Использование сплошных и несплошных текстов по формированию читательской грамотности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения

Мусажарова Мариэтта Эрнасовна,
учитель начальных классов
Камалова Эльмира Рашатовна,
учитель начальных классов
МБОУ «Школа № 147» Авиастроительного района г.Казани


Изменения в мировой экономике XXI века, породившие необходимость приспособления к конкурентной экономической среде, обострили проблемы качества образования, поскольку «образовательный интеллект» населения (людской капитал) рассматривается важнейшим стратегическим ресурсом государства.

Социально-экономические перемены в обществе задали новые парамет-ры обучения и воспитания подрастающего поколения, потребовали карди-нального пересмотра целей, результатов образования, традиционных мето-дов преподавания, систем оценки достигнутых результатов.

Большие требования предъявляет общество к выпускнику школы XXI века. Он должен уметь самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения разнообразных проблем, а также работать с различ-ной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать. Кроме то-го, самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в реше-нии проблем. Быть коммуникабельным, контактным в различных социаль-ных группах, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуаци-ях. Соответственно, меняется и роль школы, одна из ее главных задач – со-здание условий для формирования личности.

Современное понимание образовательных результатов выходит за рам-ки обычного перечня знаний, умений и навыков, соотносимых с обучением учебного предмета. Образовательные результаты являются конечным про-дуктом процесса обучения учащихся в школе и свидетельствуют о каче-ственных изменениях в личности обучающегося и проявляются в его поведе-нии, взаимодействии с социальной средой.

Успешность в будущей жизни оценивается по уровню сформированно-сти функциональной грамотности учащихся (математической, читательской и естественнонаучной), определяемой как способность личности на основе зна-ний, умений и навыков нормально функционировать в системе социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде. Функциональная грамотность – один из уровней представления ре-зультатов образования.

Читательская грамотность один из базовых навыков функциональной грамотности. Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,участвовать в социальной жизни.

Основы читательской грамотности закладываются в начальных клас-сах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, слушанию и говорению. Поэтому литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Предметные результаты освоения основной образовательной программы с учётом специфики содержания предметных областей по литературному чте-нию должны отражать: понимание литературы как явление национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития; формиро-вание представлений о мире, истории, культуре, первоначальных эстетиче-ских представлений, понятий о добре и зле, нравственности; понимание роли чтения, использование разных видов чтения, умение осознанно восприни-мать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, делать и обосновывать нравственную оценку поступков ге-роев; достижение необходимого для продолжения образования уровня чита-тельской компетентности, общего речевого развития; умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочниками для по-нимания и получения дополнительной информации.

Поэтому, научить детей правильному, беглому, осознанному, вырази-тельному чтению – одна из главных задач начального обучения. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформи-рована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Практика показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамотности, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребёнок не овладел чтением, он чувствует какую – то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени.

Итоги анкетирования, проведённого во 2 – 4 классах нашей школы по-казали, что многие дети при работе с текстом испытывают различные за-труднения. Результаты представлены на рисунке 1 «Результаты анкетирова-ния, январь 2021».





















Рис.1. Результаты анкетирования, январь 2021

Нами были подобраны тексты для чтения и анализа на уроках литера-турного чтения.

В ходе работы по формированию читательской грамотности учащиеся работали со сплошными и несплошными текстами. Самостоятельно анализи-ровали прочитанное. Вот примеры сплошных текстов:

«Читать древние книги довольно сложно. Ведь когда – то писали слова подряд, без разделительных знаков. Самый старый разделительный знак – точка. Потом появилась запятая. Использовать их начали в первых печатных книгах. «Запятая» - в латинском языке обозначает «отсекать», «отрубить». « Точка» - перевод латинского слова «пункт». Вспомни такие слова: «пунк-тир», « пункт». «Тире» - слово французское и значит оно «тянуть». А вопро-сительные и восклицательные знаки говорят сами за себя».

Отметь правильный ответ.

1. Почему тяжело читать старинные книги?

а) там мелкие буквы

б) там нет разделительных знаков

в) там очень много разделительных знаков

2. Какой разделительный знак появился первым?

а) запятая б) тире в) точка

3. Зачем нужны разделительные знаки?

а) чтобы запутать читателя

б) чтобы помочь понимать текст

в) чтобы украсить книгу

«В Мексике есть День крика. Это национальный праздник. Возник он. Когда страна стала независимой от Испании. Криком люди выражали свою радость по поводу победы. Эта традиция сохранилась и до наших дней. В этот день особенно шумно в столице. На центральную площадь Мехико вме-сте с детьми выходят покричать министры. И даже сам президент республи-ки. Дети и взрослые кричат изо всех сил».

Отметь правильный ответ.

1. В какой стране существует День крика?

а) в Японии б) в Италии в) в Мексике

2. Чьей колонией была когда – то Мексика?

а) Италии б) Испании в) Португалии

3. Как называется столица Мексики?

а) Москва б) Мехико в) Монтевидео

Предлагались к анализу и несплошные тексты, такие как:





















1. Почему дети болеют чаще, чем взрослые?

2. Если ты вытер яблоко салфеткой, можно его употреблять в пищу?

3.Колина обязанность – выносить мусор каждый день. Если он не сдела-ет этого, то какая опасность грозит членам его семьи?





















1. Возможно ли приобрести шоколад по специальной цене 2 июля?

2. Сколько плиток шоколада можно купить со скидкой?

3. Для приготовления крема необходимо 250 граммов шоколада. Сколько плиток шоколада нужно купить?

Самостоятельный анализ прочитанного – неотъемлемая часть современ-ного обучения. Предлагаемые познавательные тексты (учебные, научно – популярные, сказочные и информационные) составлены так, чтобы заинтере-совать ребёнка в том, что он читает. Вопросы и задания способствуют тому, что ребёнок интуитивно выделяет суть прочитанного, учится отделять первую и второстепенную информацию в текстах разного вида (карты, ре-кламные буклеты, различные инструкции). Вопросы составлены так, чтобы показать ход мышления, а не просто указать на правильный ответ.

В ходе исследования по формированию навыков беглого, осознанного и выразительного чтения подтвердились предположения, что развитие навы-ков чтения будет эффективным, если подобрать текст и понять прочитанное, то есть создавать ситуацию успеха, в системе проводить упражнения на вы-разительность чтения, начиная с самых простых и постепенно усложнять их. На каждом уроке литературного чтения мы организуем работу по прочте-нию и анализу текста. Это занимает от 5 до 7 минут. Только такая регуляр-ная работа позволяет выйти на тот уровень работы с текстом, который тре-буется по новому стандарту образования.

Результаты анализа чтения через 8 месяцев после начала работы с тек-стами представлены на рисунке 2 «Результаты анкетирования, октябрь 2021».





















Рис.2. Результаты анкетирования, октябрь 2021

Из диаграммы видно, что положительная динамика наблюдается во всех классах.

Разработка «Сборника текстов, заданий и упражнений по формирова-нию читательской грамотности учащихся начальных классов» является од-ним из результатов реализации проекта по формированию читательской грамотности учащихся в нашей школе.

Цель составления данного пособия – оказать методическую помощь учителям начальных классов в развитии у младших школьников читатель-ской грамотности на уроках чтения.

В процессе обучения ученики будут осуществлять следующие действия:

• понимать;

• анализировать;

• сравнивать;

• видоизменять.

При этом дети будут постоянно учиться воспринимать текст на слух и мысленно.

Тексты пособия составлены таким образом, что позволяют организовать как индивидуальную работу с учеником, так и работу в группах, в парах, фронтальную.

Задания и вопросы к разнообразным текстам позволяют отслеживать неочевидные причинно – следственные связи и тем самым готовить учащихся к пониманию механизмов, действующих в экологии, экономике, праве, про-являющихся в истории науки и технике, формируя таким образом функцио-нальную грамотность учащихся начальных классов.

При выборе учебного текста отдавалось предпочтение информационно привлекательным текстам. Они содержат актуальную для ученика информа-цию и соответствуют его насущным запросам. Тексты опираются на содер-жание учебной программы и отражают межпредметные связи. В них отсут-ствуют недостатки, которые затрудняют чтение и не нацеливают учеников на активные поиски ответов.

При отборе материала объективно оценивались информативная доста-точность текста; фактическая достоверность приводимых в тексте сведений; языковая правильность текста; стилевая органичность и оправданность упо-требления отдельных иностилевых или ненормативных языковых единиц в том или ином конкретном случае; соответствие содержания возрасту уча-щихся.

Список литературы

1. Андреев О. А., Хромов Л. П. Учитесь быстро читать. – Москва: Просвещение, 1991 год

2. Беденко М. В. Формируем навыки смыслового чтения. – Москва, 2013 год

3. Беденко М. В. Смысловое чтение. Тетрадь – тренажёр. – Москва: ВАКО, 2014 год

4. Горецкий В. Г., Тикунова Л. И.. Организация текущего и рубеж-ного контроля за усвоением знаний, умений и навыков в процессе обучения детей чтению в начальных классах. – Новая школа, 1994 год.

5. Костромина С. Н., Нагаева Л. Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – Москва: Ось – 89, 1999 год

6. Скороговорки, чистоговорки, тараторки. - Новокузнецк, 1992 год

7. Работаем с текстами. Дидактические материалы. Составители: И.Гаврилова И.Н., Зайцева М.А., Калашникова С.Г.. – Омский государ-ственный педагогический университет, 1999 год


   В номере

Внедрение обновленных ФГОС НОО и ООО:

ФГОС
Функциональная грамотность

  СИМВОЛЫ - 2022





  KAZANOBR - 2022



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2022

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика