Формирование читательской грамотности у младших школьников как возможность реализации учебных и жизненных задач

Буткина Ирина Юрьевна,
учитель начальных классов,
МБОУ «Гимназия №8 – Центр образования», г.Казань


Человек, любящий и умеющий читать –
счастливый человек. Он окружён
множеством умных, добрых друзей.
Друзья эти – книги.
К.Г.Паустовский


Важным требованием Федерального государственного образовательного стандарта является развитие у обучающихся способности человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Значит, современный обучающийся должен быть функционально грамотным, чтобы применять полученные знания и умения в жизни.

Функционально грамотная личность – это человек:

–ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами (в частности, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей;

–способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;

–умеющий отвечать за свои решения;

–способный нести ответственность за себя и своих близких;

–владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;

–обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;

–для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление;

–легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;

–понимающий, что жизнь среди людей – это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общие решения;

–хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;

–владеющий современными информационными технологиями.

Младший школьник – это человек, который вступил на такой этап своей жизни, когда нужно решать не только учебные, но жизненные задачи, от правильного решения которых зависит итог деятельности, верные социальные поступки в обществе людей.

Функциональная грамотность младшего школьника характеризуется следующими показателями:

-готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;

-возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;

-способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;

-совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.

Перед современным учителем в начальной школе стоит значимая задача: развивать у ребёнка – человека 7 -10 лет:

-мышление, переводя его из наглядно-действенного в абстрактно-логическое;

-речь устную и письменную;

- аналитико-синтетические способности, память и внимание,

- фантазию и воображение;

- пространственное восприятие;

- моторную функцию: способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику;

- коммуникативные способности: способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.

Решая эти задачи, педагог в начальной школе должен увидеть в обучающихся, которые получили начальное общее образование, личность, готовую дальше овладевать компетенциями, которые будут нужны ему для получения профессии и для взаимодействия с изменяющимся окружающим миром.

Для достижения поставленных целей учителя используют следующие педагогические технологии:

-проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;

-технология формирования типа правильной читательской деятельности;

-технология проектной деятельности;

-обучение на основе «учебных ситуаций»;

-уровневая дифференциация обучения;

-информационные и коммуникационные технологии;

-технология оценивания учебных достижений учащихся и другие.

Первостепенной задачей педагога начального звена в образовании является развитие у обучающихся потребности получения знаний через прочитанные тексты, осознанного понимания прочитанного и потребности размышлять о прочитанном, применения знания из прочитанного в своей жизни.

Читательская грамотность является базовым навыком функциональной грамотности. Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно на первой ступени образования. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетенции.

Читательская грамотность – компонент функциональной грамотности, который включает:

• совокупность умений и навыков, отражающих способность обучающегося осуществлять смысловое чтение – воспринимать письменный текст, анализировать, оценивать, обобщать представленные в нем сведения;

• способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях;

• потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития [4, с. 32].

Формировать читательскую грамотность необходимо на любом уроке. Однако базовым предметом для этого является урок литературного чтения. Цель уроков литературного чтения в начальной школе состоит не только в обучении детей чтению художественной литературы, подготовке к её систематическому изучению в средней школе, но и в формировании интереса к чтению, овладении приёмами понимания прочитанного.

Для формирования читательской грамотности очень важно организовать «читательское пространство» младшего школьника, то есть

- вдумчиво читать текст;

- проводить беседы-дискуссии после прочтения текста;

- создавать пробно-поисковые ситуации при работе с текстом;

- развивать умение задавать вопросы по тексту;

-использовать приём устного словесного рисования после прочтения текста;

-проводить словарно-орфографическую и стилистическая работа после прочтения текста;

-использовать элементы драматизации при работе с текстом.

Начинать работу по формированию у обучающихся читательской грамотности нужно с 1-го класса. Объясню сначала подробнее о развитии речи первоклассников. На уроках литературного чтения в 1 классе для формирования смыслового чтения детям предлагаются сначала задания на уровне работы со значением слова:

- объяснение смысла загадки,

- объяснение нарушения смысла пословицы («Старый круг лучше новых двух»);

- изменение смысла слова (стОл – стУл, пОлка – пАлка, …);

- подбор синонимов и антонимов к слову с объяснением его значения.

Затем работа продолжается уже с целой законченной мыслью – предложением:

- закончить мысль в рифму и объясни смысл полученного предложения;

- закончить мысль, предложив свой вариант, и объяснить смысл полученного предложения;

- распространить предложение описанием предметов.

И только потом начинаем серьёзную и кропотливую работу с текстом:

- закончить предложение по смыслу после прочтения текста

(Хорошим примером может послужить рассказ Л.Н. Толстого «Жучка»:

Несла Жучка … её тень.

Глядь, в воде … что в воде не тень, а Жучка и кость.

Пришло Жучке на ум, … кость через мост.

Она и пусти свою кость, … а своя ко дну пошла.

Ту не взяла, … чтобы ту взять.)

- отличать практически текст от набора предложений;

- выделять абзац, смысловые части текста под руководством учителя;

- понять структуру текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий;

- озаглавливать текст (подбор заголовков);

- составлять схематический или картинный план под руководством учителя.

Во 2-ом классе обучающиеся начинают в полной мере работать с текстом:

- смысловое чтение текста;

- владение пересказом разного вида;

- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);

- выделение опорных слов (словосочетаний);

- характеристика героев и их поступков.

- подбор антонимов и синонимов к словам.

- нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.

В 3-ем – 4-ом классах обучающиеся использует текст как важный источник информации :

- обучение находить информацию;

- интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному;

- самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);

- нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;

- выделение главной и второстепенной информации;

- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;

- самостоятельное формулирование вопросов по тексту;

-сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.

Осмысленность чтения предполагает формирование следующих умений:

-выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;

-пользоваться сносками и школьным толковым словарём;

-отвечать на вопросы по содержанию словами текста;

-определять эмоциональный характер текста;

-выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;

-опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;

-определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;

-уметь прогнозировать содержание читаемого;

-осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;

-формулировать тему небольшого текста;

-работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;

-выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;

-определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;

-находить главную мысль, сформулированную в тексте;

-определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам,

Этапы формирования умений и навыков смыслового чтения необходимо проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу:

- работа с незнакомыми словами

- работа с ключевыми словами

- работа со словами-образами

- работа с многозначными словами

- работа с фразеологизмами

- развитие читательского воображения

- диалог с автором текста

- техника чтения

Осознанное смысловое чтение как общеучебное метапредметное умение формируется сначала на уроках литературного чтения, а затем работа продолжается на всех других уроках. Когда ребёнок уже в младших классах действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребёнок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Серьёзная работа с текстом начинается ещё до прочтения текста. Например, предположить, о чём и о ком говорится в тексте по его названию, или по иллюстрациям к тексту, или по выделенным словам. Затем начинается важная работа с текстом во время чтения для понимания текста на уровне содержания. Для этого используются приёмы работы с текстом:

- первичное чтение текста;

- самостоятельное чтение;

- чтение с остановками;

- словарная работа;

- выявление первичного восприятия с помощью беседы;

- выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста;

- медленное «вдумчивое» повторное чтение всего текста;

- постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части;

- обращение к отдельным фрагментам текста;

- беседа по содержанию в целом;

- обобщение прочитанного.

Следующий этап работы с текстом после его прочтения – это углублённое восприятие и достижение понимания текста на уровне смысла. Значит, нужна глубокая и продуманная работа с текстом на уровне его понимания и применения своего отношения к прочитанному. Это могут помочь следующие приёмы: постановка проблемного вопроса к тексту, диалог, повторное обращение к заглавию текста и иллюстрациям, высказывание и аргументация отношения к прочитанному, словесное иллюстрирование (рисование), творческий пересказ, драматизация, творческие задания игрового действия, составление кроссвордов и викторин, книжки – самоделки.

Теперь важно показать, как выразительное чтение текста помогает почувствовать суть произведения, замысел автора. Овладением навыком выразительного чтения могут помочь приёмы:

- применение артикуляционной гимнастики;

- чтение одного предложения с разными интонациями;

- прослушивание аудиозаписи;

- использование скороговорок;

- использование хорового чтения;

- работа над логическим ударением, разметка текста: паузы;

- чтение по ролям;

- использование чтения с ускоренным темпом.

Итогом работы по овладению младшими школьниками читательскими компетенциями становится работа по литературному чтению в конце учебного года по проведению внутренней системы оценки качества образования. Организация процедуры внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО) обязательна для каждого образовательного учреждения и является условием реализации статьи 28 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» (Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации: п. 3/13 «проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования»).

В заключении хочется ещё раз выделить, что главным фактором в интеллектуальном, культурном и творческом развитии школьника является читательская самостоятельность, которая выражается в постоянной потребности обращения к книге, в сознательном выборе материала для чтения, в умении эффективно использовать в процессе чтения полученные знания, умения и навыки. Объективным показателем сформированности читательской самостоятельности является постоянная потребность и способность осознанно выбирать книги для чтения.

Читательский интерес выражается не к книгам вообще, а к выборочному чтению их. Он рассматривается как устойчивое свойство личности, формируется в процессе постоянного возникновения и обобщения временных состояний заинтересованности. Таким образом, можно говорить о связи читательского интереса с потребностью в чтении, которое выражает объективную значимость школьника в прочтении и знакомстве с информацией.

На основе вышеизложенного мы приходим к выводу о том, что формирование грамотного читателя предусматривается ФГОС НОО. Также, мы можем говорить о том, что в настоящее время формирование грамотного читателя одна из наиглавнейших задач, которая стоит перед учителем начальной школы в рамках учебного предмета «Литературное чтение».

Список литературы

1. Виноградова, Н.Ф. Концепция начального образования: «Начальная школа XXI века» [Текст] / Н.Ф. Виноградова. – М., 2017. – 64 с.

2. Измайлова Н.А. Сочинение как основа развитие речи младших школьников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология. 2012. № 1. С. 164-166.

3. Киселева Н.В. Методические материалы для составления междисциплинарных программ [Текст] / Н.В. Киселева. - Ярославль: МОУ ГЦРО, 2013. - 64 с.

4. Пранцова. Г.В. Романичева. Е.С. Современные стратегии чтения. Теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом. М: «Форум», 2015.

5. Ушинский К.Д. Родное слово. В 2ч. / К.Д .Ушинский. – М.: Издательство Юрайт, 2018.


   В номере

Внедрение обновленных ФГОС НОО и ООО:

ФГОС
Функциональная грамотность

  СИМВОЛЫ - 2022





  KAZANOBR - 2022



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2022

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика