Финансовая грамотность как компонент уроков ОДНКНР в 5 классах

Мошина Елизавета Андреевна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Гимназия № 174»
Советского района г.Казани


Аннотация: Финансовая грамотность является важным компонентом функци-ональной грамотности и обновленного ФГОС. В данной статье представлена краткая характеристика учебников по финансовой грамотности, варианты задач с этапами создания.

Ключевые слова: функциональная грамотность, финансовая грамотность, обновленный ФГОС, ОДНКНР, обществознание.

Финансовая грамотность- это совокупность знаний, навыков и устано-вок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благо-состояния и повышению качества жизни. [3] Главная задача программ фи-нансовой грамотности — заложить общие принципы разумного финансового поведения человека. Это прежде всего готовность постоянно узнавать новую информацию о финансовых продуктах и технологиях, оценивать их выгоды и недостатки и определять, имеет ли смысл ими пользоваться и в какой мере. [2, С. 10.]

Финансовая грамотность является элементом ОДНКНР, так как в новые рабочие программы для 5 классов по данному курсу входят такие понятия, как материальная культура и духовная культура. Деньги как монеты и банк-ноты входят в материальную культуру, а финансовое поведение как элемент национальной культуры входит в духовную. Разумное финансовое поведение предполагает трезвый взгляд на окружающий мир и понимание собственной ответственности за свое финансовое и социальное благополучие. [2, С. 11.] Многие люди склонны относиться к деньгам халатно, не отслеживают расходы и доходы из-за чего не могут выплатить кредиты, доверяют мошен-никам, не проверив информацию самостоятельно, и все это национальное финансовое поведение и элемент духовной культуры. Обратите внимание на статистику [Приложение № 2], [Приложение № 3], которая говорит о расту-щем, но все еще низком уровне финансовой грамотности среди взрослых людей, а это родители наших учащихся. Поэтому занятия по финансовой грамотности необходимо начинать достаточно рано. В 5 классах на ОДН-КНР мы даем первоначальные представления о деньгах и финансовом пове-дении как элементах национальной культуры.

Задания и теоретический материал по финансовой грамотности есть в учебнике «Финансовая грамотность» под авторством И. В. Липсица. Данный УМК достаточно прост, подходят для начального уровня, позволяет сфор-мировать финансовую грамотность на базовом уровне, сформировать ком-петенции для успешного выполнения заданий ОГЭ по обществознанию с элементами финансовой грамотности.[1, С. 5] Задания и материал для фор-мирования компетенций повышенного и высокого уровня можно взять из УМК «Финансовая грамотность» под редакцией Банка России, их необходи-мо адаптировать под класс. [2]

Задания для 5 класса как правило основываются на изучении теории и ответах на вопросы по ней, также присутствуют несложные задачи. По моему мнению, для формирования финансовой грамотности можно с 5 класса да-вать задачи на расчет альтернативной стоимости.

Такие задачи достигают сразу несколько целей:

1) Образуют межпредметные связи между математикой и ОДНКНР

2) Воспитывают рациональное и бережное отношение к деньгам

3) Учат определять ценность денег, времени и важность принятых реше-ний

Сегодня мы рассмотрим пример такой задачи и этапы ее создания. Этапы со-здания можно посмотреть в Приложении № 1.

Пример задачи:

Ученика 7 класса Ивана попросили на каникулах помочь покрасить дом на соседской даче. Данную работу он может выполнить за 30 часов и зарабо-тать 1200 рублей. Иван выполнил данную работу и задумался о том, чтобы бросить школу и стать маляром.

Мама Ивана предложила ему посчитать свой заработок после окончания 9 класса. После 9 класса Иван может устроиться во «Вкусно и точка» и за 20 часов зарабатывать 1000 рублей.

Кто прав и почему?

Решение задачи:

Права мама. Иван заработает больше, если пойдет работать во «Вкусно и точка»:

1 час работы во «Вкусно и точка » стоит 1000/20= 50 руб.

1 час работы маляром 1200/30= 40 руб.

20*40= 800 руб- можно заработать маляром за 20 часов работы

1 000 – 800 = 200 руб. В «Вкусно и точка» за 20 часов работы Иван зарабо-тает на 200 рублей больше.

В данной задаче выбрана тема, которая максимально близка ученикам. Предлагается два более менее привлекательных варианта, из которых необ-ходимо выбрать обоснованное решение. После решения данной задачи у учащихся может возникнуть различные вопросы. Учителю необходимо предположить вопросы и продумать ответы.

Список литературы:

1. Липсиц И. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразоват. орг. Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»/ И. В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 208 с.

2. Финансовая грамотность: учебник для вузов / науч. ред. Р. А. Кокорев. — Москва: Издательство Московского университета, 2021. — 568 с.

3. Роспотребнадзор http://cgon.rospotrebnadzor.ru/content/shkola-gramotnogo-potrebitelya/2381

Приложение № 1.

Схема по созданию задач на альтернативную стоимость





















Приложение № 2.

Измерение уровня финансовой грамотности: 3 этап-2020.

Банк России https://cbr.ru/analytics/szpp/fin_literacy/fin_ed_intro/





















Приложение № 3.

Статистика ЦБ по количеству теневых финансовых организаций

Институт судебных экспертиз и криминалистики https://ceur.ru/news/finansy_i_nalogi/chislo-finansovyx-piramid-za-2021-god-vyroslo-v-4-raza/






















   В номере

Внедрение обновленных ФГОС НОО и ООО:

ФГОС
Функциональная грамотность

  СИМВОЛЫ - 2022





  KAZANOBR - 2022



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2022

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика