Моделирование как основа функциональной грамотности на уроках изобразительного искусства

Романова Людмила Юрьевна,
учитель искусства
МБОУ «Лицей №145» Авиастроительного района г.Казани


В связи с модернизацией российского образования сегодня обучение в школе не может ограничиваться академическими целями, оно должно включать функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью. Новые стандарты образования мотивируют учителя на развитие функциональной грамотности учащихся. Проблема функциональной грамотности должна быть деятельной, которая позволит переориентировать усилия личности к активной проектной работе. Функциональная грамотность обогатит ученика практическими навыками и даст возможность в новых условиях социально адаптироваться и успешно творить, функционировать в современном обществе.

Изобразительное искусство - сложный предмет, который содержит в себе знания о композиции, о пропорциях, о перспективе и т.д. Задача современной школы - формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося общества.

Современный ребенок живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. Учитель должен быть вооружен новыми методиками и образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке.

Особое место в политехническом обучении учащихся занимает развитие творческих способностей, что достигается путем широкого использования заданий на конструирование, моделирование, на применение различных способов преобразования изображений. С этой целью, начиная с 6-го класса, в программу изобразительного искусства лицея вводятся практические задания на конструирование и моделирование. Тематика курсов ИЗО 6-7 классов: «Изобразительное искусство в жизни человека» и «Дизайн и архитектура в жизни человека», позволяет раскрыть творческие способности личности школьника и мотивировать их на выполнение своих неповторимых проектов.

Знание методов построения и преобразования изображения имеет большое значение для продолжения дальнейшего образования в высших учебных заведениях, так как способствует лучшему пониманию и усвоению других предметов естественно математического цикла. Решение заданий на основе органической связи курса изобразительного искусства с курсом математики позволяет активно пополнить запас пространственных представлений о геометрических образах и развить пространственное воображение учащихся, крайне необходимых при изучении курса стереометрии.

Учителя и методисты всегда отмечают, что учащиеся школ очень трудно усваивают стереометрию из-за недостаточного развития пространственных представлений и пространственного воображения. Причиной этого является «разрыв» во времени между процессом обучения планиметрии и стереометрии. В какой-то степени соединяющим звеном между этими предметами должен стать курс изобразительного искусства с элементами моделирования и конструирования.

В ходе изучения изобразительного искусства обучающиеся приобретают опыт проектной деятельности через моделирование и проектирование образа человека, предметов быта, объектов пространства. Особая форма учебной работы способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. В ходе реализации исходного замысла на практическом уровне обучающие овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Работа с самым простейшим и недорогим материалом побуждает обучаемого к творческому участию в нем. Удивительный это материал – бумага. Натуральный, благородный, благодарный. А какой неожиданно пластичный! Немного душевного тепла, немного фантазии, чуть-чуть упорства и на выходе – потрясающей красоты объемные инсталляции. Смотришь на результат, и с трудом верится, что это всего лишь тонкие листы прессованной целлюлозы, разрезанные под определенным углом, свернутые в геометрические формы и склеенные между собой. В бумагопластике это: биговка, фальцовка, высечка и вырубка склейка. Биговка (нем. biegen — огибать) — операция нанесения прямолинейной или криволинейной бороздки на лист бумаги. Необходима для последующего складывания бумаги по этой линии. Фальцовка — это процесс складывания. Вырубка — это процесс вырезания определенной формы изделия или заготовки, а так же это выполнение прорезей в заготовке, изделии. Высечка – это разрез. Склейка — способ монтажного соединения бумажных плоскостей. Существуют и некоторые другие способы конструирования и получения объемных художественных композиций: тиснение, выгибание, растягивание, скручивание.

Виды бумагопластики:

• Объемное складывание

• Аппликация

• Оригами

• Моделирование из бумажных полос

• Моделирование из мятой бумаги

• Моделирование из бросового картона

Объектами для творчества в этой интересной технике, могут быть все те же предметы, что лепятся из пластилина: это фрукты и цветы, животные и насекомые, архитектурные здания и сооружения, модели технических средств, а также люди

Фантазия детей на уроках ИЗО позволяет творить настоящие чудеса.

Подводя итог, хочу сказать, что если обучающиеся получают удовольствие от уроков ИЗО, то это залог того, что и в дальнейшем моделирование станет его любимым занятием, поможет ему почувствовать вкус творчества и научит управлять своими эмоциями, разовьет логическое мышление и фантазию. А значит, он будет успешным и счастливым человеком. «Настоящая школа должна ставить своих питомцев на крыло» – такое мое профессиональное кредо.

Список используемой литературы

1. Евгения Зубанова: «Бумажные шедевры», Евгения Зубанова: Бумажные шедевры,, 2016 г.

2. А.Чиотти «Оригинальные поделки из бумаги». 2010г.

3. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М.: «Просвещение», 1992..

4. Выгонов В. В. Изделия из бумаги. - М., МСП, 2001.

5. Газета «Мастак» сентябрь 2010г.


   В номере

Внедрение обновленных ФГОС НОО и ООО:

ФГОС
Функциональная грамотность

  СИМВОЛЫ - 2022





  KAZANOBR - 2022



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2022

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика