Использование элементов функциональной грамотности в обучении математике

Кузахметова Язиля Рашитовна,
Яруллина Алсу Исламгалиевна,
учителя математики высшей квалификационной категории,
Мустафина Наталья Викторовна,
учитель информатики первой квалификационной категории
МБОУ «Школа №42» имени Героя России Д.Р.Гилемханова,
Приволжский район г.Казань


На сегодняшний день большие изменения в своей структуре испытывает система школьного образования. Требования к выпускникам в настоящее время выходят на передний план – это умение работать в команде, качества лидера, инициатива, гражданская грамотность и финансовая грамотность. Общество требует личность, развитую всесторонне, которая способна нестандартно мыслить, умеет делать анализ, соотносить информацию, которую имеет, делает заключения и использует эти знания. Одной из задач модернизации образования является формирование и развитие функциональной грамотности школьников.

Функциональная грамотность - это умение:

- выяснять проблемы, появляющиеся вокруг нас, которые можно решить путем знаний из математики,

- объяснять выбранные решения посредством математических рассуждений,

- делать анализ способов решения,

- объяснить полученные результаты с учетом поставленной задачи.

На данный момент развивать функциональную грамотность является важной задачей педагога.

Функционально грамотный человек является самостоятельным, умеющим жить среди людей, обладающим определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

С одной стороны, цифровой современный мир сделал жизнь человека легче, но с другой стороны, сложнее. Человек сталкивается с изобилием цифрового мира. Человек должен иметь читательскую грамотность, так как на сегодняшний день существует огромная свобода выбора, и сделать правильный выбор зачастую означает экономию денег либо их преумножение.

Учебники математики содержат огромное количество задач технического характера, а задач на практическое содержание очень мало, а ведь они наиболее трудные и объемные. Научить ребенка решать задачи практического характера гораздо сложнее, чем предложить учащемуся примеры по подстановке данных в формулу.

Задания ОГЭ и ЕГЭ для выпускников тоже изменились. Теперь в контрольно-измерительные материалы включены задачи практического характера. В настоящий момент перед учителями стоит задача формирования навыков критического мышления, это дает возможность развивать функциональную грамотность учащихся в процессе учебной деятельности. А также есть проблема формирования функциональной грамотности учеников, это вызывает необходимость обновления содержания образования и форм и методов обучения.

Задачи по развитию функциональной грамотности мы делим на разделы: читательская грамотность, логическая грамотность, прикидки и оценки, работа с графическими представлениями информации, экономика и финансы, геометрические задачи.

Формирование функциональной грамотности актуальная проблема для школьников. Главной задачей в системе нашего образования является формирование функциональной грамотности личности обучающегося, чтобы каждый ученик мог компетентно войти в контекст современной культуры в обществе, умел выстраивать тактику и стратегию собственной жизни.

Сформированность функциональной грамотности обучающегося проявится в способности видеть структуру изучаемого материала, ставить проблемы и разрешать их, быстро отделяя главное от второстепенного, свободно выходить за рамки усвоенного, проявляя при этом разные способы решения проблемы, поможет ученику успешно справляться с учебной работой, не испытывая при этом огромной перегрузки.

Список литературы

1. Методические материалы по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках математики / под редакцией Долматовой Н.В. 2021г.

2. Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов /Под общей редакцией Л.Ю. Панариной, И.В. Сорокиной, О.А. Смагиной, Е.А. Зайцевой. – Самара: СИПКРО, 2019. - с.

3. Развитие функциональной грамотности на уроках математики. Учебно - методическое пособие / Р.А. Казакова, О.И. Кравцова; Изд. ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2017г.


   В номере

Внедрение обновленных ФГОС НОО и ООО:

ФГОС
Функциональная грамотность

  СИМВОЛЫ - 2022





  KAZANOBR - 2022



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2022

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика