Проблемы формирования читательской грамотности у учащихся начальной школы

Гайнуллина Алсу Мавлетовна,
учитель начальных классов
МБОУ «Школа № 103»
Ново-Савиновского района г.Казани


«Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития». Эти сло-ва педагога-новатора, основателя народной педагогики В.А. Сухомлинского, так актуальны в наши дни. Мы, учителя начальных классов, с первых дней обучения учащихся прививаем их любовь к чтению. Читать книги — это хо-рошо. Но, как читать? Как научить маленького человечка читать с удоволь-ствием, понимать красоту языка. Задача учителя заключается в том, чтобы воспитать у учащихся интерес к чтению, открыть ребенку то чудо, которое носит в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Мы сталкиваемся с тем, что у современных детей вообще нет интереса к кни-гам, они их не воспринимают. Поэтому учитель начальных классов в первую очередь ставит перед собой цель приобщить детей к чтению книг, именно в начальной школе нужно формировать читательскую грамотность ребёнка. Существует множество причин почему дети не любят читать, а уроки литера-турного чтения становятся для них непопулярными. Это, во-первых, много источников информации помимо книг, роль родителей, как пример подра-жания, если семья читающая и книге уделяется важное место — это прекрас-но, а если наоборот. Но главной причиной такого негатива к чтению следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправ-ленного формирования читательской грамотности школьников. Если чита-тель свободно владеет осознанным чтением, только в том случае у него воз-никает интерес к чтению. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться кни-гой. Важно организовать глубокое восприятие детьми всей информации, за-ложенной в тексте, помочь им представить себе картины, нарисованные ав-тором, то есть сформировать читательские умения и навыки, главные из ко-торых: это понимание прочитанного, уметь сопереживать героям произведе-ния, находить главную мысль произведения. Младший школьник должен владеть высокой техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, лю-бить книги и уметь их выбирать. И вот здесь семья играет важную роль в формировании читательской грамотности учащихся. Помощь должна идти и от родителей ребёнка. Становление ребенка как читателя не может прохо-дить без активного участия родителей в его жизни. Родители должны созда-вать условия для познавательной деятельности ребенка, стимулировать ее, направлять его размышления, тем самым помогать учителю развивать навы-ки качественного чтения.

При формировании читательской грамотности очень важно организо-вать «читательское пространство», в которое входят и пробно-поисковые ситуации, и личный пример учителя, и элементы драматизации, и другое. Важными составляющими понятия «читательская грамотность» являются формирование навыков мышления и рефлексии у обучающихся. При исполь-зовании выше указанных форм и методов работы эффективность этих навы-ков будет высока.

Вывод по вышесказанному: эффективность формирования читатель-ской грамотности учащихся зависит от учителя, который должен выступать организатором учебной деятельности, а также от родителя, который должен быть заинтересованным соучастником этого процесса. Тогда с уверенностью можно повторить слова И.Г.Песталоцци: «Мои ученики будут узнавать но-вое не только от меня; они будут открывать это новое сами».


   В номере

Внедрение обновленных ФГОС НОО и ООО:

ФГОС
Функциональная грамотность

  СИМВОЛЫ - 2022





  KAZANOBR - 2022



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2022

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика