Кузахметова Язиля Рашитовна,
Яруллина Алсу Исламгалиевна,
учителя математики высшей квалификационной категории,
Мустафина Наталья Викторовна,
учитель информатики первой квалификационной категории
МБОУ «Школа №42» имени Героя России Д.Р.Гилемханова,
Приволжский район г.Казань
На сегодняшний день большие изменения в своей структуре испытывает система школьного образования. Требования к выпускникам в настоящее время выходят на передний план – это умение работать в команде, качества лидера, инициатива, гражданская грамотность и финансовая грамотность. Общество требует личность, развитую всесторонне, которая способна нестандартно мыслить, умеет делать анализ, соотносить информацию, которую имеет, делает заключения и использует эти знания. Одной из задач модернизации образования является формирование и развитие функциональной грамотности школьников.
Функциональная грамотность - это умение:
- выяснять проблемы, появляющиеся вокруг нас, которые можно решить путем знаний из математики,
- объяснять выбранные решения посредством математических рассуждений,
- делать анализ способов решения,
- объяснить полученные результаты с учетом поставленной задачи.
На данный момент развивать функциональную грамотность является важной задачей педагога.
Функционально грамотный человек является самостоятельным, умеющим жить среди людей, обладающим определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
С одной стороны, цифровой современный мир сделал жизнь человека легче, но с другой стороны, сложнее. Человек сталкивается с изобилием цифрового мира. Человек должен иметь читательскую грамотность, так как на сегодняшний день существует огромная свобода выбора, и сделать правильный выбор зачастую означает экономию денег либо их преумножение.
Учебники математики содержат огромное количество задач технического характера, а задач на практическое содержание очень мало, а ведь они наиболее трудные и объемные. Научить ребенка решать задачи практического характера гораздо сложнее, чем предложить учащемуся примеры по подстановке данных в формулу.
Задания ОГЭ и ЕГЭ для выпускников тоже изменились. Теперь в контрольно-измерительные материалы включены задачи практического характера. В настоящий момент перед учителями стоит задача формирования навыков критического мышления, это дает возможность развивать функциональную грамотность учащихся в процессе учебной деятельности. А также есть проблема формирования функциональной грамотности учеников, это вызывает необходимость обновления содержания образования и форм и методов обучения.
Задачи по развитию функциональной грамотности мы делим на разделы: читательская грамотность, логическая грамотность, прикидки и оценки, работа с графическими представлениями информации, экономика и финансы, геометрические задачи.
Формирование функциональной грамотности актуальная проблема для школьников. Главной задачей в системе нашего образования является формирование функциональной грамотности личности обучающегося, чтобы каждый ученик мог компетентно войти в контекст современной культуры в обществе, умел выстраивать тактику и стратегию собственной жизни.
Сформированность функциональной грамотности обучающегося проявится в способности видеть структуру изучаемого материала, ставить проблемы и разрешать их, быстро отделяя главное от второстепенного, свободно выходить за рамки усвоенного, проявляя при этом разные способы решения проблемы, поможет ученику успешно справляться с учебной работой, не испытывая при этом огромной перегрузки.
Список литературы
1. Методические материалы по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках математики / под редакцией Долматовой Н.В. 2021г.
2. Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов /Под общей редакцией Л.Ю. Панариной, И.В. Сорокиной, О.А. Смагиной, Е.А. Зайцевой. – Самара: СИПКРО, 2019. - с.
3. Развитие функциональной грамотности на уроках математики. Учебно - методическое пособие / Р.А. Казакова, О.И. Кравцова; Изд. ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2017г.