Развитие исследовательских и коммуникативных умений в процессе уроков младших школьников

Кначукова Гузель Ринатовна,
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия № 36» Авиастроительного района г.Казани
Марданова Эльвира Рафаильевна,
учитель музыки
МБОУ «Гимназия №36» Авиастроительного района г.Казани


Сегодня современный учитель имеет возможность качественно изменить процесс обучения и воспитания: информационные и коммуникационные тех-нологии облегчают творческую работу педагога, помогают совершенство-вать и развивать своё мастерство. Всё более популярной и востребованной становится исследовательская деятельность школьников, необходимая для умения мыслить, сопоставлять, анализировать, выделять главное и второсте-пенное, делать самостоятельные умозаключения.

Вопрос о том, чему учить и как учить ребёнка, совсем не новый. Ин-формационные нагрузки, с которыми приходиться иметь дело современному ребёнку, не оставляют надежды на то, что старые, проверенные временем за-дачи и методы обучения школьников, по-прежнему смогут обеспечить под-готовку к жизни подрастающего поколения. С этой точки зрения появление федеральных государственных образовательных стандартов представляется совершенно закономерным, так же, как и новой задачи системы образования, связанной с формированием универсальных учебных действий, «обеспечи-вающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосо-вершенствованию» [1, с.3].

Современный первоклассник по сравнению со сверстниками предше-ственниками обладает значительно большей осведомлённостью, но при этом существенно проигрывает им по своей познавательной активности, энергич-ности и желанию активно действовать [3, с.47].

Меняются характеристики психологического развития современного ре-бёнка, и мы должны с ним считаться. Одним из принципиально важных для школьного обучения моментов является мотивационная готовность ребёнка к школе, его познавательная активность. Современного школьника, живущего в большом городе, не так-то легко удивить. Чудо-игрушки, которые могут всё, пронзительные по своей интенсивности цвета иллюстраций и предметов, окружающих ребёнка, познавательно-развлекательная компьютерная инду-стрия с множеством возможностей и спецэффектов. Всё это не только отго-раживает детей от не столь эффектного окружающего мира, но и снижает эффективность многих педагогических приёмов и методик обучения млад-ших школьников, чтобы решать задачи, поставленные перед современной школой.

Одним из способов решением этих задач, является проблемно-исследовательский метод преподавания и законы построения уроков иссле-дований в начальной ступени образования.

Развитие исследовательских и коммуникативных умений младших школьников в процессе освоения ими базовых программ начальной школы представляется непростой задачей. Её решение предполагает существенное переосмысление учителем не только его исходных педагогических позиций, но и представление о временных рамках урока. Организация и проведение урока-исследования становится более эффективным в случае двухчасового занятия, то есть спаренного урока.

Проблемно-исследовательский метод позволяет развивать практически любые мыслительные и в том числе исследовательские умения. Самое слож-ное заключается в реализации этого метода в методике преподавания, кото-рая может обеспечить простор для мышления ребёнка в процессе приобрете-ния знаний, превратить процесс приобретения знаний в их открытие самим ребёнком.

Рассмотрим пример проблемно-исследовательского метода на уроке ли-тературного чтения в 3 классе.

Тема: «Рассказы А. П. Чехова «Ванька», Д.Н. Мамина-Сибиряка «Вер-тел».

Обобщение урока: социальная среда влияет на человека и его жизнь.

Цель урока: познакомить с произведениями А.П.Чехова «Ванька», Д.Н. Мамина-Сибиряка «Вертел»; научить рефлексивному чтению; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на определённую информацию в тек-сте; анализировать художественное произведение с целью создания художе-ственного образа героя, оценки социальной среды, в которой живёт и дей-ствует персонаж.

Материал к уроку: тексты изучаемых произведений, рабочие листы, компьютерная презентация.

Планируемые результаты:

Дети научатся:

• анализировать художественное произведение с целью создания худо-жественного образа героя, оценки социальной среды, в которой живёт и действует персонаж;

• определять авторскую позицию (позицию героя), высказывать своё от-ношение к герою и описанным в рассказе событиям;

• выдвигать гипотезы; осуществлять поиск фактов в художественном тек-сте для подтверждения гипотезы; заполнять схемы, таблицы (преобра-зовывать информацию).

Ход урока:

1.Мотивация.

На доске репродукции картин художников: В. Перова «Тройка», А. Венецианова «Крестьянские дети в поле», В. Маковского «За лекарством».

Учитель: Кто изображён на этих картинах? Сколько лет этим детям? Это современные дети? Почему вы так решили? Можно ли так сказать, что это ваши ровесники, жившие в конце 19- начале 20 века? Как вы думаете, их детство отличалось от вашего? Каким было их детство?

Выслушать ответы и сформулировать исследовательский вопрос: по-чему детство бывает разным?

Учитель на облачках записывает гипотезы, выдвинутые детьми.

Учитель: Как на уроке литературного чтения мы можем ответить на этот возникший вопрос? Как мы можем проверить ваши предположения?

Ученики делают предположения о теме произведений, с которыми пред-стоит познакомиться.

Формируется цель: На основе литературных произведений выяснить: каким было детство ровесников, живших в другое время, и ответить на во-прос о том, почему детство может быть разным?

2. Исследование в малых группах.

Учитель предлагает детям для изучения рассказы русских писателей, живших в конце 19 - начале 20 века: А. П. Чехова «Ванька», Д.Н. Мамина-Сибиряка «Вертел».

Вместе с учителем учащиеся составляют план исследования:

1. Прочитать А. П. Чехова «Ванька», Д.Н. Мамина-Сибиряка «Вертел».

2. Составить портрет героя:

- внешние черты (лицо, фигура, одежда и т.п.);

- внутренний мир (чувства, мысли, желания);

- характер (раскрывается в поступках, в отношении к другим людям).

3. Дать характеристику социальной среды, в которой жил герой:

- условия жизни;

- социальная среда.

Учитель распределяет работу по группам.

1-я группа: социальное окружение Ваньки (рассказ А.П. Чехова «Ванька»).

2-я группа: портрет Ваньки.

3-я группа: социальное окружение Прошки (рассказ Д.Н. Мамина-Сибиряка «Вертел»).

4-я группа: портрет Прошки.

5-я группа: портрет Володи.

1. Прочитайте рассказ.

2. Опишите главного героя, создайте его портрет, заполнив схему.

3. Представьте себя на месте героя.

4. Сделайте заключение о причинах разного детства у разных людей.

Для того, чтобы помочь детям выделить позицию героя, систематизировать и обобщить информацию для достижения цели исследования, можно предло-жить учащимся специальные рабочие листы.

4. Обмен информацией.

Дать возможность группам представить свою работу. При отчёте 4-й и 5-й групп провести сравнительный анализ двух героев: противопоставление Прошки и Володи в рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Вертел». По ходу выступления групп можно на доске записывать причины, обусловливающие разное детство героев.

5. Связывание информации, обобщение.

Учитель: Как вы теперь ответите на вопросы6 почему детство героев от-личается от вашего, в чём причина того, что детство бывает разным.

Вывод: социальная среда влияет на детство (поступки, характер, мысли, же-лания и т.д.) и жизнь самого человека.

6. Подведение итогов.

Проводится оценка гипотез, выдвинутых учениками в начале урока.





















Тема: «Народное песенное слово». 4 класс.

Обобщение темы урока: народное песенное слово сопровождает челове-ка на всех этапах его жизни.

Цель: расширить знания учащихся об устном народном творчестве, прививать интерес к традициям русского народа, научить различать народ-ные песни по содержанию и употреблению, установить связь народных песен с жизнью человека.

Материал к уроку: презентация, тексты о разных песенных жанрах уст-ного народного творчества, тексты песен.

Планируемые результаты:

Дети научатся:

• ставить вопросы;

• выявлять специфику народных песен и их назначение;

• классифицировать народные песни по их содержанию и функции;

• осмысливать нравственные ценности народного песенного слова.

Умения, характеризирующие достижение этих результатов:

• выделять необходимую информацию;

• задавать вопросы для получения новых знаний;

• обобщать материал и делать выводы;

• выявлять особенности народных песен;

• объединять народные песни по разным основаниям.

Ход урока (индивидуального типа):

1. Мотивация.

Для создания мотивации к исследованию можно воспользоваться приё-мом ключей.

Предложить детям прослушать несколько музыкальных произведений: частушку, колыбельную.

Учитель: Что вы услышали? (выслушать ответы детей). Что объединяет эти произведения? Можно ли дать им какое-то общее название? Выслушать предположения учеников и записать на доске: «Народное песен-ное слово».

Учитель: Что представляет собой народное песенное слово? Что бы вы хотели узнать о народном песенном слове?

Для помощи в постановке вопросов учитель может расположить на дос-ке несколько ключей, например, назначение (функциям), виды, время.

Дети задают вопросы, которые учитель записывает на бумажных вопро-сительных знаках и располагает на доске.

Примерный перечень вопросов:

-Какие бывают песни? Когда пели песни? Кто их пел? Для чего пели эти песни? Кому их пели? В каких ситуациях пели?

Учитель: У вас появились вопросы, значит, надо попытаться найти отве-ты на них.

Сформулировать задачу исследования: изучить разные текстовые матери-алы с целью поиска ответов на поставленные вопросы.

2. Исследование в малых группах.

Учитель предлагает каждой группе выбрать материал для изучения народного песенного слова: 1) колыбельные песни; 2) пестушки, потешки и прибаутки; 3) календарные и колядные песни; 4) лирические, свадебные и се-мейные песни; 5) причитания и плачи; 6) хороводные, плясовые и шуточные песни.

Для того, чтобы облегчить задачу поиска и фиксации необходимой ин-формации, можно предложить учащимся рабочий лист:





















3. Обмен информацией.

Каждая группа представляет свои находки всему классу. Учитель располага-ет рабочие листы на доске.

4. Организация и связывание информации. Обобщение.

Учитель: Как можно классифицировать собранную информацию?

Учитель выслушивает и записывает этапы жизни человека и просит соотнести с ними народные песни.

Затем предлагает провести классификацию, связав народные песни с этапами жизни человека.





















Учитель: Что мы можем сказать о народном песенном слове? Какое зна-чение оно имеет в жизни человека? С чем оно связано?

(Выслушать детей, помочь им сформулировать обобщение и записать его: песенное слово сопровождает человека на всех этапах его жизни).

5. Подведение итогов. Рефлексия.

Вернуться к вопросам, поставленным детьми в начале занятия, снять во-просы, на которые найден ответ. Эти вопросы учитель может использовать для индивидуальных заданий с высокой мотивацией к обучению.

Таким образом, для того, чтобы сконструировать урок-исследование, учитель сам должен испытать потребность в создании нового. Затруднение, приводящее к возникновению идеи-обобщения и вопроса о неизвестном, осуществить поиск условий, необходимых для его нахождения, наконец, проверить правильность своего проекта в реальной учебной ситуации. Фак-тически мышление учителя должно совершить полный, то есть продуктив-ный, мыслительный цикл. Это сближает его с учениками, которым предстоит стать действующими лицами, или субъектами, познавательной деятельности на запланированном уроке-исследовании. Возможно, поэтому планирование и проведение такого урока учителем является не только трудным и требует много времени, но и по-настоящему захватывающим, личностно значимым событием, что создаёт совершенно особую атмосферу и стиль взаимодей-ствия с учениками на уроке, которые так важны для творческой деятельности всех участников образовательного процесса.

«Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. Овладение эти-ми важными когнитивными инструментами – залог успешности детской по-знавательной деятельности» [2, с.84].

Список литературы

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной шко-ле. От действия к мысли /Под ред. А.Г.Асмолова/ — М.: Просвещение, 2010. – 3 с.

2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. С.: ООО «Издательство «Учебная литература», 2010. Раздел 3, глава 8. - 84-86 с.

3. Фельдштейн Д. И. Психолого –педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребёнка и ситуации его разви-тия // Вопросы психологии. 2010. № 3 - 47-56 с.


   В номере

Внедрение обновленных ФГОС НОО и ООО:

ФГОС
Функциональная грамотность

  СИМВОЛЫ - 2022





  KAZANOBR - 2022



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2022

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика