Домрачева Юлия Владимировна,
учитель биологии
Краснова Елена Александровна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Школа №85» г.Казани
Функционально грамотный человек — это человек,
который способен использовать постоянно
приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки
А. А. Леонтьев
Функциональная грамотность – один из главных результатов образо-вания и ориентации в мире профессий: способность действовать и взаимодей-ствовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.
В исследованиях PISA выделяют шесть основных содержательных компонента, одним из которых является естественнонаучная грамотность. Для успешности формирования ее основ в образовательном пространстве главным для учителя – практика. Выделим в следующем:
? проанализировать систему заданий, которые учитель планирует использовать в учебном процессе;
? разработать по установленному эталону задания-практикумы, опирающиеся на содержание одного предмета или межпредметные;
? применять естественнонаучные знания в случаях обсуждения об-щественно значимых вопросов, связанных с практическими применениями.
Мы выявили основные затруднения среди своих обучающихся при ре-шении задач на формирование естественнонаучной грамотности:
? научное объяснение реальных ситуаций происходит поверхност-но без учета источника информации;
? сложность в интерпретации понятийного аппарата при объясне-нии явлений;
? распознание информации на графике или таблице.
Для устранения таких трудностей у обучающихся считаю следующий алгоритм работы учителя:
? перечитывать перед ответом нужный фрагмент, исходя из целевой установки самого задания;
? формулировать выводы последовательно, используя метапред-метные и межпредменые связи;
? решать проблемные ситуации контекста, опираясь на личностный (местный) уровень комплекса знаний, умений.
Предлагаем образец заданий практико-ориентированного характера из опыта работы учителей биологии, истории и обществознания. Контексты связаны с проблемными ситуациями, возникающими в повседневной жизни обучающихся. При решении таких задач требуется применения знаний в не-знакомой ситуации, поиска новых решений, способов действий и творческой активности. Учитель оценивает уровень функциональной грамотности обу-чающихся, корректирует свою работу с учетом реализации системно-деятельностного подхода.
Практикум 1
«Человек»
Термин «кариес» в переводе с латыни означает «гниение» и довольно точно описывает состояние зубов при этом заболевании. Кариес — это раз-рушение зуба, которое начинается с растворения минеральных веществ, вхо-дящих в состав зуба, с последующим разрушением твердых тканей зуба и образованием полости.
В современном мире существует несколько причин развития кариеса, продолжите список:
1. присутствие микробов в полости рта
2. наследственность
3. питание
4.____________________________
5.____________________________
Что можете сделать Вы, чтобы не допустить развития кариеса?
1. ____________________________
2_____________________________
3_____________________________
Практикум 2
«Экология»
Журнал «Наука и жизнь» публикует статьи Академика РАН Н. Моисе-ева «Экология в современном мире». Ученый привел в качестве аргумента «Новые проблемы» выдержку из письма жителя г. Москвы в 60-х годах XIX века следующую ситуацию: «Оскудела наша Москва-река. Конечно, пудово-го осетра и сейчас еще можно выловить, но вот стерлядочки, которой мой дед любил потчевать приезжих, уже не выловишь».
Вопрос: Предположите, каковы причины исчезновения стерляди?
Ответ________________________________________
Практикум 3
«История»
В годы Великой Отечественной войны ТАССР выпускал уникальную продукцию. Казанский кетгутный завод - единственный в стране предприятие изготавливал хирургический шовный материал – кетгутные нити для лечения раненых бойцов.
Воспользуйтесь информацией по ссылке: https://www.volot.ru/info/stati/shovnyj_mater
1 Вопрос: Из чего были изготовлены эти нити?
Ответ____________________________________________________
2 Вопрос: Какие свойства имеет шовный материал?
Ответ___________________________________________________
Практикум 4
«Ботаника»
Это растение названо в честь французского короля Людовика XV. Оно является символом островного государства и изображено на его гербе, а по-граничники, в паспорта въезжающих в страну туристов, ставят штамп с изображением его семени.
Воспользуйтесь информацией по ссылке: www.vokrugsveta.ru/article/340352/
1. Вопрос: Что это за растение?
Ответ____________________________________________________
2. Вопрос: Бобовое растение энтада Реде образует гигантские стручки. На сколько стручок больше цветка раффлезии Арнольда?
Ответ____________________________________________________
3. Вопрос: Что общего между колонией тополя Пандо, тыквой и пальмой маникарией?
Ответ____________________________________________________
4. Вопрос: Среди растений множество гигантов. Но есть гиганты и в животном мире. Каких самых больших животных на Земле вы знаете? При-ведите три примера таких животных
Ответ____________________________________________________
Практикум 5
«Литература»
Цветик-семицветик — сказка, которую Валентин Катаев написал в 1940 году, и она уже многие десятилетия волнует сердца читателей. В ней причуд-ливым образом сплелись реальность и волшебство. Девочка Женя получает от старушки удивительный цветок с семью лепестками, который может ис-полнить любой ее каприз, если произнести заклинание. Когда Женя истрати-ла шесть желаний, она поняла, что счастье не зависит от игрушек.
Прочтите эту сказку, ответь на вопросы, используя ссылки:
https://nukadeti.ru/skazki/kataev_cvetik_semicvetik
https://www.kommersant.ru/doc/4857038?ysclid=l2ubizlyuo
1 Вопрос: От чего зависит количество лепестков и тычинок в цветке?
Ответ__________________________________________________________
2 Вопрос: Какие качества личности проявила девочка Женя, использо-вав последний волшебный лепесток?
Ответ__________________________________________________________
3. Вопрос: В чем заключается мораль сказки?
Ответ__________________________________________________________
Список литературы
1. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие / И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселев; науч. ред. И. Ю. Алексашина. — СПб. : КАРО, 2019. — 160 с. — (Петербургский вектор введения ФГОС ООО). ISBN 978-5-9925-1413-1
2. https://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2941946.pdf
3.https://www.nkj.ru/archive/articles/10376/ (Наука и жизнь, ЭКОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ)
4. www.vokrugsveta.ru/article/340352/ (Электронный журнал «Вокруг света»)
5. https://nukadeti.ru/skazki/kataev_cvetik_semicvetik
6. https://www.kommersant.ru/doc/4857038?ysclid=l2ubizlyuo