Мы должны научиться измерять то, что важно, а не то, что легко измерить

Бурганова Татьяна Наилевна
Учитель истории и обществознания
I квалификационной категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа N 91»
Ново - Савиновского района г.Казани


Аннотация.

В данной статье рассмотрены вопросы диагностики функциональной грамотности на основе международного исследования PISA. В статье изложены основные тезисы проделанной проектной работы, внеклассной работы классного руководителя, обозначены основные выводы.

Ключевые слова: функциональная грамотность; читательская, математическая, естественно-научная, финансовая грамотность; глобальные компетенции; креативное мышление; международные исследования PIRLS, TIMSS, PISA; классное руководство; детский и юношеский туризм.

Annotation.This article discusses the issues of diagnosing functional literacy based on the international PISA study. The article outlines the main theses of the research work done, the extracurricular work of the class teacher, and outlines the main conclusions.

Key words: functional literacy; reading, mathematical, natural science, financial literacy; global competencies; creative thinking; international studies PIRLS, TIMSS, PISA; classroom leadership; children and youth tourism.

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Другими словами, это совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворению житейских проблем.

Специалисты Российской академии образования и Министерства образования РФ понимая необходимость и важность для определения ориентиров развития современной российской школы, а также осознавая значимость проблемы функциональной грамотности учащихся, предполагающей их готовность к использованию полученных в школе знаний и умений в реальной жизни, приняли решение об участии России в Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся PISA в области функциональной грамотности 15-летних учащихся.

Оценка качества образования в международных рейтингах опирается на данные международных исследований PIRLS (освоение основ чтения для учащихся 4 класса), TIMSS (освоение основ математики и естествознания для учащихся 4,8, 11 классов) и PISA (сформированность функциональной грамотности для 15 летних школьников 9-10 классов).

По словам Леонтьева А.А., функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течении жизни знания, умения и навыки, для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общении и социальных отношениях.

На основе этого выделяются основные составляющие функциональной грамотности – действовать в современном обществе, решать различные задачи, использовать различные знания, умения и компетенции.

Основными составляющими в содержательной области функциональной грамотности на основе PISA являются: читательская, математическая, естественно-научная, финансовая грамотность и глобальные компетенции. Кроме этого PISA оценивает и креативное мышление, на основе решения проблемных задач различного уровня. В компетентной области выделяется решение проблем (индивидуально или в сотрудничестве) и креативное мышление. Поэтому можно прийти к выводу, что система компетенций функциональной грамотности напрямую взаимосвязана с метапредметными результатами ФГОС: когнитивные, коммуникативные, регулятивные. На основе использования функциональной грамотности появляются возможности формирования не только метапредметных, но и предметных, личностных результатов, использование системно-деятельностного подхода, исследовательской и проектной деятельности, решение задач на применение знаний в нетипичных ситуациях.

Каковы результаты исследования российских учеников в 2000-2018 гг? Средний результат российских обучающихся 15 летнего возраста повысился на 17 баллов по читательской грамотности и на 20 по математической грамотности. Практически не изменился по естественно-научной грамотности. Россия относится к группе стран, в которой произошли позитивные изменения в двух образовательных областях. Однако, данные, полученные в 2018 году требуют детального анализа специалистами с целью определения причин неустойчивых тенденций развития образования.

Участие в исследовании приняли около 600 тысяч 15-летних обучающихся из 79 стран и экономик мира. Выборка российских обучающихся 15-летнего возраста в 2018 году включала 7608 обучающихся из 265 образовательных организаций 43 регионов России. В выборку вошли 15-летние учащиеся основной и средней школы (9% – 7-8 классы, 81% – 9 класс, 7% – 10-11 классы), а также учащиеся образовательных организаций среднего профессионального образования (3%).

По результатам анализа данных PISA-2018 были определены факторы повышения качества российского образования: школьные ресурсы, школьный климат и характеристики учителя. Как учитель-предметник и классный руководитель, педагог систематически проходит курсы повышения квалификации, одни из которых были организованы издательством Просвещение в рамках первой всероссийской олимпиады по финансовой грамотности. В нашем городе и школе, в частности, имеются достаточные школьные ресурсы и благоприятный школьный климат для реализации данной программы. Было принято решение о создании проекта для 6 класса по повышению уровня функциональной грамотности. Повышение уровня функциональной грамотности возможно не только на уроках в общеобразовательной школе, но и во внеурочное время, поэтому мы решили реализовать данный проект в рамках программы классного руководителя. В основу проекта легло направление туризм, т.к. классный руководитель является сертифицированным инструктором детского и юношеского туризма. Ребята выполняли задания по всем элементам содержания функциональной грамотности: работали с текстами, выделяя основные смысловые части, отвечали на вопросы по содержанию; на практике рассчитывали объем необходимых материалов для строительства, например летнего шалаша, зимнего убежища; проводили расчеты при покупке необходимых продуктов, собираясь в поход выходного дня; во время похода проводили измерения слоев грунта, разбирали строение растений и их применение в жизни человека; создавали проекты по решению глобальных экологических проблем; находили нестандартные решения, например как добыть чистую питьевую воду или найти дорогу, если заблудился в лесу. Это лишь несколько примером заданий, которые дети выполняли в течении контрольного года.

Результаты реализации проекта можно оценить на основе мониторинга формирования функциональной грамотности, созданного Институтом стратегии развития образования Российской академии образования в рамках проекта Министерства просвещения РФ «Мониторинг формирования функциональной грамотности», науч.рук. Ковалева Г.С. Демонстрационные материалы созданы для оценки функциональной грамотности школьников 5 и 7 классов. По результатам мониторинга, после реализации проекта классного руководителя в 6 классе, результаты контрольного класса выше, чем в двух параллельных классах: по читательской грамотности на 6 баллов, математическая на 3 балла, естественно-научная на 9 баллов, финансовая на 2 балла, глобальные компетенции на 7 баллов, креативное мышление на 6 баллов. В итоге, мы подтвердили поставленную гипотезу – созданный нами проект классного руководителя, может повысить уровень функциональной грамотности школьников и может использоваться в дальнейшем.

Список литературы и электронных источников:

1. Lazebnikova A., Koval T.,* Frantsuzova O. Potential of Secondary School Social Sciences in Formation of Students’ “Universal Skills” // The European Proceedings of Social and Behavioral Sciences. Vol. LXIX - "Education Environment for the Information Age" (EEIA-2019), 2019. P. 504-512. DOI: https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.09.02.58 .

2. PISA 2018 Draft Analytical Framework // Официальный сайт ОЭСР. [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd.org/pisa/data/PISA-2018-draft-frameworks.pdf .

3. PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. Paris: OECD Publishing, 2019. 308 p. DOI: https://doi.org/10.1787/b25efab8-en .

4. Басюк В.С., Ковалева Г.С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // «Отечественная и зарубежная педагогика» № 4 Т.1 (61) 2019 http://ozp.instrao.ru/images/a_4.1.61.2019_rus-min.pdf

5. Болотов В.А., Вальдман И.А., Ковалева Г.С. и др. Российская система оценки качества образования: главные уроки // Качество образования в Евразии. 2013. № 1. С. 85–122.

6. Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с.

7. Ковалева Г.С. Современные исследования качества образования (международные, национальные, региональные) // Курсобр. Качество. Управление. Развитие системы образования: информационно-аналитический портал [Электронный ресурс]. URL: https://kursobr.ru/ekspertnoe-mnenie/6-na-kursobre-material-otkrytaya-lektsiya-kovaleva-g-s-sovremennye-issledovaniya-kachestva-obrazovaniya-mezhdunarodnye-natsionalnye-regionalnye.html

8. Ковалева Г.С. К новому учебному году: на пути решения стратегических задач // «Вестник образования России» июль №14 2019 http://skiv.instrao.ru/content/board1/Ковалева%20Г.С.%20На%20пути%20решения%20стратегических%20задач.pdf .

9. Ковалева Г.С. Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности // «Вестник образования России» август №16 2019 http://skiv.instrao.ru/content/board1/Ковалева%20Г.С.%20Что%20необходимо%20знать%20каждому%20учителю%20о%20ФГ.pdf .

10. Лазебникова А.Ю., Коваль Т.В., Королькова Е.С. Подходы к оцениванию учебных достижений учащихся: отечественный и зарубежный опыт // Сборник научных трудов международной научно-практической конференции "Образовательное пространство в информационную эпоху" Под редакцией С.В. Ивановой. 2018. С. 643-653.

11. Лошкарева Е., Лукша П., Ниненко И., Смагин И., Судаков Д. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире, 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://worldskills.ru/assets/docs/media/WSdoklad_12_okt_rus.pdf .

12. Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся: приказ Рособрнадзора № 590, Минпросвещения России № 219 от 06.05.2019 // КонсультантПлюс: официальный сайт компании «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_325095 .

13. Подведение итогов апробации инструментария и технологии мониторинга формирования функциональной грамотности учащихся: вебинар Центра оценки качества образования ФГБНУ «ИСРО РАО». 02.07.2019 [Электронный ресурс]. URL: https://youtu.be/NxH_Olrm3ug .

14. Результаты международного исследования PISA 2015 (краткий отчет на русском языке). Публикации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.centeroko.ru/pisa15/pisa15_pub.html (дата обращения: 20.02.2018).

15. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.] ; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2010.

16. Фрумин И.Д., Добрякова М.С., Баранников К.А. и др. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 28 с.


   В номере

Внедрение обновленных ФГОС НОО и ООО:

ФГОС
Функциональная грамотность

  СИМВОЛЫ - 2022





  KAZANOBR - 2022



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2022

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика