Технология продуктивного чтения на уроках английского языка как средство формирования и развития читательской грамотности учащихся на примере УМК «Spotlight»

Давлеева Нина Павловна
учитель английского языка
МБОУ «Военно-патриотический образовательный
центр-школа №67 имени А.И. Чехова»
Кировского района г.Казани


Мы учимся не для школы, для жизни.
Сенека (4 г. до н.э. - 65.н.э.)


При обучении иностранному языку организация учебного процесса, формы работы и виды деятельности на уроке должны быть направлены на формирование и развитие коммуникативных компетенций, умение применять английский язык на практике, свободное общение на языке. Наша педагогическая деятельность должна быть направлена на формирование таких навыков, которые учащийся сможет перенести в другие области своей жизни, применять их на практике и развиваться как успешный человек, быть функционально грамотным.

Общеизвестно, что формирование и развитие функциональной грамотности учащихся регламентируется как одна из приоритетных задач федеральных государственных образовательных стандартов. Формирование и развитие функциональной грамотности должно происходить системно на каждом уроке каждой учебной дисциплины. Однако, английский язык в этом плане уникален. Английский язык – средство общения, средство познания мира, средство познания себя в этом мире. Изучая английский язык, мы говорим и о литературе, и об искусстве, о географии и истории и т.д., мы обсуждаем информацию из различных областей знаний.

Важное место среди универсальных учебных действий занимает чтение, работа с информацией. Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни является читательской грамотностью. Термин «читательская грамотность» появился в контексте международного тестирования в 1991 г. и является одним из основных направлений функциональной грамотности. Читательская грамотность включает в себя три группы читательских навыков:

1) умение найти и извлечь информацию из текста;

2) умение интегрировать (связывать) и интерпретировать (толковать) прочитанное;

3) умение осмыслить и оценить прочитанное.

В современной российской педагогике существует несколько технологий, направленных на формирование читательской грамотности. К ним можно отнести стратегиальное чтение (Сметанникова Н.Н.), технологию РКМЧП, технологию продуктивного чтения (Школа 2100).

Эти технологии возникли, опираясь на исследования одних и тех же учёных-психологов, и имеют много общего. Перекликаются и приёмы, методы, стратегии работы с текстом. Их объединяет и подход к ученику как к субъекту, а не объекту образовательного процесса. В своей педагогической деятельности мы опираемся на технологию продуктивного чтения.

Технология продуктивного чтения –это природосообразная образовательная технология, обеспечивающая полноценное восприятие текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. Технология помогает ученикам учиться осмысленно читать текст, анализировать, находить необходимую информацию. Данная технология предполагает три этапа работы с текстом.

1. Работа с текстом до чтения.

2. Работа с текстом во время чтения.

3. Работа с текстом после чтения.

I этап. Работа с текстом до чтения

Особое значение при обучении читательской грамотности имеет прогнозирование содержания текста. В УМК «Spotlight» очень много заданий на прогнозирование содержания текста. Практически каждая подтема модуля начинается с задания на прогнозирование содержания текста. Авторы УМК обращают внимание учащихся на заголовки текстов, на иллюстрации к текстам, обращаются на собственный жизненный опыт учащихся. Сначала ученик прогнозирует, это есть мотивация узнать больше информации. Как показывает практика, если ученик спрогнозировал, он и читает с большим интересом, так как ему важно знать, насколько он был прав в своем прогнозе. Прогнозирование содержание текста - это и мотивация, и выход на устную речь с переносом информации на себя и на свою деятельность. Заметим, что во всех классах идет постепенное обучение осмысленному прогнозированию содержания текста: по иллюстрации, по заголовку текста, по указанным частям текста.

Главная задача учителя на данном этапе работы - вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать текст.

На этапе работы с тестом до чтения применяем такие приемы как работа с иллюстрацией, работа с заглавием, работа с ключевыми словами, предваряющие вопросы, мозговой штурм, глоссарий.

II этап. Работа с текстом во время чтения

Этот этап может состоять из работы со сплошными и не сплошными текстами и их частями. Не сплошные тексты это - тексты, которые состоят из нескольких источников информации (карты, планы, диаграммы т д.) и, как показывает практика, эта самая проблемная сторона работы с текстом.

Работая с текстом во время чтения, учащиеся формулируют главную мысль текста или частей текста. Эта деятельность связано с умением выделить главную мысль текста, понимаем его содержания. Здесь могут быть применены такие приемы как, выбор соответствующего заголовка, работа с ключевыми словами или новыми заполнение пробелов данными словами, соотнесение выделенных слов с их значением, выбор лишнего варианта из предложенных, правда или ложь (не сказано). После повторного чтения и прослушивания, мы возвращаемся к тексту для того, чтобы найти более конкретную информацию.

Главная задача учителя на данном этапе работы - обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами.

III этап. Работа с текстом после чтения

На данном этапе целесообразно провести смысловую беседу по тексту, соотнести видения автора с представлениями учащихся, предложить им творческие задания. УМК содержит задания, которые помогают перенести полученную информацию на свой жизненный опыт, на свой круг общения.

В своей деятельности нами применяются такие приемы работы как сиквейн, вопросы после текста, проверочный лист, тайм-аут, заполнение различных таблиц, создание кластера.

Главная задача учителя на данном этапе работы – обеспечение углубления восприятия и понимания текста.

Уроки, построенные на технологии продуктивного чтения, допускают использование методов, приемов из других технологий.

Таким образом, использование различных современных педагогических технологий, методов, приемов даёт учителю возможность формировать и развивать читательскую грамотность, мотивировать учащихся к изучению английского языка.

Список литературы

1. Добротина И.Н. Читательская грамотность школьника (5-9 классы): книга для учителя/[О.М. Александрова, М.А. Аристова, И.П. Васильевых идр.]; под ред. И.Н. Добротиной. –М.: Российский учебник: Вента-граф, 2018.-144с.- (Российский учебник : Успешный педагог XXI века).

2. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения. – М.: Форум, 2013.


   В номере

Внедрение обновленных ФГОС НОО и ООО:

ФГОС
Функциональная грамотность

  СИМВОЛЫ - 2022





  KAZANOBR - 2022



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2022

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика