Развитие коодинационных способностей школьников, как способ коррекции поведения и повышения уровня познавательных интересов учащихся

Яковлева Марина Александровна,
учитель физической культуры
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №72
с углублённым изучением немецкого языка»
Советского района г.Казани


Нередко встречаются случаи, когда школьник отличается достаточно высоким уровнем развития физических потенций, но не умеет рационально их расходовать или владеет техникой приёма в стандартных условиях, но не умеет её оптимально применять в вариативных ситуациях.

Необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям являются хорошо развитые координационные способности. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на её дальнейшую стабилизацию и ситуативно-адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к большей пластичности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта. Обеспечивают экономное расходование энергетических потенций (двигательных способностей: силы, быстроты, выносливости) учащихся, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени напряжения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию энергетических сил.

Школьники проявляют координационные способности в процессе осуществления соответствующих двигательных действий через характеризующие их ведущие признаки: правильность (адекватность и точность); быстрота (своевременность и скорость); рациональность (целесообразность и экономичность); находчивость (стабильность и инициативность). Качественными характеристиками являются адекватность, своевременность, целесообразность, инициативность. Количественными характеристиками: точность, скорость, экономичность, стабильность.

Эти признаки могут выступать как в отдельности, так и в сочетании друг с другом.

В нашей работе мы придерживались концепции воспитания координационных способностей школьников, разработанной В.И.Ляхом [7,8,9].

Основные положения данной концепции:

- систематическое осваивание новых двигательных действий, совершенствование и адекватное применение их в вариативных условиях;

- развитие специфических координационных способностей – способностей к ориентированию в пространстве, кинестетическому дифференцированию в пространстве, равновесию и других, которые особенно важны для отдельных видов трудовой и спортивной деятельности;

- совершенствование психофизиологических функций анализаторов движений, связанных с управлением и регулировкой двигательных действий;

- обязательная связь развития координационных способностей с техническим и тактическим обучением;

- обеспечение необходимого соединения развития координационных способностей с развитием двигательных качеств (быстроты, силы, скоростно-силовых, выносливости, гибкости).

Упражнения в ходьбе

1. Ходьба с различными положениями прямых рук (руки различных исходных положениях – в стороны, вверх, вперед, назад ).

2. Ходьба с одновременными движениями руками (руки на пояс, в стороны, вверх, вниз и т.п.).

3. Ходьба с последовательными движениями руками (левая в сторону, правая в сторону, левая вверх, правая вверх, левая в сторону, правая в сторону, левая вниз, правая вниз и т.п.).

4. Ходьба с поочередными движениями руками (левая вперед, левая вверх, левая в сторону, левая вниз; правая вперед, правая вверх, правая в сторону, правая вниз и т.п. ).

5. Ходьба с переменой положения асимметрично расположенных рук (например, левая вверх, правая в сторону – правая вверх, левая в сторону).

6.То же приставным, скрестным шагом с различной шириной шага.

7. То же с передвижением назад.

8. Ходьба с разгибанием рук из различных исходных положений рук с согнутыми руками (руки к плечам, руки согнуты перед грудью, руки за голову, руки за спину и т.п.) и возвращение в исходное положение.

9. То же, но с асимметричными движениями руками.

10. Ходьба на четвереньках: а) правая нога и правая рука делают шаг вперед; б) правая рука и левая нога делают шаг.

11. То же, с движением в сторону.

12. То же, с движением назад.

13. Передвижение вперед, назад и в стороны в упоре сзади, шагая разноимёнными или одноименными рукой и ногой.

14. Ходьба в сторону скрестно: а) перед ногой, б) за ногой с хлопками в ладони: над головой, за спиной, впереди.

15. Ходьба с поворотами плечом вперед и плечом назад. Шагом левой, махом правой поворот кругом. Становясь на правую, махом левой вперед – в сторону, поворот кругом.

16. Ходьба выпадами с поворотами. Широким шагом левой выпад вперед, затем, вставая на левой с поворотом направо кругом одновременно поворот кругом шаг левой вперед в выпад и т.д.

17. Приставной шаг в сторону (влево). На счет «раз» шаг влево, на счет «два» приставить правую и т.д. То же, но ходьба назад. Можно добавить различные положения и движения руками.

18. Переменный шаг вперед с левой. На счет «раз» - шаг левой вперед, на счет «и» приставить правую, на счет «два» - шаг вперед с левой. То же, в сторону, то же, назад.

19. Переменный шаг вперед на носках с поворотом кругом. Насчет «раз» - шаг левой вперед, на счет «и» приставить правую и на счет «два» со взмахом левой вперед поворот кругом влево и шаг левой вперед. То же, назад.

20. Пружинный шаг. Шаг левой вперед с носка – левая выставляется вперед на носок и с передачей на нее тяжести тела опускается на всю стопу и сейчас же поднимается на носок и опять опускается на полную стопу и снова поднимается на носок. Таким образом, на каждый шаг приходится два пружинистых движения в голеностопном суставе, тяжесть тела на выставляемой ноге.

21. Скользящий шаг. Выставляемая нога скользит по полу. Тяжесть тела на выставляемой ноге. Этот шаг напоминает скольжение по льду.

22. Шаг галопа вперед. На счет «и» нога выставляется вперед на носок, на счет «раз», подавая на нее тяжесть тела, седлать небольшой подскок на этой ноге с продвижением вперед. Одновременно с подскоком другая нога подбивает сзади. Подбивающая нога должна быть развернута кнаружи немного больше, чтобы удар приходился внутренней стороной стопы. В момент приземления опять выставляется нога вперед на носок.

Прыжки на месте

1. Прыжки на месте с взмахами руками вперед и назад.

2. Прыжки на месте с движениями ног вперед и назад; то же вправо-влево; то же в косых направлениях.

3. Прыжки на одной ноге с выставлением другой на носок поочередно – вперед, в сторону, назад. То же на другой ноге.

4. Прыжки скрестно поочередно левой, правой (одна нога перед другой).

5. То же, поочередно ноги скрестно, ноги врозь, ноги скрестно.

6. Прыжки ноги врозь с поочередным изменением положения стоп - стопы внутрь, стопы наружу. То же, промежуточным прыжками ноги вместе.

7. Прыжки с разведением ног в прыжке и кругом руками.

8. Прыжки со сменой прямых ног вперед; то же, с движением ног назад.

9. Прыжок на обеих ногах с промежуточными одним или несколькими прыжками: а) с захватом за голени, б) сгибая ноги назад, в) согнувшись, г) согнувшись ноги врозь, д) сгибая ноги (в группировке) и т.д.

10. Прыжки на одной и обеих ногах постепенными поворатами на 360° и более в одну сторону, тоже в другую.

11. Чередование прыжков ноги вместе, ноги врозь. При прыжке ноги вместе – руки в стороны, при прыжке ноги врозь – руки вниз.

12. Прыжки на одной ноге: несколько прыжков на одной ноге, затем один или несколько прыжков ноги вместе. То же, на другой ноге.

13. Прыжки на одной ноге с взмахами другой ногой вперед-назад.

14. Чередование прыжков в присед ноги вместе с прыжками вверх ноги врозь.

15. Прыжки с колен: а) обе ноги, б) одну ногу, в) в упор лежа сзади.

Прыжковые упражнения в движении (выполняются вперед, назад, влево, вправо)

1.Прыжки с одновременными движениями руками (руки вперед, на пояс, вверх, вниз).

2. Прыжки с последовательными движениями руками (левая на пояс, правая на пояс, левая к плечу, правая к плечу, левая вверх, правая вверх, левая вниз, правая вниз).

3. Прыжки с поочередными движениями руками (левая на пояс, левая к плечу, левая вверх, левая вниз; правая на пояс, правая к плечу, правая вверх, правая вниз).

4. Прыжки с переменой положения асимметрично расположенных рук (например, левая вверх, правая в сторону – правая вверх, левая в сторону).

5. Передвижение прыжками вперед, назад, влево, вправо на обеих ногах с поворотами кругом.

6. То же, с поворотами на 360°.

7.Прыжки в приседе с поворотами.

8.Подбивные прыжки со скрестного шага в сторону.

9.Бег с поворотами на ходу.

Значительно повысить уровень развития координационных способностей школьников удастся в том случае, если:

- использовать на уроках физической культуры систематическое осваивание новых для детей двигательных действий (обще- и специально-подготовительных координационных упражнений);

- совершенствовать и адекватно применять новые освоенные двигательные действия в вариативных условиях.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Гимнастика и методика преподавания / Под ред. Н.К.Меньшикова. – М.: ФиС, 1990. – 338с.

2. Гимнастика и методика преподавания: Учебник для институтов физической культуры / Под ред. В.М.Смолевского. – Изд. 3-е, перераб., доп.- М.: ФиС, 1987. – 336с.

3. Гимнастика / Под ред. А.М.Шлёмина и А.Т.Брыкина. – М.: ФиС, 1979. – 387с.

4. Гимнастика. Учебник для техникумов физической культуры / Под ред. М.Л.Украна и А.М.Шлёмина. – М.: ФиС, 1977. – 448с.

5. Гимнастика: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. – 2-е изд.,стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 448с.

6. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. / Под. ред. В. И. Ляха, А. А. Зданевича. - М.: Просвещение, 2011. – 56 с.

7. 14. Лях В.И. Развивая координационные способности школьников // Физическая культура в школе, 1991, №10.

8. 15. Лях В.И. Координационные способности школьников // Физическая культура в школе, 2000, № 4.

9. 16. Лях В.И. Координационные способности школьников // Физическая культура в школе, 2000, №5.

16. И.п.-о.с. 1 – ноги врозь, руки в стороны 2 – ноги вместе, руки вниз. 17. И.п.-стойка ноги врозь. 1 – ноги вместе, руки в стороны 2 – ноги врозь, руки вниз. 18. И.п.- руки на пояс. 1 – левую руку вперед, правую в сторону 2 – руки на пояс 3 – правую руку вперед, левую в сторону 4 – руки на пояс. 19. И.п.-о.с. 1 – левую руку вперед 2 - ----------------- вверх 3. -------------------в сторону 4. ------------------- вниз 5 правую руку вперед 6 ------------------ вверх 7 ------------------- в сторону 8 ------------------- вниз. 20. И.п.-о.с. 1 – левую руку вперед 2 – правую руку вперед 3 – левую руку вверх 4 – правую руку вверх 5 – левую руку в сторону 6 – правую руку в сторону 7 левую руку вниз 8 правую руку вниз 21. И.п.-руки за голову. 1 – ноги врозь, руки вверх 2 – ноги вместе, руки вверх 3 – ноги врозь, руки в стороны 4 – ноги вместе, руки за голову. 22. С продвижением назад. И.п.-руки на пояс. 1 – ноги врозь, руки вперед 2 – ноги вместе, руки к плечам 3 – ноги врозь, руки в стороны 4 – ноги вместе, руки на пояс. 23. С продвижением в сторону. И.п.-о.с. 1 – левую руку к плечу 2 – правую руку к плечу 3 – левую руку вверх 4 – правую руку вверх 5 – левую руку к плечу 6 – правую руку к плечу 7 – левую руку вниз 8 – правую руку вниз. 24. – то же в другую сторону. 25. - прыжки на одной ноге. И.п.-руки на пояс. 1 – правую вперед 2 - ----------- в сторону 3 - ------------ назад 4 – ноги 5-8 – то же на правой ноге. вместе

   В номере

Внедрение обновленных ФГОС НОО и ООО:

ФГОС
Функциональная грамотность

  СИМВОЛЫ - 2022





  KAZANOBR - 2022



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2022

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика