Народные подвижные игры как средство приобщения к народному наследию

Домрачева Татьяна Викторовна,
учитель физической культуры
МБОУ «Школа №135 г.Казани»


Современный мир предъявляет к человеку высокие требования, которым он должен соответствовать для достижения определенного социального статуса и положения. И при этом он испытывает огромные нагрузки, как психологические, так и физические. Особенно ярко это проявляется в детском возрасте. Школьный период играет огромную роль в формировании здорового фундамента дальнейшей жизни ребенка, поэтому очень важно создать для ребенка комфортные условия. Формирование комфортной образовательной среды невозможно без учета специфических особенностей национального региона, психологического склада и характера этносов, населяющих его. Именно поэтому в России, как и во всем мировом сообществе, происходят большие изменения, связанные с повышением интереса к языкам, культуре этносов, пробуждением национального самосознания[1]

В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве.

Поликультурное образование – это образование, построенное на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды. Целью такого образования является формирование умения общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас и вероисповеданий. Современный человек должен быть толерантным, терпимым, с развитым чувством уважения к людям иной культуры, умеющим жить с ними в мире и согласии, с готовностью к активному взаимодействию.

Физическая культура может внести свой вклад в решение этих задач, т. к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физическое воспитание необходимо рассматривать шире — как педагогический процесс воспитания личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на благо окружающим его людям.

Основными задачами физической культуры в школе являются: укрепление здоровья, содействия правильному развитию, обучение жизненно необходимым двигательным навыкам, воспитание физических, волевых и моральных качеств. Решению этих задач активно содействует игра. Она является спутником детства, где человек открывает для себя вечно обновляющийся мир.

Подвижные народные игры с древних времён были отражением культурно-бытового уклада жизни народа. У каждого народа есть свои национальные игры, которые в процессе развития общества претерпели изменения, обогатились новым содержанием, потеряли свою изначальную специфичность. Поэтому во многих современных подвижных присутствуют элементы народной игры.

Подвижные игры – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций. Игра – универсальное средство физического воспитания. Нет такого раздела учебной программы, который не включал бы в себя в том или ином виде игры. В играх учащиеся самым активным образом проявляют свои личностные качества, развиваются физически, лучше мобилизуются на выполнение поставленных учителем задач. С помощью специально подобранных игр можно направленно развивать двигательные качества, закреплять и совершенствовать технические навыки. Командные игры воспитывают взаимовыручку, ответственность за личный вклад в результат команды, товарищество, другие нравственные черты человеческой личности.

В нашей школе, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей: русские, чуваши, татары, башкиры, мордва, марийцы. Каждый из этих народов отличается не только языком, кухней, традициями, но и подвижными играми. Каждый народ богат своими играми. Они имеют многотысячелетнюю историю и сохранились до наших времён, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя национальные традиции. В процессе своей работы я стараюсь использовать подвижные игры различных национальностей.

Почти все игры рассчитаны на участие в них группы детей, что заставляет каждого участника в равной степени подчиняться воле всех играющих, что несомненно способствует становлению и развитию коммуникативной культуры ребенка, что также очень важно в воспитании поликультурности. Существует много разнообразных игр на испытание коллективной силы. С помощью коллективных игр приучают детей к общению между собой, взаимодействиям и соблюдениям общих интересов[2,3]. Особой популярностью в нашей школе пользуется игра «Лапта», в нее дети играют с особым азартом и удовольствием. Ребята начинают в нее играть в школе и многие потом с удовольствием продолжают играть у себя во дворах. Дети младшего школьного возраста любят играть в подвижные игры с сюжетом: татарские («Серый волк», «Скок-перескок», «Ловишки», «Перехватчики»), чувашские («Рыбки», «Липкие пеньки») и русские подвижные игры («Волки во рву», «Гуси-лебеди», «Жмурки»)

Особенно широко надо включать народные игры и национальные виды спорта в программы массовых физкультурно-оздоровительных и культурно-спортивных праздников. Они могут быть приурочены к проведению праздников “Проводы зимы”, “Масленица ” и т.п. Ярким примером такого праздника является Сабантуй - праздник народов Башкирии и Татарстана в честь сбора урожая, демонстрирующий силу и ловкость башкир и татар, пропагандирующий здоровый образ жизни. Он имеет многовековую историю, сохранил свои традиции и сегодня. Это мероприятие является национальным и любимым, в его праздновании принимают участие и дети, и взрослые. Он имеет свои обычаи, обряды, состоит обычно из различных состязаний, сопровождается многочисленными песнями и плясками. Этот праздник находится под защитой ЮНЕСКО как шедевр устного наследия человечества, ведь он - настоящий драгоценный камень национального единства и дружбы.

Играя в народные игры, у детей, формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине.

Особое значение народных подвижных игр заключается в том, что они широко доступны людям самого разного возраста. Подвижные игры, несмотря на огромное разнообразие, связанное с этническими и другими особенностями, так или иначе отражают такие общие характерные черты, присущие этой форме деятельности, как взаимоотношение играющих с окружающей средой и познание реальной действительности. Все это характеризует подвижную игру как многоплановое, комплексное по воздействию, педагогическое средство поликультурного образования.

Список использованных источников

1. Богомолова, М.И. Педагогический потенциал народной педагогики в воспитании детей : учеб.-метод. пособие / М.И. Богомолова. – Тольятти : ТГУ, 2008. – 71 с.

2.О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.

3.Кенеман А.В. , Осокина Т.И. «Детские народные подвижные игры» — М.: 1995, — 224 с.


   В номере

Внедрение обновленных ФГОС НОО и ООО:

ФГОС
Функциональная грамотность

  СИМВОЛЫ - 2022





  KAZANOBR - 2022



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2022

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика