Формирование функциональной грамотности школьников на уроках английского языка посредством УМК «Звездный английский»

Ахметшина Гузелия Мадехатовна
учитель иностранных языков
МБОУ «Лицей №23»
Ново-Савиновского района г.Казани


Современное образование сегодня нацелено на развитие личности учащегося, на достижение таких образовательных результатов, которые помогают вырабатывать эффективные жизненные стратегии, принимать верные решения в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений.

Целью данной работы является изучение УМК «Звездный английский» на предмет наличия заданий и упражнений, которые направлены на формирование функциональной грамотности школьников на уроках английского языка в основной школе.

Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен, прежде всего, уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Такой навык формируется на каждом из школьных предметов.

Школьная дисциплина английского и любого другого иностранного языка является богатым ресурсом разнообразных методов и способов формирования функциональной грамотности учащегося. Неотъемлемой частью языкового урока является развитие четырех видов речевой деятельности. Чтение (смысловое, просмотровое, поисковое) и аудирование — одни из необходимых рецептурных функциональных умений, необходимых в повседневной жизни для выполнения самых разных задач (прочитать и верно интерпретировать трудовой договор, фильтровать новостной поток информации, прочесть инструкцию лекарства и другое). Письмо и говорение (монологическая и диалогическая речь) — продуктивные умения, применяемые постоянно для решения рабочих, социальных, межличностных функциональных задач (заполнить заявления на оформление кредитной карты в банке, уточнить порядок выполнения задания на работе и другие).

Содержание функциональной грамотности, формируемой в рамках урока английского языку, включает: овладение грамотной и выразительной, устной и письменной речью; способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации; умение самостоятельно формулировать проблему.

Читательская грамотность, смысловое или продуктивное чтение – основной аспект, которым вооружает ребенка школа. Одним из важнейших значений при обучении смысловому чтению является прогнозирование содержания текста. Такие задания в УМК «Звездный английский» систематичны. Сначала прогноз, затем чтение и осмысление: учащиеся переносят свои знания на себя и, таким образом происходит выход на устную речь. Это такие задания как опровержение или подтверждение высказывания, поиск конкретной информации, восстановление хронологических событий, работа с несплошными текстами (графики, диаграммы, схемы, карты). Несплошные тексты используются как опора, чтобы рассказать или получить информацию. Иногда это позволяет сравнить данные со своим личным опытом, когда подобные задания предваряют работу с текстом.

Глобальные компетенции - это способность критически рассматривать проблемы глобального характера с различной точки зрения. Для достижения цели формировать функциональную грамотность нужен анализ, самоанализ, только таким образом учитель научит разрешать конфликты и развивать межличностные отношения [2, с.113].

Нельзя не упомянуть межпредметную интеграцию УМК «Звездный английский»: это связь с такими школьными предметами как литература, экология, география, история, искусство и здесь английский язык выступает как средство решения проблем внутри другой предметной области. В этом плане учителя иностранного языка в выигрыше: они могут говорить на уроках на различную тематику, находя материал в нашем УМК.

Рассмотрим возможности, которые даёт использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо по УМК «Звездный английский». Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения: выделять причинно-следственные связи, отвергать ненужную или неверную информацию, структурировать информацию текста. Игровые приёмы, групповые формы работы, частая смена деятельности всегда нравятся учащимся. Основой данной технологии является коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем. Разнообразные приёмы технологии развивают умение прогнозировать информацию, творчески интерпретировать её, задавать вопросы. Технология критического мышления – это умение прогнозировать, наблюдать, обобщать, сравнивать, рассуждать, выявлять причины и творчески решать любую проблему.

Говоря о функциональной грамотности на уроке, мы, конечно же, говорим о жизненном опыте. Для учителя иностранного языка работа с УМК естественным образом развивает функциональную грамотность ученика, так как иностранный язык – это инструмент действия и самовыражения, ведь любая тема выводится к реальной жизни.

Рассмотрев УМК «Звездный английский», мы пришли к выводу, что современный учебник позволяет успешно решать все важнейшие задачи школьного образования в рамках предмета, в частности, формировать функциональную грамотность школьников.

Говоря об УМК, необходимо отметить модульную организацию, включение различного рода учебных ситуаций (игровых, мотивирующих, исследовательских), дополнение основных текстов фрагментами различных назначений для углубленных знаний, поясняющие тексты, метапредметные задания.

Таким образом, у учителя есть все возможности, чтобы взращивать успешного и многогранного ученика.

Список литературы

1. Воронина, К. В. Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка / К. В. Воронина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 305-306. — URL: https://moluch.ru/archive/295/67066/.

2. Коваль Т.В., Дюкова С. Е. «Глобальные компетенции – новый компонент функциональной грамотности» [электронный ресурс].- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/globalnye-kompetentsii-novyy-komponent-funktsionalnoy-gramotnosti/viewer.

3. УМК «Звездный английский» 5-9 классы, Баранова, Дули, Копылова. – Издательство «Просвещение».


   В номере

Внедрение обновленных ФГОС НОО и ООО:

ФГОС
Функциональная грамотность

  СИМВОЛЫ - 2022





  KAZANOBR - 2022



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2022

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика