Кначукова Гузель Ринатовна,
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия № 36» Авиастроительного района г.Казани
Марданова Эльвира Рафаильевна,
учитель музыки
МБОУ «Гимназия №36» Авиастроительного района г.Казани
Сегодня современный учитель имеет возможность качественно изменить процесс обучения и воспитания: информационные и коммуникационные тех-нологии облегчают творческую работу педагога, помогают совершенство-вать и развивать своё мастерство. Всё более популярной и востребованной становится исследовательская деятельность школьников, необходимая для умения мыслить, сопоставлять, анализировать, выделять главное и второсте-пенное, делать самостоятельные умозаключения.
Вопрос о том, чему учить и как учить ребёнка, совсем не новый. Ин-формационные нагрузки, с которыми приходиться иметь дело современному ребёнку, не оставляют надежды на то, что старые, проверенные временем за-дачи и методы обучения школьников, по-прежнему смогут обеспечить под-готовку к жизни подрастающего поколения. С этой точки зрения появление федеральных государственных образовательных стандартов представляется совершенно закономерным, так же, как и новой задачи системы образования, связанной с формированием универсальных учебных действий, «обеспечи-вающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосо-вершенствованию» [1, с.3].
Современный первоклассник по сравнению со сверстниками предше-ственниками обладает значительно большей осведомлённостью, но при этом существенно проигрывает им по своей познавательной активности, энергич-ности и желанию активно действовать [3, с.47].
Меняются характеристики психологического развития современного ре-бёнка, и мы должны с ним считаться. Одним из принципиально важных для школьного обучения моментов является мотивационная готовность ребёнка к школе, его познавательная активность. Современного школьника, живущего в большом городе, не так-то легко удивить. Чудо-игрушки, которые могут всё, пронзительные по своей интенсивности цвета иллюстраций и предметов, окружающих ребёнка, познавательно-развлекательная компьютерная инду-стрия с множеством возможностей и спецэффектов. Всё это не только отго-раживает детей от не столь эффектного окружающего мира, но и снижает эффективность многих педагогических приёмов и методик обучения млад-ших школьников, чтобы решать задачи, поставленные перед современной школой.
Одним из способов решением этих задач, является проблемно-исследовательский метод преподавания и законы построения уроков иссле-дований в начальной ступени образования.
Развитие исследовательских и коммуникативных умений младших школьников в процессе освоения ими базовых программ начальной школы представляется непростой задачей. Её решение предполагает существенное переосмысление учителем не только его исходных педагогических позиций, но и представление о временных рамках урока. Организация и проведение урока-исследования становится более эффективным в случае двухчасового занятия, то есть спаренного урока.
Проблемно-исследовательский метод позволяет развивать практически любые мыслительные и в том числе исследовательские умения. Самое слож-ное заключается в реализации этого метода в методике преподавания, кото-рая может обеспечить простор для мышления ребёнка в процессе приобрете-ния знаний, превратить процесс приобретения знаний в их открытие самим ребёнком.
Рассмотрим пример проблемно-исследовательского метода на уроке ли-тературного чтения в 3 классе.
Тема: «Рассказы А. П. Чехова «Ванька», Д.Н. Мамина-Сибиряка «Вер-тел».
Обобщение урока: социальная среда влияет на человека и его жизнь.
Цель урока: познакомить с произведениями А.П.Чехова «Ванька», Д.Н. Мамина-Сибиряка «Вертел»; научить рефлексивному чтению; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на определённую информацию в тек-сте; анализировать художественное произведение с целью создания художе-ственного образа героя, оценки социальной среды, в которой живёт и дей-ствует персонаж.
Материал к уроку: тексты изучаемых произведений, рабочие листы, компьютерная презентация.
Планируемые результаты:
Дети научатся:
• анализировать художественное произведение с целью создания худо-жественного образа героя, оценки социальной среды, в которой живёт и действует персонаж;
• определять авторскую позицию (позицию героя), высказывать своё от-ношение к герою и описанным в рассказе событиям;
• выдвигать гипотезы; осуществлять поиск фактов в художественном тек-сте для подтверждения гипотезы; заполнять схемы, таблицы (преобра-зовывать информацию).
Ход урока:
1.Мотивация.
На доске репродукции картин художников: В. Перова «Тройка», А. Венецианова «Крестьянские дети в поле», В. Маковского «За лекарством».
Учитель: Кто изображён на этих картинах? Сколько лет этим детям? Это современные дети? Почему вы так решили? Можно ли так сказать, что это ваши ровесники, жившие в конце 19- начале 20 века? Как вы думаете, их детство отличалось от вашего? Каким было их детство?
Выслушать ответы и сформулировать исследовательский вопрос: по-чему детство бывает разным?
Учитель на облачках записывает гипотезы, выдвинутые детьми.
Учитель: Как на уроке литературного чтения мы можем ответить на этот возникший вопрос? Как мы можем проверить ваши предположения?
Ученики делают предположения о теме произведений, с которыми пред-стоит познакомиться.
Формируется цель: На основе литературных произведений выяснить: каким было детство ровесников, живших в другое время, и ответить на во-прос о том, почему детство может быть разным?
2. Исследование в малых группах.
Учитель предлагает детям для изучения рассказы русских писателей, живших в конце 19 - начале 20 века: А. П. Чехова «Ванька», Д.Н. Мамина-Сибиряка «Вертел».
Вместе с учителем учащиеся составляют план исследования:
1. Прочитать А. П. Чехова «Ванька», Д.Н. Мамина-Сибиряка «Вертел».
2. Составить портрет героя:
- внешние черты (лицо, фигура, одежда и т.п.);
- внутренний мир (чувства, мысли, желания);
- характер (раскрывается в поступках, в отношении к другим людям).
3. Дать характеристику социальной среды, в которой жил герой:
- условия жизни;
- социальная среда.
Учитель распределяет работу по группам.
1-я группа: социальное окружение Ваньки (рассказ А.П. Чехова «Ванька»).
2-я группа: портрет Ваньки.
3-я группа: социальное окружение Прошки (рассказ Д.Н. Мамина-Сибиряка «Вертел»).
4-я группа: портрет Прошки.
5-я группа: портрет Володи.
1. Прочитайте рассказ.
2. Опишите главного героя, создайте его портрет, заполнив схему.
3. Представьте себя на месте героя.
4. Сделайте заключение о причинах разного детства у разных людей.
Для того, чтобы помочь детям выделить позицию героя, систематизировать и обобщить информацию для достижения цели исследования, можно предло-жить учащимся специальные рабочие листы.
4. Обмен информацией.
Дать возможность группам представить свою работу. При отчёте 4-й и 5-й групп провести сравнительный анализ двух героев: противопоставление Прошки и Володи в рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Вертел». По ходу выступления групп можно на доске записывать причины, обусловливающие разное детство героев.
5. Связывание информации, обобщение.
Учитель: Как вы теперь ответите на вопросы6 почему детство героев от-личается от вашего, в чём причина того, что детство бывает разным.
Вывод: социальная среда влияет на детство (поступки, характер, мысли, же-лания и т.д.) и жизнь самого человека.
6. Подведение итогов.
Проводится оценка гипотез, выдвинутых учениками в начале урока.
Тема: «Народное песенное слово». 4 класс.
Обобщение темы урока: народное песенное слово сопровождает челове-ка на всех этапах его жизни.
Цель: расширить знания учащихся об устном народном творчестве, прививать интерес к традициям русского народа, научить различать народ-ные песни по содержанию и употреблению, установить связь народных песен с жизнью человека.
Материал к уроку: презентация, тексты о разных песенных жанрах уст-ного народного творчества, тексты песен.
Планируемые результаты:
Дети научатся:
• ставить вопросы;
• выявлять специфику народных песен и их назначение;
• классифицировать народные песни по их содержанию и функции;
• осмысливать нравственные ценности народного песенного слова.
Умения, характеризирующие достижение этих результатов:
• выделять необходимую информацию;
• задавать вопросы для получения новых знаний;
• обобщать материал и делать выводы;
• выявлять особенности народных песен;
• объединять народные песни по разным основаниям.
Ход урока (индивидуального типа):
1. Мотивация.
Для создания мотивации к исследованию можно воспользоваться приё-мом ключей.
Предложить детям прослушать несколько музыкальных произведений: частушку, колыбельную.
Учитель: Что вы услышали? (выслушать ответы детей). Что объединяет эти произведения? Можно ли дать им какое-то общее название? Выслушать предположения учеников и записать на доске: «Народное песен-ное слово».
Учитель: Что представляет собой народное песенное слово? Что бы вы хотели узнать о народном песенном слове?
Для помощи в постановке вопросов учитель может расположить на дос-ке несколько ключей, например, назначение (функциям), виды, время.
Дети задают вопросы, которые учитель записывает на бумажных вопро-сительных знаках и располагает на доске.
Примерный перечень вопросов:
-Какие бывают песни? Когда пели песни? Кто их пел? Для чего пели эти песни? Кому их пели? В каких ситуациях пели?
Учитель: У вас появились вопросы, значит, надо попытаться найти отве-ты на них.
Сформулировать задачу исследования: изучить разные текстовые матери-алы с целью поиска ответов на поставленные вопросы.
2. Исследование в малых группах.
Учитель предлагает каждой группе выбрать материал для изучения народного песенного слова: 1) колыбельные песни; 2) пестушки, потешки и прибаутки; 3) календарные и колядные песни; 4) лирические, свадебные и се-мейные песни; 5) причитания и плачи; 6) хороводные, плясовые и шуточные песни.
Для того, чтобы облегчить задачу поиска и фиксации необходимой ин-формации, можно предложить учащимся рабочий лист:
3. Обмен информацией.
Каждая группа представляет свои находки всему классу. Учитель располага-ет рабочие листы на доске.
4. Организация и связывание информации. Обобщение.
Учитель: Как можно классифицировать собранную информацию?
Учитель выслушивает и записывает этапы жизни человека и просит соотнести с ними народные песни.
Затем предлагает провести классификацию, связав народные песни с этапами жизни человека.
Учитель: Что мы можем сказать о народном песенном слове? Какое зна-чение оно имеет в жизни человека? С чем оно связано?
(Выслушать детей, помочь им сформулировать обобщение и записать его: песенное слово сопровождает человека на всех этапах его жизни).
5. Подведение итогов. Рефлексия.
Вернуться к вопросам, поставленным детьми в начале занятия, снять во-просы, на которые найден ответ. Эти вопросы учитель может использовать для индивидуальных заданий с высокой мотивацией к обучению.
Таким образом, для того, чтобы сконструировать урок-исследование, учитель сам должен испытать потребность в создании нового. Затруднение, приводящее к возникновению идеи-обобщения и вопроса о неизвестном, осуществить поиск условий, необходимых для его нахождения, наконец, проверить правильность своего проекта в реальной учебной ситуации. Фак-тически мышление учителя должно совершить полный, то есть продуктив-ный, мыслительный цикл. Это сближает его с учениками, которым предстоит стать действующими лицами, или субъектами, познавательной деятельности на запланированном уроке-исследовании. Возможно, поэтому планирование и проведение такого урока учителем является не только трудным и требует много времени, но и по-настоящему захватывающим, личностно значимым событием, что создаёт совершенно особую атмосферу и стиль взаимодей-ствия с учениками на уроке, которые так важны для творческой деятельности всех участников образовательного процесса.
«Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. Овладение эти-ми важными когнитивными инструментами – залог успешности детской по-знавательной деятельности» [2, с.84].
Список литературы
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной шко-ле. От действия к мысли /Под ред. А.Г.Асмолова/ — М.: Просвещение, 2010. – 3 с.
2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. С.: ООО «Издательство «Учебная литература», 2010. Раздел 3, глава 8. - 84-86 с.
3. Фельдштейн Д. И. Психолого –педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребёнка и ситуации его разви-тия // Вопросы психологии. 2010. № 3 - 47-56 с.