Формирование функциональной грамотности школьников на уроках словесности

Денисова Юлия Валерьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №179–центр образования» г.Казани


Основное требования ФГОС – научить ученика учиться, то есть само-стоятельно добывать знания из различных источников, уметь работать с разного рода информацией, эффективно использовать полученную инфор-мацию в учебной и практической (профессиональной) деятельности. И все это, прежде всего, направлено на повышение уровня функциональной гра-мотности обучающихся. Функциональная грамотность – это уровень компе-тентности, обеспечивающий успешное функционирование личности в социу-ме, а также это необходимый минимум для реализации когнитивных и лич-ностных умений в определенной социокультурной среде.

У ученика, на мой взгляд, только тогда сможет сформироваться функ-циональная грамотность, если он в процессе самостоятельной подготовки к какой-либо учебной деятельности может «перекодировать» полученную из разных источников текстовую информацию в формат схемы, таблицы, кла-стера, диаграммы. В первую очередь у обучающегося повышается уровень читательской грамотности. Но в процессе поиска решения поставленной за-дачи ученик овладевает и информационными, и технологическими, и мето-дологическими, и коммуникативными навыками.

Уже два года я работаю по новому учебнику А. Дейкиной, О Лёвушки-ной (наша гимназия участвует в апробации данной линейки учебников). Это современный учебник русского языка, который реализует функции обуче-ния, развития и воспитания и направлен на развитие всех видов речевой дея-тельности учащихся, формирует умения понимать, интерпретировать тексты различных стилей, жанров, типов. Большое внимание в учебнике уделено со-вершенствованию функциональной грамотности обучающихся. Так, в 5 классе широко представлены схемы, которые помогают структурировать по-лученную информацию. Например, по теме «Имя прилагательное» схема позволяет назвать разные значения имени прилагательного. Предлагаю рас-смотреть схему и ответить на вопросы: о чем можно узнать из этой схемы? Как можно её озаглавить? Ребята приводят примеры на каждое значение прилагательных. Структурно-логические схемы активизируют познаватель-ные способности учащихся: мышление, память, воображение, восприятие. Они обеспечивают системный подход к изучению основных понятий лингви-стики.

Еще, пожалуй, стоит отметить, что в конце каждого раздела учебника под редакцией А. Дейкиной представлена Лаборатория текста. Это материал по развитию речи, обязательно на основе текста. А завершаются такие уроки творческим заданием, т.е. работа выстраивается по модели «от анализа ав-торского текста – до создания собственного текста». Так, например, после изучения раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи» дается стихо-творение В. Голяховского «Осенние листья» и предлагается провести мор-фемный анализ слов: Какие слова придумал автор? Что они означают? Зачем автор использовал эти слова в тексте? Попутно повторяем такое понятие, как звукопись, которая тоже представлена в тексте. Творческое задание даю та-кое: напишите о том, понравилось ли вам, как поэт использовал однокорен-ные слова для создания образа осени?

Совершенствование функциональной грамотности включает в себя умение работать со словарями. У каждого ученика есть памятка «Как поль-зоваться толковым (орфографическим, орфоэпическим и др.) словарем». Например, предлагаю задание: вставить пропущенные буквы в слова, прове-рив себя по словарю. Приятно осознавать, что для учеников словарь стано-вится настольной книгой, они начинают ориентироваться в словаре и обра-щаются к нему, когда просто не понимают какое-то слово.

На уроках русского языка, а также в работе с одаренными школьни-ками при подготовке к олимпиадам по предмету использую разнообразные лингвистические задачи, которые позволяют ученикам продемонстрировать весь комплекс имеющихся у них знаний и способностей. Основой этих задач является текст. Предлагаю в качестве домашней разминки решить лингви-стическую задачу. Необязательно, чтобы её решили все, так как это требует большого напряжения ума. Только по желанию. Но что интересно: с каждым разом больше становится тех, кто пробует и у кого получается. А значит, цель достигнута: у ребят развивается логическое мышление, языковое чутьё, они хотят «копаться» в языке, искать и находить, познавать его законы, а вместе с ним и мир. Например, задачка для 5- 7 классов: в сказке К. Чуков-ского «Бармалей», где Танечка и Ванечка убежали в Африку, есть такие строки: «Вдоль по Африке гуляют/ Фиги-финики срывают…». Вопрос: что это за ботаническое чудо «фиги-финики», если, фиги – плоды инжира, а фи-ники – плоды финиковой пальмы? Ответ дают такой: в языке часто можно встретить собирательные существительные, относящиеся к разным понятиям, но объединенные в пары, как гуси-лебеди, ложки-вилки, лыжи-ботинки и т.д.

Чтобы вовлечь в самостоятельное изучение какого-либо раздела по ли-тературе, создаю учебную ситуацию, учитывая возраст обучающихся, спе-цифику предмета, меры сформированности УУД. Так, при изучении био-графии какого-либо писателя предлагаю следующие формы работы: соста-вить кроссворд, чтобы лучше усвоить биографию; по детским и юношеским годам составить конспект или вопросы; тематику произведений представить в виде таблицы, ключевой момент в жизни - посмотреть фрагмент докумен-тального фильма, подготовить фоторяд с комментариями. Кстати, подобные задания использую и для работы с одарёнными, и в качестве домашнего за-дания на обычных уроках в старших классах. Все это способствует разви-тию умения ориентироваться в информационном пространстве и отбирать материал по определенной теме.

Сложными являются задания по комплексному анализу поэтического текста. Умение анализировать такие тексты важно и для учеников на уроках по изучению лирики, и для тех, кто участвует в олимпиадах, и для тех, кто сдает ЕГЭ по литературе. Поэтому в своей практике использую трехэтапный анализ лирического произведения. После первичного знакомства ребята от-вечают на вопрос, что необычного они заметили в стихотворении. А далее предлагается 3 этапа (или уровня). На первом проводится фонетический (звуковой анализ) стихотворения: выявляется размер, рифма, строфика, зву-копись. Здесь же первое впечатление, что бросается в глаза и почему. Ребята связно записывают свои наблюдения. На втором уровне – стилистический анализ: особенности лексики и синтаксиса, тропы, фигуры речи. При мед-ленном чтении прошу обратить внимание на фразы, которые теперь приоб-ретают иное значение. Все свои ответы обучающиеся записывают связными предложениями. И наконец, в процессе такой кропотливой работы выходят на 3 уровень, пытаясь выявить идейно-художественный смысл: эмоции, ос-новную мысль, образы, мотивы. На 3 этапе стихотворение читается по ча-стям. Выписывают существительные, из которых складывается предметный мир, прилагательные - эмоции, чувства, глаголы, которые указывают на дей-ствия и состояния. Обращают внимание на заключительные строки, про-странственно-временную организацию текста и точку зрения автора. Запи-сывают свои мысли. Следование такому алгоритму дает свои положитель-ные результаты: способствует развитию у обучающихся исследовательских навыков, вызывает интерес к литературе, помогает разобраться в мировоз-зрении самых разных поэтов.

Инновационным инструментом обучения текстовой деятельности явля-ется характеристика текста, предусматривающая самостоятельную текстовую деятельность обучающихся. Аналитическая работа с текстом позволяет вы-явить авторскую оценку, идею произведения. Например, в 10 классе даю текст Д. Лихачева «Учитесь учиться!» из «Писем о добром» и предлагаю такие задания: определить стиль речи, его признаки и заполнить при этом таблицу с примерами из предложенного текста.

Подобрать контекстные синонимы к словосочетанию «человек будуще-го». Объяснить лексическое значение некоторых слов, выписать словосоче-тания с эпитетами и подобрать к ним антонимы. Учащиеся дают толкование слов «этика», «эстетический» в форме словарной статьи. Предлагаю дать развернутый ответ, сравнив точку зрения Д.Лихачева и Н. Чернышевского на то, каким должен быть образованный человек. А далее - еще один текст. Отрывок из романа И.А. Гончарова «Обломов». И задания усложняются. Прошу ребят задать вопрос от лица Обломова на основе прочитанного, а ответить словами Лихачева. Например, зачем учебные книги? Когда же жить? и др. И творческое задание: написать письмо Обломову о пользе зна-ний для реальной жизни. Работы учеников приятно удивили. Они и письма писать умеют, и аргументировать свое мнение, используя убедительные фак-ты из собственного жизненного опыта.

На уроках литературы я часто использую технологию продуктивного чтения. Она действенна, когда речь идет о небольших текстах. Так, напри-мер, в 11 классе перед изучением рассказа И. Бунина «Легкое дыхание» предлагаю дать свои предположения, о чем будет рассказ, опираясь на его название. Ребята отвечают, что о дыхании природы, о жизни природы и че-ловека. Далее вспоминаем, что Бунин превыше всего ценил «живую жизнь», её красоту и простоту. Показываю ребятам иллюстрации О. Верейского к рассказу Бунина. И они делают вывод о том, что речь как раз идет о дыха-нии жизни, о смерти. Таким образом, у обучающихся возникает мотивация к чтению. Рассказ читаем на уроке, все время ведя диалог с писателем: Какие чувства возникают при чтении первых строк? Как относится Бунин к геро-ине? Что в ней главное? Для более точного понимания названия рассказа, вспоминаем стихотворение А.Фета «Бабочка». Учащиеся пытаются выяс-нить, что общего между героиней Бунина и бабочкой Фета. Далее прогнози-руют ответы, зачитывают цитаты из текста. Таким образом, возникает чита-тельская интерпретация. И заключительная беседа после прочтения: ответы на проблемные вопросы: Что хотел автор сказать читателям своим расска-зом? Каково авторское отношение к Оле Мещерской? Что в ней главное: безмятежность и чистота юности или бездумность и легкомыслие? и др.

Безусловно, вся эта работа по совершенствованию функциональной грамотности возможна только тогда, когда ученики овладели главным уме-нием – выразительное осмысленное чтение.


   В номере

Внедрение обновленных ФГОС НОО и ООО:

ФГОС
Функциональная грамотность

  СИМВОЛЫ - 2022





  KAZANOBR - 2022



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2022

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика