Проектная деятельность младших школьников

Вильданова Гузель Ильгизовна
учитель начальных классов
МБОУ «Лицей №78 «Фарватер»
Приволжского района г.Казани


В стремительно меняющемся мире подход к обучению современных детей должен иметь гибкость. Гибкость подхода обуславливается умением педагога грамотно сопровождать ученика в мире знаний. Именно сопровождать, давая возможность для самостоятельных действий.

Мне очень нравятся слова английского политика, спортсмена Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет.» Какое противоречивое, но все же точное, правильное изречение.

Конечно, возможности у детей разные, но подходя к каждому индивидуально, но системно, решается ряд сложных задач учителя и ребенка. В основе Стандарта образования положен системно-деятельностный подход.

Системно-деятельностный подход – это организация процесса в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Технология системно-деятельностного метода предполагает определенную последовательность на уроке. Начинается урок с внутреннего включения мотивации «хочу», а дальше определения «могу». Дальше следует актуализация знаний и фиксация затруднения. Потом выявление причин затруднения. Следующий этап это проект выхода из затруднения и реализация этого проекта. Далее закрепление, самостоятельная работа, проверка и рефлексия.

Итак, главными стали действия : ищу и нахожу, думаю и узнаю, пробую и делаю.

Фундаментальные знания и умения школьники добывают сами, под чутким руководством учителя. Формируют проблемные зоны незнания, ставят цели и задачи для того, чтобы эти проблемы решить.

Обновленный ФГОС даёт школьникам еще больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, исследованиями. Новые стандарты позволяют расширить знания обучающихся о здоровом образе жизни, экологии, задействовать интерактивные программы, которые помогают формировать патриотическое воспитание. А главное учит применять полученные теоретические знания на практике.

Наиболее успешным в этом направлении в рамках обновленного ФГОС считаю метод проектов, который разносторонне развивает младшего школьника, формирует универсальные учебные действия.

Учителя начальных классов закладывают азы работы над проектами, шаг за шагом научая детей и одновременно развивая их. Вовлечение младших школьников в проектную деятельность позволяет увидеть ученика как многогранную личность, рассмотреть в нем задатки выдающихся творческих способностей.

Значимую роль в работе над проектом играют родители: их интерес, помощь и поддержка является ключевым фактором успешности развития способностей детей. Во время подготовки проекта младшие школьники испытывают сложность, поначалу им трудно справиться самостоятельно. Поэтому задача учителей и родителей при реализации проектной деятельности – направлять, поддерживать, помогать детям.

С учениками начальных классов можно осуществлять различные виды проектов. «Любознательный» младший школьный возраст прекрасно способствует этому.

Например, моими учениками были реализованы следующие виды проектов:

практико-ориентированные проекты

В проекте «Пыль – польза или вред?» ребята решали практическую задачу: вредна ли пыль или безвредна (полезна)? В качестве проектного продукта была создана памятка с правилами-четверостишиями по борьбе с пылью.

Проект «Здоровый 1Б», где перед детьми был поставлен вопрос: можно ли за это время стать стройным и полюбить спорт. Дети выполняли в течении 10 дней задания спортивного марафона: гимнастические упражнения, правильное питание, исключение из рациона вредных продуктов, выполнение супер упражнений: отказ от гаджетов, лифтов. Продуктом проекта явился видеоролик с упражнениями ребят.

Также продуктом проекта этого вида могут быть учебные пособия, макеты, модели, инструкции, рекомендации и т.д.

исследовательские проекты

Проекты «Родословное древо семьи Шафеевых», «Тайна старой фотографии», «Загадки Древнего Зиланта» были направлены на исследование, доказать или опровергнуть выдвинутую гипотезу.

Здесь проектными продуктами являлись творческие композиции, что связывает этот вид проекта со следующим.

творческие проекты

В проекте «Маленькие герои большой Победы» привлекали интерес к проблеме проекта. Продуктом этого проекта стало создание лэп-бука с одноименным названием, где в интерактивном режиме можно было познакомиться с изучаемыми героями.

Проект «Тайны старинных вещей» возник с вопросом: почему в их семье так бережно хранятся старинные лапти и старая картина с росписью шамаиль. Проектным продуктом стало создание портативного семейного «музея».

Также в проектах данного вида в качестве продукта могут быть литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.д.

игровые или ролевые проекты

В рамках проекта «Лучший гастрономический маршрут города Казани» ученики создавали экскурсионный маршрут с целью представить опыт участия в решении проблемы проекта. Здесь авторы проекта – ученики – выступали в качестве организатора действия, экскурсоводов.

Также проектным продуктом может стать игра, состязание, викторина, экскурсия и т.д. Создатель проекта является ведущим, режиссером-постановщиком, судьей, литературным персонажем).

Во всех этих видах проектной деятельности дети проявляют свои способности, проекты становятся той благодатной почвой, где прорастают «запрятанные» ростки детской одаренности. Ребенок, участвовавший в проектах, становится более мотивированным, любознательным, ищущим, более творчески направленным, желающим творить дальше. В работе над проектами реализуются такие потребности детей в развитии, как возможность чувствовать себя признанным, неповторимым, успешным, особенным. В итоге это оказывает положительный эффект в последующем формировании целостной и разносторонне развитой личности ребенка.

С самого рождения каждому ребенку даны определённые способности. Но они могут остаться нераскрытыми, а в последующем – и «угасшими», если они не востребованы и не применяются. Важно их вовремя выявить и развить. Поэтому в начальной школе стоит задача организовать такую образовательную среду, которая будет направлена на раскрытие и творческое развитие природных возможностей детей.


   В номере

Внедрение обновленных ФГОС НОО и ООО:

ФГОС
Функциональная грамотность

  СИМВОЛЫ - 2022





  KAZANOBR - 2022



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2022

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика