Буткина Ирина Юрьевна,
учитель начальных классов,
МБОУ «Гимназия №8 – Центр образования», г.Казань
Человек, любящий и умеющий читать –
счастливый человек. Он окружён
множеством умных, добрых друзей.
Друзья эти – книги.
К.Г.Паустовский
Важным требованием Федерального государственного образовательного стандарта является развитие у обучающихся способности человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Значит, современный обучающийся должен быть функционально грамотным, чтобы применять полученные знания и умения в жизни.
Функционально грамотная личность – это человек:
–ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами (в частности, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей;
–способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
–умеющий отвечать за свои решения;
–способный нести ответственность за себя и своих близких;
–владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;
–обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;
–для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление;
–легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;
–понимающий, что жизнь среди людей – это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общие решения;
–хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;
–владеющий современными информационными технологиями.
Младший школьник – это человек, который вступил на такой этап своей жизни, когда нужно решать не только учебные, но жизненные задачи, от правильного решения которых зависит итог деятельности, верные социальные поступки в обществе людей.
Функциональная грамотность младшего школьника характеризуется следующими показателями:
-готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;
-возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
-способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
-совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.
Перед современным учителем в начальной школе стоит значимая задача: развивать у ребёнка – человека 7 -10 лет:
-мышление, переводя его из наглядно-действенного в абстрактно-логическое;
-речь устную и письменную;
- аналитико-синтетические способности, память и внимание,
- фантазию и воображение;
- пространственное восприятие;
- моторную функцию: способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику;
- коммуникативные способности: способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.
Решая эти задачи, педагог в начальной школе должен увидеть в обучающихся, которые получили начальное общее образование, личность, готовую дальше овладевать компетенциями, которые будут нужны ему для получения профессии и для взаимодействия с изменяющимся окружающим миром.
Для достижения поставленных целей учителя используют следующие педагогические технологии:
-проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;
-технология формирования типа правильной читательской деятельности;
-технология проектной деятельности;
-обучение на основе «учебных ситуаций»;
-уровневая дифференциация обучения;
-информационные и коммуникационные технологии;
-технология оценивания учебных достижений учащихся и другие.
Первостепенной задачей педагога начального звена в образовании является развитие у обучающихся потребности получения знаний через прочитанные тексты, осознанного понимания прочитанного и потребности размышлять о прочитанном, применения знания из прочитанного в своей жизни.
Читательская грамотность является базовым навыком функциональной грамотности. Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно на первой ступени образования. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетенции.
Читательская грамотность – компонент функциональной грамотности, который включает:
• совокупность умений и навыков, отражающих способность обучающегося осуществлять смысловое чтение – воспринимать письменный текст, анализировать, оценивать, обобщать представленные в нем сведения;
• способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях;
• потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития [4, с. 32].
Формировать читательскую грамотность необходимо на любом уроке. Однако базовым предметом для этого является урок литературного чтения. Цель уроков литературного чтения в начальной школе состоит не только в обучении детей чтению художественной литературы, подготовке к её систематическому изучению в средней школе, но и в формировании интереса к чтению, овладении приёмами понимания прочитанного.
Для формирования читательской грамотности очень важно организовать «читательское пространство» младшего школьника, то есть
- вдумчиво читать текст;
- проводить беседы-дискуссии после прочтения текста;
- создавать пробно-поисковые ситуации при работе с текстом;
- развивать умение задавать вопросы по тексту;
-использовать приём устного словесного рисования после прочтения текста;
-проводить словарно-орфографическую и стилистическая работа после прочтения текста;
-использовать элементы драматизации при работе с текстом.
Начинать работу по формированию у обучающихся читательской грамотности нужно с 1-го класса. Объясню сначала подробнее о развитии речи первоклассников. На уроках литературного чтения в 1 классе для формирования смыслового чтения детям предлагаются сначала задания на уровне работы со значением слова:
- объяснение смысла загадки,
- объяснение нарушения смысла пословицы («Старый круг лучше новых двух»);
- изменение смысла слова (стОл – стУл, пОлка – пАлка, …);
- подбор синонимов и антонимов к слову с объяснением его значения.
Затем работа продолжается уже с целой законченной мыслью – предложением:
- закончить мысль в рифму и объясни смысл полученного предложения;
- закончить мысль, предложив свой вариант, и объяснить смысл полученного предложения;
- распространить предложение описанием предметов.
И только потом начинаем серьёзную и кропотливую работу с текстом:
- закончить предложение по смыслу после прочтения текста
(Хорошим примером может послужить рассказ Л.Н. Толстого «Жучка»:
Несла Жучка … её тень.
Глядь, в воде … что в воде не тень, а Жучка и кость.
Пришло Жучке на ум, … кость через мост.
Она и пусти свою кость, … а своя ко дну пошла.
Ту не взяла, … чтобы ту взять.)
- отличать практически текст от набора предложений;
- выделять абзац, смысловые части текста под руководством учителя;
- понять структуру текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий;
- озаглавливать текст (подбор заголовков);
- составлять схематический или картинный план под руководством учителя.
Во 2-ом классе обучающиеся начинают в полной мере работать с текстом:
- смысловое чтение текста;
- владение пересказом разного вида;
- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);
- выделение опорных слов (словосочетаний);
- характеристика героев и их поступков.
- подбор антонимов и синонимов к словам.
- нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.
В 3-ем – 4-ом классах обучающиеся использует текст как важный источник информации :
- обучение находить информацию;
- интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному;
- самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);
- нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;
- выделение главной и второстепенной информации;
- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;
- самостоятельное формулирование вопросов по тексту;
-сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.
Осмысленность чтения предполагает формирование следующих умений:
-выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;
-пользоваться сносками и школьным толковым словарём;
-отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
-определять эмоциональный характер текста;
-выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
-опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
-определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;
-уметь прогнозировать содержание читаемого;
-осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
-формулировать тему небольшого текста;
-работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;
-выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
-определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
-находить главную мысль, сформулированную в тексте;
-определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам,
Этапы формирования умений и навыков смыслового чтения необходимо проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу:
- работа с незнакомыми словами
- работа с ключевыми словами
- работа со словами-образами
- работа с многозначными словами
- работа с фразеологизмами
- развитие читательского воображения
- диалог с автором текста
- техника чтения
Осознанное смысловое чтение как общеучебное метапредметное умение формируется сначала на уроках литературного чтения, а затем работа продолжается на всех других уроках. Когда ребёнок уже в младших классах действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребёнок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Серьёзная работа с текстом начинается ещё до прочтения текста. Например, предположить, о чём и о ком говорится в тексте по его названию, или по иллюстрациям к тексту, или по выделенным словам. Затем начинается важная работа с текстом во время чтения для понимания текста на уровне содержания. Для этого используются приёмы работы с текстом:
- первичное чтение текста;
- самостоятельное чтение;
- чтение с остановками;
- словарная работа;
- выявление первичного восприятия с помощью беседы;
- выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста;
- медленное «вдумчивое» повторное чтение всего текста;
- постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части;
- обращение к отдельным фрагментам текста;
- беседа по содержанию в целом;
- обобщение прочитанного.
Следующий этап работы с текстом после его прочтения – это углублённое восприятие и достижение понимания текста на уровне смысла. Значит, нужна глубокая и продуманная работа с текстом на уровне его понимания и применения своего отношения к прочитанному. Это могут помочь следующие приёмы: постановка проблемного вопроса к тексту, диалог, повторное обращение к заглавию текста и иллюстрациям, высказывание и аргументация отношения к прочитанному, словесное иллюстрирование (рисование), творческий пересказ, драматизация, творческие задания игрового действия, составление кроссвордов и викторин, книжки – самоделки.
Теперь важно показать, как выразительное чтение текста помогает почувствовать суть произведения, замысел автора. Овладением навыком выразительного чтения могут помочь приёмы:
- применение артикуляционной гимнастики;
- чтение одного предложения с разными интонациями;
- прослушивание аудиозаписи;
- использование скороговорок;
- использование хорового чтения;
- работа над логическим ударением, разметка текста: паузы;
- чтение по ролям;
- использование чтения с ускоренным темпом.
Итогом работы по овладению младшими школьниками читательскими компетенциями становится работа по литературному чтению в конце учебного года по проведению внутренней системы оценки качества образования. Организация процедуры внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО) обязательна для каждого образовательного учреждения и является условием реализации статьи 28 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» (Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации: п. 3/13 «проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования»).
В заключении хочется ещё раз выделить, что главным фактором в интеллектуальном, культурном и творческом развитии школьника является читательская самостоятельность, которая выражается в постоянной потребности обращения к книге, в сознательном выборе материала для чтения, в умении эффективно использовать в процессе чтения полученные знания, умения и навыки. Объективным показателем сформированности читательской самостоятельности является постоянная потребность и способность осознанно выбирать книги для чтения.
Читательский интерес выражается не к книгам вообще, а к выборочному чтению их. Он рассматривается как устойчивое свойство личности, формируется в процессе постоянного возникновения и обобщения временных состояний заинтересованности. Таким образом, можно говорить о связи читательского интереса с потребностью в чтении, которое выражает объективную значимость школьника в прочтении и знакомстве с информацией.
На основе вышеизложенного мы приходим к выводу о том, что формирование грамотного читателя предусматривается ФГОС НОО. Также, мы можем говорить о том, что в настоящее время формирование грамотного читателя одна из наиглавнейших задач, которая стоит перед учителем начальной школы в рамках учебного предмета «Литературное чтение».
Список литературы
1. Виноградова, Н.Ф. Концепция начального образования: «Начальная школа XXI века» [Текст] / Н.Ф. Виноградова. – М., 2017. – 64 с.
2. Измайлова Н.А. Сочинение как основа развитие речи младших школьников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология. 2012. № 1. С. 164-166.
3. Киселева Н.В. Методические материалы для составления междисциплинарных программ [Текст] / Н.В. Киселева. - Ярославль: МОУ ГЦРО, 2013. - 64 с.
4. Пранцова. Г.В. Романичева. Е.С. Современные стратегии чтения. Теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом. М: «Форум», 2015.
5. Ушинский К.Д. Родное слово. В 2ч. / К.Д .Ушинский. – М.: Издательство Юрайт, 2018.