got any legs/arms/ears/eyes?

How many legs/arms/ears/eyes has he got?, etc.

Объяснение домашнего задания: нарисовать своего пришельца из кос-моса

и написать о нём по образцу из учебника.

Следует выделять следующие характеристики вышеуказанных зада-ний и систему оценивания:

Задание 1. “Solve and check” (Математическая грамотность)

Характеристики задания:

Содержательная область оценки: количество

Компетентностная область оценки: применять

Контекст: личный

Уровень сложности: низкий

Формат ответа: задание с кратким ответом

Объект оценки: выполнять действие с натуральными числами

Максимальный балл: 1

Система оценивания:

Балл Содержание критерия

1 Записано число 500.

0 Другой ответ или ответ отсутствует.

Задание 2. “My House” (Читательская грамотность)

Характеристики задания:

Содержательная область оценки: чтение для личных целей, окружа-ющий мир

Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретиро-вать информацию

Контекст: личный

Тип текста: сплошной

Уровень сложности: средний

Формат ответа: задание с развернутым ответом (в виде текста, рисунка или и рисунка, и текста)

Объект оценки: делать выводы на основе интеграции информации из разных частей текста

Максимальный балл: 2

Способ проверки: учителем

Система оценивания:

Балл Содержание критерия

2 Выбраны оба верных ответа (написан текст и нарисован ри-сунок) и никакие другие.

1 Выбран только 1 верный ответ из двух и никакие другие, ИЛИ

выбраны 1 верный ответ и 1 неверный, ИЛИ выбраны 2 вер-ных ответа и 1 неверный.

0 Выбраны другие варианты ответа или ответ отсутствует.

Задание 3. “Did you know?” Russia quiz (Естественнонаучная грамот-ность)

Характеристики задания:

Содержательная область оценки: содержательное знание

Компетентностная область оценки: объяснение явлений/ мест/ досто-примечательностей и т.д.

Контекст: местный

Уровень сложности: высокий

Формат ответа: задание с развернутым ответом

Объект оценки: анализировать, интерпретировать данные и делать выводы

Максимальный балл: 2

Способ проверки: учителем

Система оценивания:

Балл Содержание критерия

2 Дан полный ответ на заданный вопрос, ошибки отсутствуют.

1 Ответ может быть дан в близкой по смыслу формулировке и

допущена 1 ошибка, не препятствующая коммуникации.

0 Другой ответ или ответ отсутствует.

Задание 4. “А shopping game” (Финансовая грамотность)

Характеристики задания:

Содержательная область оценки: покупки

Компетентностная область оценки: выявление финансовой информа-ции

Контекст: личный

Уровень сложности: высокий

Формат ответа: задание с развернутым ответом

Объект оценки: проанализировать и сделать вывод, какие продукты необходимо купить в магазине для приготовления блюда

Максимальный балл: 1 балл

Система оценивания:

Балл Содержание критерия

1 Дано объяснение, сколько и какие продукты необходимо ку-пить

в магазине, а также указано для приготовления какого блюда они понадобятся.

0 Дано только объяснение, сколько и какие продукты необхо-димо

купить в магазине.

ИЛИ

Объяснение не приведено.

ИЛИ

Ответ отсутствует.

Задание 5. “Find what time Carlos stopped climbing?” (Креативное мышление)

Характеристики задания:

Содержательная область оценки: решение социальных проблем

Компетентностная область оценки: отбор идей

Контекст: общественный

Уровень сложности: средний

Формат ответа: задание с выбором одного верного ответа

Объект оценки: выбор наиболее удачной идеи в решении задания

Максимальный балл: 1 балл

Система оценивания:

Балл Содержание критерия

1 Выбранная идея адекватна заданию и ситуации и имеет ценность. Выбрана идея 3.

0 Выбранная идея НЕ адекватна заданию и ситуации, ИЛИ НЕ име-ет

ценности, например, выбрана одна из идей 1 или 2.

Задание 6. “A space monster” (Глобальные компетенции)

Характеристики задания:

Содержательная область оценки: межкультурное взаимодействие

Компетентностная область оценки: оценивать информацию

Контекст: личный

Уровень сложности: средний

Формат ответа: задание с развернутым ответом (в виде текста, рисунка или и рисунка, и текста)

Объект оценки: оценка информации

Максимальный балл: 2 балла

Система оценивания:

Балл Содержание критерия

2 Ответ принимается полностью. Нарисованный рисунок соот-ветствует

требованию задания и ситуации.

1Ответ принимается частично: рисунок выполнен верно только

наполовину.

0 Ответ не принимается. Нарисованный рисунок не соответству-ет

требованию задания и ситуации.

ИЛИ

Ответ отсутствует.

Таким образом, функциональная грамотность — вопрос, актуальный для педагогов, учеников и родителей. Эту задачу нужно решать только со-обща. А в процессе можно получить удовольствие — ведь учиться для жизни всегда приятно.

Предметная область иностранных языков в общем, а в частности – ан-глийского языка, инструмента международного общения и процесса глоба-лизации, является источником для формирования и развития, продиктован-ных временем умений и навыков современной личности, успешно функцио-нирующей во всех областях своей жизни: работа, социум, семья и личные взаимоотношения.

Список литературы

1. Вербицкая М.В. Сборник специальных модулей по финансовой гра-мотности для УМК по английскому языку 10 класса. М.: Вентана-Граф, 2017. – 24 с.

2. Вербицкая М.В. Сборник специальных модулей по финансовой гра-мотности для УМК по английскому языку 11 класса. М.: Вентана-Граф, 2017. – 24 с.

3. Вершловский С. Г., Матюшкина М. Д. Функциональная грамотность выпускников школ // СОЦИС. – 2007. – №5. – С. 140-145

4. Залевская А. А. Текст и его понимание. – Тверь: ТГУ, 2001. – 177 с.

5. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся основной школы при освоении дисциплин общественно-гуманитарного цик-ла. Методическое пособие. – Астана: Национальная Академия образования им. И. Алтынсарина, 2013. – 40 с.

6. Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Рос-сийской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» [Электронный ресурс]/Режим доступа: http://skiv.instrao.ru


   В номере

Внедрение обновленных ФГОС НОО и ООО:

ФГОС
Функциональная грамотность

  СИМВОЛЫ - 2022





  KAZANOBR - 2022



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2022

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика