«Креативное мышление как важный компонент функциональной грамотности»

Васильева Наталья Алексеевна
Заведующий клуба по месту жительства
Педагог дополнительного образования
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей «Заречье»
Кировского района г. Казани


«Функционально грамотный человек
способен использовать все постоянно
приобретаемые в течение жизни знания,
умения и навыки для решения максимально
широкого диапазона жизненных задач в
различных сферах деятельности, общения
и социальных отношений».
Алексей Леонтьев


Понятие «функциональная грамотность» впервые ввёл советский психолог, философ и педагог Алексей Леонтьев. Он говорил, что функциональная грамотность — это, прежде всего умение работать с информацией.

Функциональная грамотность — вопрос, актуальный для педагогов, учеников и родителей. Современный мир в последние годы стал гораздо сложнее. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике, в том числе и в дополнительном образовании: это связано с появлением новых технологий, новых профессий, новых сфер экономики и т.п.

Неизвестно, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и навыки потребуются сегодняшним школьникам для успешного развития и самореализации, поэтому важно научить детей творчески подходить к ситуациям, искать порой неожиданные решения стандартных задач.

Важным компонентом функциональной грамотности является креативное мышление, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.

Креативное мышление характеризуют четыре основных качества:

-быстрота (способность высказывать максимальное количество идей в определенный отрезок времени),

-гибкость (способность высказывать широкое многообразие идей),

-оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи),

-точность (законченность, способность совершенствовать или придавать завершенный вид своим мыслям).

Факторы, влияющие на креативность

-внутренние (личностные);

-уверенность в своих силах;

-знание предмета, любознательность;

-доминирование эмоций радости и даже определенная доля агрессивности;

-склонность к риску;

-отсутствие боязни показаться странным и необычным;

-отсутствие конформизма в действиях и мыслях;

-развитое чувство юмора;

-наличие богатого по содержанию подсознания;

-любовь к фантазированию и построению планов на будущее;

-нацеленность на достижение результата.

Как научить креативному мышлению?

На примере занятий в Школе ведущих «Антракт» ЦДОД «Заречье»

1. Читать, разговаривать и придумывать

Креативное мышление напрямую связано с умением генерировать новые идеи на основе существующей информации — например, текста или изображения. Дети могут практиковаться в творчестве, создавая, например, продолжение или альтернативное окончание любого текста. Такие обсуждения стимулируют развитие воображения и фантазии, творческую активность детей. Хорошо развивается креативное мышление на занятиях школы ведущих «Антракт» по теме «Импровизация».

Импровизация - это неподготовленное сиюминутное спонтанное выражение своих чувств и мыслеи? речи. Импровизацию можно сравнить с изложением. Заданная тема одна, но то, как вы ее перескажете, зависит только от вас, от вашеи? фантазии, навыков, ощущения свободы, которые нам очень важны. Одно из любимых упражнений обучающихся школы ведущих «Антракт» это составление монологов и диалогов неодушевленных предметов. Вот где можно пофантазировать, тем самым развить креативность мышления, а также закрепить понятие о монологе и диалоге.

2. Играть

Игра – самый эффективный способ развития креативного мышления у детей. Ребята по очереди придумывают и рассказывают истории на основе картинки, которая им выпадает. Используем на занятиях «мозговой штурм», даю ученикам три картинки и предлагаю составить по ним историю, придумать, что было до событий на картинке и после них.

Еще одно из любимых наших упражнений очень весёлая «Импро-игра».

Детям предлагается сочинить яркую, интересную и связную историю.

Только в этой истории каждому говорить по одному слову. Здесь главное - слушать партнера и принимать все, что он дает. Нужно сотрудничать и сочинять вместе. Необходимо следить за связностью сюжета. Лучше, если будет один главный герой, с которым происходят разные события.

«Алфавит» - это отличная игра для развития скорости мышления и чувства целого. Часто практикую эту игру на занятиях. Начните с партнером диалог на любую тему. Только каждая следующая реплика должна начинаться на следующую букву алфавита.

3. Решать головоломки и ребусы

Развитию креативного мышления способствует и решение головоломок, ребусов, занимательных задач. Данный прием используем на переменках. Дети с большим азартом разгадывают предложенные ребусы и головоломки, составляют общие кроссворды на заданную тему.

4. Подбирать ассоциации

Ассоциативность — или способность видеть связь между совершенно разными предметами и явлениями — придает мышлению ребенка гибкость, оригинальность и продуктивность, позволяет быстро найти нужную информацию. Простое задание на развитие ассоциативного мышления: дать ребятам сравнить два предмета, найти общие черты и отличия.

Практикую на занятии игру «Ассоциации» – это хороший способ развить мышление, словарный запас, память и воображение. Ассоциация – мысленная, тактильная или визуальная связь, когда при контакте с одним объектом вспоминаются другие образы, явления, ситуации. Следовательно, ассоциативное мышление – умение образно мыслить, находить аналогии. Это помогает понимать и запоминать информацию, генерировать идеи.

5. Приобретение разнообразных навыков.

Преодоление трудностей, что позволит проявить свои творческие способности и раскрыть свою индивидуальность, повысить самооценку. Возможность научиться использовать непривычные подходы, разрушить оковы стереотипов мышления. т.е. мыслить креативно.

Креативное мышление и инновационное мышление — это вид мышления, которое ведет к инсайтам, новым подходам, свежим взглядам, это новый путь понимания и видения вещей.

Формирование функциональной грамотности обучающихся — задача каждого современного педагога дополнительного образования. Это непростой процесс, где от самого педагога требуется креативность и творческое мышление, использование инновационных форм и методов обучения. Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность, которая способна адаптироваться и находить свое место в постоянно меняющемся мире.

Список литературы

1. Айбатыров К.С. Современные научно-педагогические представления о креативности / Вестник Майкопского государственного технологического университета -2014. - С.57.

2. Барышева Т.А., В.А.Шекалов. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей. - Ростов н/Д: Феникс.- 2004.- С.416.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение.- 1991.- С.92.

4. Гетманская Е.В. Творческий процесс: признаки, этапы, критерии / Вестник вятского государственного университета.- 2010.- С.25.

5. Кобзева Г.М. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей. - Ростов н/Д: Феникс.- 2004.- С.356.

6. Погорелая Т.С. Развитие креативных способностей детей как социально-педагогическая проблема / Достижения науки и образования.- 2018.- С 54.

7. Туник Е. Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления. СПб.: 2013.- С.320.

8. Шильгави В.П. Начнем с игры. М.: Просвещение.- 1980.- С.123.


   В номере

Внедрение обновленных ФГОС НОО и ООО:

ФГОС
Функциональная грамотность

  СИМВОЛЫ - 2022





  KAZANOBR - 2022



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2022

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика