Косенчук Розалия Мухаметсабировна,
учитель начальных классов
МБОУ «Школа №85» Ново-Савиновского района г.Казани
Хайбуллина Ильмира Рифгатовна,
учитель математики
МБОУ «Школа №85» Ново-Савиновского района г.Казани
Формирование функциональной грамотности школьников-важный фактор повышения качества современного образования. Участие в предмет-ных олимпиадах-это шаг к высоким результатам в международном исследо-вании PIZA.
Цель работы учителя: создание условий для формирования развитой, конкурентоспособной личности нового поколения.
Задача: мотивация обучающихся образовательного процесса для до-стижения высоких результатов образовательного процесса через систему подготовки к предметным олимпиадам.
Содержание математического образования основывается, прежде всего, на формировании культуры и самостоятельного мышления младших школь-ников. В основу новых стандартов положен системно - деятельностный под-ход, который предполагает разнообразие организационных форм и учет ин-дивидуальных особенностей каждого обучающегося, включая одаренных де-тей и детей ОВЗ.
Важно в начальной школе поддерживать интерес детей к знаниям, вы-являя особо одаренных учеников. Ведь именно в этот период проявляются и активно развиваются склонности, способности, таланты. Одной из наиболее эффективных форм внеклассной и внешкольной работы способствующих по-вышению интереса школьников к знаниям, развитию их способностей явля-ются олимпиады. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребенка. Пусть они даже небольшие, но в них ростки будущего ин-тереса к науке.
Олимпиады позволяют ученику познать себя, дают возможность утвер-диться в собственных глазах. Один из главных вопросов в практике школы –это вопрос мотивации учения. От того, на сколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умение связывать теоретический материал практической деятель-ностью.
Важно учителю в своей работе использовать дифференциацию и инди-видуализацию в обучении.
Алгоритм работы:
1. мониторинг индивидуальных способностей учеников в классе;
2. использование в работе разноуровневых заданий;
3. применение знаний и умений по образцу в повторяющейся учеб-ной/внеучебной ситуации;
4. поисково-исследовательская деятельность;
5. формирование познавательного интереса к учению и добыванию знаний через самостоятельную работу обучающихся.
Определили эффективные методы работы с обучающимися при подго-товке к олимпиадам:
1. Тематические уроки, занятия на закрепление и углубление знаний по определенной теме.
2. Для развития математических способностей и выявлению одаренных учеников каждое занятие начинается с разминки, где присутствуют элементы олимпиадных заданий по математике, например,
- задания для проведения разминки (составление логических цепочек, выявление закономерностей, ребусы);
- задания для развития памяти и внимания, логики, например, поигра-ем в шашки, шахматы;
-задание для логического мышления, например, сложные уравнения, примеры не менее 5 действии);
-работа с нестандартными задачами, например, «50/50» (частичная по-мощь учителя дополнительный вопрос намек напоминание прошедшей темы, «Помощь друга» (объяснение одноклассникам или учителем и совместное решение)
3. Используя материалы на различных платформах, позволяют нам увидеть объективные и открытые критерии оценки функциональной грамот-ности оценивания для участников олимпиады. («Математическая игротека» http://iclass.home-edu.ru, https://olimpiada.prosv.ru/ .)
4. Проанализировав многие программы и математические учебники трудно не заметить, что основной уклон в них делается на типовые задания и способы их решения. То есть обучение сводится к запоминанию конкретного алгоритма действий постоянному воспроизведению. Совсем мало в учебни-ках упражнений на развитие внимания памяти и логического мышления. Та-ким образом, существует необходимость в поиске, разработке упражнений и заданий по математике, способствующих развитию познавательных процес-сов младшего школьника.
На данный момент, выпущено большое количество сборников с олим-пиадными заданиями по математике. В своей работе сборники Н.В. Русано-ва, Е.А.Сорокоумовой, О.А.Ефремушкиной, У.В.Королевой и других авто-ров.
Данные пособия содержат задания занимательного характера, имею-щие различную степень сложности, различные подходы к составлению тек-стов, проверке и оценке олимпиадных заданий, а также принципы выявления и поощрения победителей В работе предоставлены задачи шутки, голово-ломки, ребусы, которые помогают развивать детей логическое мышление, сообразительность, формировать интерес к изучению математике, умение самостоятельно находить решение.
5. Формировать познавательный интерес у обучающихся можно раз-ными средствами, например, работа на уроках математики продолжается за-нятиями математического кружка «В мире математики», который проводится 2 раза в неделю, продолжительность занятия от 45 минут до 1 часа.
В течение учебного года проводим математические соревнования: игра «Математическая карусель», «Крестики-нолики», «Морской бой», «Матема-тический аукцион», «Ярмарка задач». Проведение уроков/занятий кружка в нестандартной/ интерактивной форме способствует проявлению желания де-тей показать свои способности.
Все задания соответствуют определенному году обучения, выстроены в последовательности. На каждом этапе даются рекомендации по корректи-ровке деятельности обучающихся в зависимости от уровня подготовки.
К концу года обучения проводим математическую олимпиаду «Царица наук». Уровень подготовки обучающихся позволяет каждому обучающемуся участвовать в олимпиаде. Подводим итоги, награждаем ребят.
Исходя из вышеуказанного считаем, что одна из главнейших задач учителя – научить ребенка думать, делать открытия и применять свой опыт на практике. Чтобы ребенок почувствовал себя успешным, надо помочь де-тям найти все пути, ведущие к достижению цели.