Ожившие страницы книг… прием работы с текстами как инструмент формирования естественно-научной грамотности

Миргалеева Наталья Владимировна,
учитель химии
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №112»
Авиастроительного района г.Казани


Если ты умеешь читать,
то можешь научиться чему угодно.
Было бы желание…


Известно, что формирование читательской компетенции и смысловое чтение заложены в основных образовательных программах ООО и СОО каждой школы. Стратегии смыслового чтения и формы переработки текста на занятиях по химии позволяют развивать у школьников способности аналитического, интерпретирующего и критического мышления. На мой взгляд тексты можно «оживить» ...

Химия- сложный предмет и без визуализации объектов и процессов не обойтись… Ученический эксперимент (лабораторные опыты и практические занятия) является важнейшим способом обучения детей основам химии. Но что делать с объемными текстами параграфов, химических статей, книг, очерков?

В ходе проекта «Парад химических элементов», посвященного 150-летию Периодической системы химических элементов, школьники выбирали форму представления больших текстов о группах химических элементов. Визуализация текста должна была быть современной и выполнена с использованием информационных технологий.

В ходе данного проекта ученики представляли химические сказки о химических элементах в программе Calameo, гугл-карты с текстами о химических предприятиях Казани с помощью QR-кодирования, конструировали обучающие игры о Казанской школе химиков, используя ресурс LearningApps.org. и даже изготавливали сувенирную продукцию – кружки, пряники для популяризации выбранной группы химических элементов. Задача учителя заключалась в проверке научности творений детей!!!

Это виды работы с научными текстами... А как быть с научно- популярными статьями, художественными произведениями, содержащими химическую информацию?

Пятого декабря 2017 газета «А и Ф» опубликовала статью «Великий смог 1952 года в Лондоне». В результате температурной инверсии и сжигания угля богатого серой, четыре дня Лондон был окутан смогом, содержащим сернистый газ, что привело к большим человеческим жертвам. Школьники изучили и, используя метод театральной педагогики, представили большие тексты о каменном угле, о сере и ее оксидах, географических особенностях положения г. Лондона в ходе внеклассного мероприятия-«суда» «Великий лондонский смог 1952 года »…

Всем известны замечательные книги П. Бажова «Медной горы хозяйка» и В.В. Корчагина «Тайна реки злых духов», которые изобилуют химической информацией. Как представить ее детям? С учениками 11-го класса мы подготовили трейлеры к мероприятию «Ожившие страницы книг» для учеников 9-х классов по теме «Металлы» в программе «Sony Vegas». Дальнейшая работа после просмотра такого фильма была организована в форме работы с текстами инструкций к химическим опытам, составления рассказов по схемам и таблицам и тп.

В заключении хочу отметить, что развитие читательской компетенции в форме смыслового чтения становится инструментом учителя в формировании естественно-научной грамотности.

Т.о. работа над читательской компетенцией учащихся повышает их интерес к науке «химия», что проявляется в качественном участии школьников в НПК и интеллектуальных конкурсах, обеспечивает надлежащее качество обученности по химии в школе, хорошие результаты итоговой аттестата и других независимых оценочных процедур.


   В номере

Внедрение обновленных ФГОС НОО и ООО:

ФГОС
Функциональная грамотность

  СИМВОЛЫ - 2022





  KAZANOBR - 2022



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2022

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика