Развитие функциональной грамотности через технологию проектной деятельности. (из опыта работы)

Маннапова Лилия Константиновна
учитель английского языка
высшей квалификационной категории,
МБОУ «Гимназия №125»
Советского района г.Казани


Метод проекта даёт возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность и активность; позволяет приобретать обучающимися опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает основные виды функциональной грамотности -коммуникативную, информационную, деятельностную. Проект можно считать универсальной образовательной технологией, которая может применяться в изучении любого предмета. Она актуальна и на уроках, и во внеурочной деятельности учителя. Каждый проект уникален, так как ориентирован на специфику взглядов и идей самих учеников. Проект эффективен в рамках целей и задач образовательного процесса, так как формирует у обучающихся большое количество умений и навыков, связанных с реальностью, а не абстрагированных от жизненного поля.

Проектная методика, используемая на уроках английского языка, в полной мере помогает контролировать усвоение материала темы или раздела. Учащиеся с удовольствием выполняют проекты, это позволяет им выразить себя творчески, узнать что-то новое и поделиться полученными знаниями. подготовки могут принимать участие в создании проекта в соответствии со своими возможностями, знаниями, умениями и навыками.

Мне, как учителю, очень интересно разрабатывать алгоритмы выполнения таких работ.

1. Алгоритм выполнения проектной работы по теме «Путешествия».

В этом проекте учащиеся планируют поездку в рамках курса делового английского языка. Поездка может быть реальной или воображаемой.

Возраст учащихся: 14-16 лет.

Цель работы: подготовка класса (группы) для поездки за рубеж (поездка также может быть воображаемой.)

Время выполнения: внеурочная работа по предмету или 1-2 урока в классе.

Языковые задачи: использование выражений, клише, необходимых для запроса информации; практика в чтении информации из Интернета и библиотеки, формирование навыков письма посредством электронной почты и/или оформление письма – договора бронирования билетов.

Литература (ресурсы): карты, брошюры, туристические буклеты и рекламные проспекты, Интернет, адреса и телефоны туристических информационных центров.

Подготовку координирует учитель. Во-первых, необходимо уточнить выбор места назначения, даты, собрать информацию о месте назначения. Во-вторых, надо удостовериться, что программа поездки будет способствовать изучению языка. В-третьих, подсчитать реальную стоимость поездки, если это реальная поездка, информировать родителей и получить их поддержку и согласие.

Разделится на три группы и затем поделиться собранной информацией. Каждой из 3 групп поручить свою исследовательскую часть:1) accommodation, 2) entertainment, 3) transportation. Одна задача будет общей – изучить географию, историю, образование, музыку, спорт, досуг той страны, которая выбрана для поездки.

После выбора задач для исследования группы проводят исследования самостоятельно, формируя папку.

Группа №1:Используя собранный материал, выбирает отель с подходящими ценами и условиями и пишет письма с запросом о месторасположении и условиях проживания. Эти письма, посылаемые по электронной почте необходимо проверить.

Группа №2:Учащиеся обзванивают и/ или пишут письма–запросы о достопримечательностях данного места назначения, узнают время работы музеев, цены, анонс спектаклей, расспрашивают о возможностях бронирования. Вся корреспонденция должна быть тщательно проверена перед отправкой.

Группа №3:Эта группа проверяет в Интернете информацию о наличии авиабилетов, и/или других билетов, разрабатывают возможности более выгодного способа путешествия.

Самый волнующий момент в классе, когда, возможно, будет получен ответ из агентства или туристического бюро, когда происходит обмен информацией и выбор преференций. Такие «ответы» надо вывешивать на видном месте в классе для всеобщего обозрения.

Когда собрано достаточно информации, группам пора собраться и скоординировать свои сведения. Составляется детальная программа поездки.

Сама по себе поездка предоставит большое количество ежеминутных « дорожных» ситуаций. Можно записать всю поездку на видео и подготовить так называемый «репортаж», сопровождаемый закадровым рассказом ее участников, т.е. конечный продукт проекта может приобрести такое воплощение или воплотиться в «Дневник путешественника» или короткую презентацию.

Это, несомненно, очень амбициозный проект, но выигрыш от него будет огромный, даже если это будет «воображаемое» путешествие.

2.Алгоритм выполнения проектной работы по теме «Праздники и фестивали».

В этом проекте учащиеся рассказывают и показывают элементы праздников своего народа или народов стран англоязычного мира.

Возраст учащихся: 12 лет.

Цель работы: Рассказать и продемонстрировать праздничную церемонию, с танцем, песнями, элементами этнокультуры и фольклора, с элементами национальных костюмов и декораций.

Время выполнения: внеурочная работа по предмету или 1-2 урока в классе.

Языковые задачи: использование изученных выражений, клише, необходимых для запроса информации; активное употребление лексики для описания обряда; практика в чтении информации из Интернета и библиотеки, формирование навыков письма при создании поздравительных открыток и постеров; фонетическая и лексическая проработка текстов для исполнения аутентичной песни на английском языке.

Литература (ресурсы): книги по истории костюма, фольклора, брошюры, рекламные буклеты и проспекты, Интернет (Википедия, аудио- и видео-ресурсы).

Деятельность учителя: предварительно оценить ситуацию, ребята каких национальностей обучаются в данной группе, спрогнозировать их интересы, познакомиться с их традициями и обычаями для плодотворного сопровождения проекта.

Деятельность учащихся: учащиеся с помощью учителя и родителей подбирают материал о выбранном празднике или традиции. Они интервьюируют и опрашивают родителей , подбирают материал в Википедии, собирают фото и иллюстративный материал из журналов и книг, делают зарисовки, изучают национальный костюм и фольклор, слушают музыку и подбирают танец и песню для шоу.

Выполнение проектной работы:1) ребята делятся найденной информацией, презентуют ее всему классу.2) в парах или маленьких группах они выбирают национальность, традиции и обычаи которой заинтересовали их больше всего и добирают информацию из всех источников;3)попросите ребят в ходе исследования и сбора информации попросить родственников дать интервью или предоставить какие-нибудь воспоминания о личных впечатлениях, о том или ином национальном празднике (учитель впоследствии может помочь детям перевести интервью с родного языка на английский, либо проверить корректность перевода, если она будет актуальна при презентации конечного продукта).4)учащиеся должны сами решить, каков будет их «продукт». Учитель соотносит время, которое будет затрачено на презентацию продукта и общее время, отведенное на весь проект (акцент на «тайм менеджмент»).

Какой бы конечный продукт ребята не выбрали, им ставится задача написать короткое вступление, чтобы объяснить важность и актуальность своего проекта. Клише и фразы предлагаются и отрабатываются с учителем заранее.5)учитель составляет программку, которая консолидирует всю собранную информацию, делает хронометраж (т.е. прогноз – сколько времени займет каждая презентация). Не надо все презентации вставлять в один урок, работа может продолжиться и на втором, и третьем, и во внеурочное время. Ведь когда не будет спешки, ребята больше вопросов зададут своим одноклассникам, будет больше комментариев, дополнений и отзывов.

Медийная жизнь проекта(follow-up): Обсудить и рассмотреть возможность, собрав лучшее из всех проектов, разместить информацию в Интернете, что привлечет учащихся к ответственной коррекции и правке материала, размышлениям, осмыслению и написанию аннотации о полезности и ценности их проекта.

3.Алгоритм выполнения проектной работы по теме «Защитим окружающую среду-дадим шанс себе!»

Благодаря этой проектной работе расширяется кругозор учащихся - от частных локальных проблем по защите окружающей среды - к глобальным проблемам.

Возраст учащихся: 10 -12 лет.

Цель работы: Провести независимое исследование – опрос общественного мнения и выступить с его результатами.

Время выполнения: внеурочная работа по предмету или 1-2 урока в классе.

Языковые задачи: Тренировать учащихся в употреблении косвенной речи, сравнительной и превосходной степеней сравнения прилагательных и наречий; ознакомить учащихся со специфической лексикой по данной теме, терминами; практиковать устную и письменную речь по данной тематике.

Локация проекта: в классе и вне класса.

Оборудование: сотовый телефон (диктофон и камера)

Деятельность учителя:1) заранее приготовить вопросы, которые учащиеся будут задавать во время интервью. Например:

* Do you buy canned drinks?

* Do you sometimes drop litter in the street?

* Do you use disposable pens?

* Did you walk or cycle to school today?

* Do you turn off unnecessary lights?

* Do you think about noise pollution?

* Do you write on both sides of a sheet of paper?

* Have you ever read about the hole in the ozone layer?

* Do you use plastic bags more than once?

* Do you eat fast food?

Важно, чтобы учащиеся понимали суть вопросов;

2)напомнить учащимся правила этикета в интервью и провести тренировочную работу по отработке фраз и клише, типа I’d like to ask you a few questions/ Thank you ever so much и т.д.;3)отработать введённую раннее косвенную речь, практиковать употребление ее в речи, проработать употребление степеней сравнения прилагательных и наречий.4)заранее объявив тему проекта, провести предварительную «ярмарку идей», таким образом, дать возможность учащимся «вжиться в тему».

Деятельность учащихся: Выдвинуть свою идею для обсуждения и продумать аргументы и контраргумент.

Работа над проектом:1) активизировать деятельность учащихся по постановке цели и задачи проекта на экологическую тему (используя материал «ярмарки идей»);2)разделить учащихся на три команды и назначить в каждой корреспондентов, которые берут интервью у одноклассников используя готовые вопросы (см. выше), обходя весь класс, записывая ответы на видео и на диктофон. Научить ребят работать, избегая шума и уважая других участников проекта.3)попросить каждую команду доложить свои результаты, используя косвенную речь (проверка корректности употребления структур.);4)предложить суммировать результаты интервью в форме диаграмм и прокомментировать эти графические изображения, используя предложения типа:

-Five students said that they had used a bottle bank.

-Seven students said they had never used a bottle bank.

-More and more people use disposable pens this year.

Диаграммы поместить на видном месте в классе.

Продолжение работы над проектом(follow-up): Экологическая тема может быть расширена, углублена, если вынести ее на обсуждение Дискуссионного клуба в школе, предоставив наиболее подготовленным учащимся начать дискуссию, а предварительно написать свои вопросы для обсуждения. Или, собрав группу единомышленников, наиболее подготовленные учащиеся могли бы создать блог в интернете по волнующей их тематике.

Огромную помощь в подготовке проектной работы мне всегда оказывают так называемые «Resource books» издательства Оксфордского Университета. Проектная работа — это коммуникативный вид деятельности, представляя проект, учащиеся открывают для себя ценность общения на иностранном языке. Проектная работа готовит учащихся для реального общения.

Я убеждена, что именно интерактивные технологии (метод проектов, как один из них) позволяют учащимся осознать важность социального взаимодействия. Социализация мышления, выработка нравственных и игровых правил и развитие логики – все это невозможно без активного взаимодействия ученика с другими членами общества.

Таким образом, проектная деятельность помогает в живой и нескучной форме формировать огромное количество универсальных учебных действий (УУД), что позволяет полноценно реализовать цели и задачи ФГОС нового поколения.

Список литературы и электронных носителей информации:

1. Полат Е.С. Метод проектов на уроках английского языка. http://center/fio.ru/do/news.asp

2. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся». – Самара. 2003 г.

3. Ситдикова Г. Г. Активные методы обучения в урочной и во внеурочной деятельности при обучении английскому языку [Текст] / Г. Г. Ситдикова // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 50-51.

4. Артемова Н. И. Современное образование. Проекты на уроке английского языка [Текст] / Н. И. Артемова // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 87-89.

5. Alan Maley «Resource Books for Teachers». – «Oxford University Press» , 2010


   В номере

Внедрение обновленных ФГОС НОО и ООО:

ФГОС
Функциональная грамотность

  СИМВОЛЫ - 2022





  KAZANOBR - 2022



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2022

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика