Функциональная грамотность и цифровая образовательная среда на уроках истории и обществознания

Преснова Наталья Геннадьевна,
учитель истории и обществознания,
МБОУ «Школа №103» г.Казани


Человеческое общество имеет многовековую историю развития. В сво-ём развитии оно прошло несколько этапов революций, которые характери-зовались не только историческими событиями, но и изменили способы полу-чения знаний. Первый этап - появление письменности, которое позволило людям сохранить знания. Второй этап - изобретение книгопечатания в XV веке привело к появлению книги как главного источника знаний. Третья ре-волюция связана с изобретением электричества, приведшее к появлению та-ких средств передачи информации как телеграф, телефон, радио, магнито-фон, телевидение. Эти средства позволили передавать знания в лучшем каче-стве и за короткое время. Мы в современную эпоху живём в условиях чет-вёртой революции, когда в жизнь человека ворвались информационные коммуникации, такие как компьютеры, компьютерные сети, которые позво-ляют человеку использовать информацию разного содержания, разных стран. Учебник постепенно утрачивает роль первоисточника знаний. Инфор-мационные технологии - это мультимедийные материалы, которые позволя-ют предоставлять информацию в текстовом, аудио, видео формате. Именно это явление способствовало возникновению целенаправленных сайтов, биб-лиотек, словарей, электронных учебников. Все они призваны помогать учи-телям, учащимся, людям, которые самостоятельно изучают научные дисци-плины. Не последняя роль в этом процессе принадлежит учителю истории и обществознания. Главная цель преподавания этих дисциплин - помочь уча-щимся стать субъектом исторического процесса, мировой культуры, который может ориентироваться быстро в исторической обстановке, найти своё место в обществе. Кем же является ученик в сегодняшний день? - Это человек, который независимо от возраста и социального статуса должен развиваться. - Как подчеркнула доктор педагогических наук, профессор РПГУ им. А.И. Герцена А.П. Панфилова, это «подмастерье, готовящийся освоить профессию, которая нравится ему, и он готов принести пользу как себе, так и обществу». Учитель же - это человек с широким кругозором, владеющий инфор-мационными технологиями. Поэтому можно констатировать, что современный учитель истории и обществознания, идя в ногу со временем, обязан освоить новую образовательную платформу с той целью, чтобы мог конку-рировать с остальными учителями в знаниях по информационным техноло-гиям, ибо среди учащихся найдутся те, которые опережают учителя в этом процессе. История и обществознание сегодня хорошо будут поняты в том случае, если на уроке проходит живая беседа при использовании информационно-коммуникативных технологий обучения. Цифровая компетентность учителя означает способность использовать цифровые ресурсы, мобильные устрой-ства, которые вовлекают учащихся занять активную позицию в обсуждаемых вопросах. Как этот процесс осуществляется на практике? Поделюсь опытом. При асинхронном формате обучения учитель заранее разрабатывает интересные материалы по темам программы и через компьютерные технологии использует их в нужное время и в нужном месте. Такой процесс оживляет учебный процесс, вовлекает учащихся в выполнение разнохарактерных за-даний. Например, по сравнению с изжившей себя методикой анализа диа-грамм, гистограмм, таблиц по учебнику, демонстрация их на интерактивной доске вместе с заданиями даёт более лучший результат, чем по учебнику. Та-ким образом, мы на уроке изучаем такие вопросы как «Приобщённость лю-дей к культурным ценностям», «Смена места работы» и др. Например, На протяжении нескольких лет социологи проводили опрос. Предлага-лось ответить на вопрос: «Приходилось ли Вам менять место работы?». Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в гистограмме.





















Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в по-зициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется сходство и различие. Дети с интересом изучают гистограммы. Большое место отводим изучению объектов архитектуры, скульптуры, живописи и других ценностей культуры. Например,





















Для проверки знаний учащихся по той или иной теме используем тестовые задания, выполняемые по времени, исторические игры, у которых на экране есть начало, но нет конца. Процесс происходит быстро, живо и интересно. В настоящее время в условиях всемирной пандемии проиходится использовать синхронный формат дистанционного обучения - онлайн-уроки со всеми учащимися на удалённой основе. Чтение простых лекций не даёт эффекта для учащихся. Поэтому мы прибегаем к следующим методам обучения: - разбив учебный материал на части даём небольшие эвристические олимпиады, ребусы, изображения объектов культуры с конкретными вопросами к ним. Например, при изучении темы «Архитектура XVII века» на экране высвечивается церковь Покрова в Филях и даётся задание: 1) Укажите стиль архитектуры. 2) Опишите, из каких частей состоит это сооружение. 3) Какое значение имела церковь в XVII веке. В формировании цифровой компетентности учащихся большая роль отводится материально-технической базе преподавания. Именно здесь и находятся проблемы обучения молодого поколения. Они сводятся к следующему: - скоростной интернет отсутствует у многих школ. Отсутствие персональных компьютеров во многих семьях не позволяет обучающимся включиться в процесс дистанционного обучения. Такие учащиеся оказываются в числе отстающих. - Устаревшая техника не позволяет найти ученику нужный материал. - во многих школах основными средствами обучения остаются учебник и мел, так как поколение пожилых учителей не вписывается в этот формат ввиду нежелания осваивать информационные технологии. - Не только многие учащиеся, но и сами учителя не владеют навыком поиска информации, не умеют анализировать данные. - Из СМИ стало известно, что в Европе на каждого ученика приходится 5 единиц мультимедийных средств обучения, и Россия отстаёт от них на целы й век. Достижением российских учителей можно считать то, что большинство их них имеют навыки работы с электронными журналами, дневниками. Также мы научились искусству презентации, удалённо можем организовать опрос, умело используем интерактивную доску. Большая часть обучаемых хорошо владеет компьютером, может найти в интернете нужную информацию, умеет анализировать материал и даже находить неточности и ошибки в текстах. Есть учащиеся, которые оригинально составляют задания, желая превзойти остальных. Каждую выполненную работу такие учащиеся помещают в портфолио наряду с полученными наградами. В итоге накапливается материал, из которого чётко видны достижения учащихся. Таким образом, современная образовательная платформа позволяет формировать цифровую компетентность учащихся, которая поможет им в будущем обрести достойный статус в обществе. Список литературы 1. Артасов И.А. История: ЕГЭ для 11 кл.: М., ФИПИ, 2021 2. Ёлкина И.М. Система оценивания результатов обучения при различных педагогических подходах // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2012 3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. - М., 2002 4. Лазебникова А.Ю., Коваль Т.В. Обществознание: ОГЭ для кл. - М., 2021 5. Приказ Минтруда РФ от 18.10.2013 № 544н. 6. Рыжаков М.В. Ключевые компетенции в стандарте: возможности реализации. - М., 1999 7. Ясвин В.А, Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М., 2001

   В номере

Внедрение обновленных ФГОС НОО и ООО:

ФГОС
Функциональная грамотность

  СИМВОЛЫ - 2022





  KAZANOBR - 2022



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2022

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика