Основные подходы формирования функциональной грамотности в образовательном пространстве школьников

Домрачева Юлия Владимировна,
учитель биологии
Краснова Елена Александровна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Школа №85» г.Казани


Функционально грамотный человек — это человек,
который способен использовать постоянно
приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки
А. А. Леонтьев


Функциональная грамотность – один из главных результатов образо-вания и ориентации в мире профессий: способность действовать и взаимодей-ствовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

В исследованиях PISA выделяют шесть основных содержательных компонента, одним из которых является естественнонаучная грамотность. Для успешности формирования ее основ в образовательном пространстве главным для учителя – практика. Выделим в следующем:

? проанализировать систему заданий, которые учитель планирует использовать в учебном процессе;

? разработать по установленному эталону задания-практикумы, опирающиеся на содержание одного предмета или межпредметные;

? применять естественнонаучные знания в случаях обсуждения об-щественно значимых вопросов, связанных с практическими применениями.

Мы выявили основные затруднения среди своих обучающихся при ре-шении задач на формирование естественнонаучной грамотности:

? научное объяснение реальных ситуаций происходит поверхност-но без учета источника информации;

? сложность в интерпретации понятийного аппарата при объясне-нии явлений;

? распознание информации на графике или таблице.

Для устранения таких трудностей у обучающихся считаю следующий алгоритм работы учителя:

? перечитывать перед ответом нужный фрагмент, исходя из целевой установки самого задания;

? формулировать выводы последовательно, используя метапред-метные и межпредменые связи;

? решать проблемные ситуации контекста, опираясь на личностный (местный) уровень комплекса знаний, умений.

Предлагаем образец заданий практико-ориентированного характера из опыта работы учителей биологии, истории и обществознания. Контексты связаны с проблемными ситуациями, возникающими в повседневной жизни обучающихся. При решении таких задач требуется применения знаний в не-знакомой ситуации, поиска новых решений, способов действий и творческой активности. Учитель оценивает уровень функциональной грамотности обу-чающихся, корректирует свою работу с учетом реализации системно-деятельностного подхода.

Практикум 1

«Человек»

Термин «кариес» в переводе с латыни означает «гниение» и довольно точно описывает состояние зубов при этом заболевании. Кариес — это раз-рушение зуба, которое начинается с растворения минеральных веществ, вхо-дящих в состав зуба, с последующим разрушением твердых тканей зуба и образованием полости.

В современном мире существует несколько причин развития кариеса, продолжите список:

1. присутствие микробов в полости рта

2. наследственность

3. питание

4.____________________________

5.____________________________

Что можете сделать Вы, чтобы не допустить развития кариеса?

1. ____________________________

2_____________________________

3_____________________________

Практикум 2

«Экология»

Журнал «Наука и жизнь» публикует статьи Академика РАН Н. Моисе-ева «Экология в современном мире». Ученый привел в качестве аргумента «Новые проблемы» выдержку из письма жителя г. Москвы в 60-х годах XIX века следующую ситуацию: «Оскудела наша Москва-река. Конечно, пудово-го осетра и сейчас еще можно выловить, но вот стерлядочки, которой мой дед любил потчевать приезжих, уже не выловишь».

Вопрос: Предположите, каковы причины исчезновения стерляди?

Ответ________________________________________

Практикум 3

«История»

В годы Великой Отечественной войны ТАССР выпускал уникальную продукцию. Казанский кетгутный завод - единственный в стране предприятие изготавливал хирургический шовный материал – кетгутные нити для лечения раненых бойцов.

Воспользуйтесь информацией по ссылке: https://www.volot.ru/info/stati/shovnyj_mater

1 Вопрос: Из чего были изготовлены эти нити?

Ответ____________________________________________________

2 Вопрос: Какие свойства имеет шовный материал?

Ответ___________________________________________________

Практикум 4

«Ботаника»

Это растение названо в честь французского короля Людовика XV. Оно является символом островного государства и изображено на его гербе, а по-граничники, в паспорта въезжающих в страну туристов, ставят штамп с изображением его семени.

Воспользуйтесь информацией по ссылке: www.vokrugsveta.ru/article/340352/

1. Вопрос: Что это за растение?

Ответ____________________________________________________

2. Вопрос: Бобовое растение энтада Реде образует гигантские стручки. На сколько стручок больше цветка раффлезии Арнольда?

Ответ____________________________________________________

3. Вопрос: Что общего между колонией тополя Пандо, тыквой и пальмой маникарией?

Ответ____________________________________________________

4. Вопрос: Среди растений множество гигантов. Но есть гиганты и в животном мире. Каких самых больших животных на Земле вы знаете? При-ведите три примера таких животных

Ответ____________________________________________________

Практикум 5

«Литература»

Цветик-семицветик — сказка, которую Валентин Катаев написал в 1940 году, и она уже многие десятилетия волнует сердца читателей. В ней причуд-ливым образом сплелись реальность и волшебство. Девочка Женя получает от старушки удивительный цветок с семью лепестками, который может ис-полнить любой ее каприз, если произнести заклинание. Когда Женя истрати-ла шесть желаний, она поняла, что счастье не зависит от игрушек.

Прочтите эту сказку, ответь на вопросы, используя ссылки:

https://nukadeti.ru/skazki/kataev_cvetik_semicvetik

https://www.kommersant.ru/doc/4857038?ysclid=l2ubizlyuo

1 Вопрос: От чего зависит количество лепестков и тычинок в цветке?

Ответ__________________________________________________________

2 Вопрос: Какие качества личности проявила девочка Женя, использо-вав последний волшебный лепесток?

Ответ__________________________________________________________

3. Вопрос: В чем заключается мораль сказки?

Ответ__________________________________________________________

Список литературы

1. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие / И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселев; науч. ред. И. Ю. Алексашина. — СПб. : КАРО, 2019. — 160 с. — (Петербургский вектор введения ФГОС ООО). ISBN 978-5-9925-1413-1

2. https://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2941946.pdf

3.https://www.nkj.ru/archive/articles/10376/ (Наука и жизнь, ЭКОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ)

4. www.vokrugsveta.ru/article/340352/ (Электронный журнал «Вокруг света»)

5. https://nukadeti.ru/skazki/kataev_cvetik_semicvetik

6. https://www.kommersant.ru/doc/4857038?ysclid=l2ubizlyuo


   В номере

Внедрение обновленных ФГОС НОО и ООО:

ФГОС
Функциональная грамотность

  СИМВОЛЫ - 2022





  KAZANOBR - 2022



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2022

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика