Взаимодействие с родителями в организации проектной деятельности младших школьников как фактор повышения эффективности воспитательного процесса

Юсупова Гульнара Асадулловна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МАОУ «Школа №18»
Вахитовского района г.Казани


Взаимодействие семьи и школы - необходимое условие, обеспечивающее успешное обучение и воспитание детей. К сожалению, школа не всегда целенаправленно привлекает родителей к решению проблем в организации воспитательного процесса, а иногда и родители не хотят участвовать в решении этих проблем. Социологи отмечают тенденцию самоустранения семьи от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.

Проектная деятельность в начальной школе, при которой семья ребенка не остается в стороне, а принимает активное участие в жизни классного коллектива и школы, является наиболее перспективной в решении задач воспитания и развития детей. В совместной творческой деятельности учеников, учителя и родителей реализуются исследовательские, творческие, игровые, практико-ориентированные проекты.

Планируя свою работу, я понимала, что без помощи родителей никакая по-настоящему исследовательская деятельность с малышами невозможна. Именно в начальной школе проектная деятельность – это чаще всего семейная деятельность, так как в силу своих возрастных особенностей учащиеся далеко не сразу обнаруживают способность быть полностью самостоятельными на всех этапах выполнения проектов, многие испытывают трудности в организационных, оформительских и технических вопросах.

Поэтому мотивация родителей, привлечение их сотрудничеству была моей первой задачей в организации проектной деятельности. Удивительно, что почти все родители были убеждены, что их ребенок вовсе не «одаренный», вряд ли у него что-то получится, ведь он стесняется выступать перед аудиторией, очень мало знает, приводили много других доводов «против». Но мы решились. Привлекая детей к исследовательской деятельности, очень важно заинтересовать их, нужно, чтобы тема исследования совпадала с их увлечениями, при этом важно учитывать не только способности учащихся, но и их психологические особенности. Ученики должны иметь возможность свободно выбирать темы проектов, над которыми они будут работать. Иногда темы проектов появлялись в ходе работы на уроке: «Почему и как нужно мыть руки», «Возможно ли в домашних условиях вывести цыпленка из яйца». Иногда толчком к новому исследованию становились внеклассные мероприятия: после экскурсии в одно из казанских издательств появилась тема «Как получают бумагу из макулатуры? Сколько деревьев мы спасем, если соберем 1 тонну?». По итогам посещения Казанского вертолётного завода ученик выполнил проект «История создания Пе-2». Существует разновидность семейных проектов, обладающих огромным развивающим потенциалом, и для их осуществления участие родителей просто необходимо. В рамках подготовки к празднованию Дня Победы, каждый ученик нашего класса провел небольшое исследование, и собрал для классного уголка информацию о прабабушках и прадедушках, участвовавших в Великой Отечественной войне. Мы собрали очень много материала, каждому хотелось поделиться сведениями о своих родственниках. Обобщение материала вылилось в отдельный проект «Наши близкие-участники войны». Автор проекта систематизировал данные о том, в каких войсках и на каких фронтах прошли Великую Отечественную войну прабабушки и прадедушки учеников нашего класса, какие у них были военные специальности, описал отдельные подвиги и рассказал, как хранятся награды наших предков.

Готовя проекты вместе с детьми, я привлекала родителей к каждому этапу подготовки. Начиная от сбора данных, заканчивая подготовкой выступления. Все исследовательские проекты, которые мы делаем, носят долгосрочный характер, готовятся в течение всего учебного года. В этом заключается не только образовательная значимость, но и воспитательный эффект. Нельзя получить сиюминутных результатов, только терпение и труд принесут заслуженный успех. С лучшими проектными работами ученики участвуют в конкурсах и конференциях различного уровня, практически всегда занимают призовые места. Совместное переживание «ситуации успеха» делает ближе родителей и детей.

Проект «Что? Где? Когда?» задумывался как совместная игра родителей и учеников. Я предложила родителям ряд вопросов, которые они должны были озвучить в любом формате. Меня порадовало, насколько креативными оказались работы: были и костюмированные инсценировки, и вопросы, снятые на видео. На самой игре родители стали членами команды и с удовольствием искали ответы на вопросы повышенного уровня. Заинтересованность родителей в подготовке и проведении игры позволила успешно реализовать цели данного краткосрочного проекта: раскрытие интеллектуальных способностей детей, развитие интереса к учебным предметам, формирование умения работать в команде, сплочение коллектива родителей и детей.

Проектная деятельность может способствовать решению конкретных проблем воспитания. В четвертом классе многие родители стали жаловаться на увлечение детей гаджетами, их стало сложно усадить за выполнение домашних заданий. Запреты не действуют, они приводят к тому, что ребёнок начинает скрывать от родителей свои цифровые увлечения. Я решила предложить детям проект «Без гаджетов», по условиям которого нужно было отказаться от использования гаджетов на период третьей четверти. Перед началом проекта я попросила детей написать небольшое рассуждение «Что я жду от этого проекта?», а после его завершения подвести итоги «Что я получил в результате проекта?». В ходе работы над проектом, дети вели дневники, в которых ежедневно записывали свои занятия за день, фиксировали сколько времени ушло на выполнение домашних заданий, чем занялись в свободное время. Это было нужно для того, чтобы дети наглядно увидели свои результаты, насколько меньше времени уходит на выполнение уроков, если не отвлекаться на гаджеты, стали больше читать, вспомнили о других играх - конструктор, пазлы, творческие задания. Стоит отметить, что всё строилось на абсолютном доверии, на «честном слове». Это тоже привлекло ребят. Захотелось проверить свои силы: «А я смогу?». Участие только добровольное! На раздумья я дала неделю. Дети, решившие участвовать, записывались сами, они серьезно подошли к собственному выбору - из 26 записавшихся в начале недели в проекте приняли участие только 15 человек, выполнить все условия проекта полностью смогли 8 человек. И результат действительно был! По дневникам детей, которые я собирала раз в неделю, было видно, что это очень хороший способ помочь детям избавиться от зависимости от гаджетов и проверить себя. И что особенно важно родители поддерживали детей, мотивировали на участие в проекте, стали проводить значительно больше времени вместе, организовывали совместный досуг.

Совместно с родителями был разработан и реализован долгосрочный проект «Профориентационное воспитание младших школьников». За четыре года мы посетили много предприятий города и республики: пожарную часть, хлебобулочный комбинат, зеленодольский судостроительный завод, молочный комбинат, типографию, телекомпанию «Эфир» и другие. На многих из них работают мамы и папы наших учеников. В подготовке и проведении экскурсий была неоценима помощь родителей. Направленность наших экскурсий была профориентационной, при организации экскурсий я просила делать акцент на тех профессиях, которые используются на этом предприятии. К экскурсии мы с детьми готовились заранее: читали небольшие рассказы о людях тех профессий, с которыми нам предстояло встретиться, готовили вопросы. Авторам лучших вопросов предоставлялась возможность их озвучить во время экскурсии. Нам удалось побывать даже за кулисами театра, посмотреть репетицию спектакля. Дети с удивлением узнали, что в театре работают не только актеры, но и представители множества других профессий. Эти знания очень нам помогли, когда мы стали ставить свой собственный спектакль. Только благодаря родителям, нам показывали весь процесс производства, и дети видели насколько сложными бывают условия труда, как много нужно учиться, чтобы стать настоящим профессионалом. Кроме этого мы с удовольствием приглашали гостей в школу: к нам приезжали художники, поэты, писатели, актёры. Особое значение имели встречи с родителями своих одноклассников, которые добились больших успехов в своей профессиональной деятельности. Проект по профориентационному воспитанию оказался полезен не только для учеников, но и для их родителей. Он показал важность познания положительных качеств ребенка, его достоинств, достижений и успехов, изучение личности своих детей с целью их дальнейшего профессионального самоопределения.

Важное значение для воспитания детей имеет реализация социально значимых практико-ориентированных проектов. Проект «Благотворительная ярмарка» проводился как итоговое занятие после изучения курса «Финансовая грамотность». Участвуя в этом проекте, дети прошли все этапы производственного процесса от изучения спроса на товар, создания товара, установления цены, рекламирования до продажи. Этот долгосрочный проект не состоялся бы без участия родителей. Они были активными участниками предновогоднего анкетирования, проводили мастер-классы по созданию новогодних игрушек, помогали нам в реализации товара на благотворительной ярмарке. Чему научились дети по завершению проекта?

? разрабатывать финансовый план и распределять роли в команде;

? организовывать рекламную кампанию;

? создавать товар для реализации;

? формировать цену товара для продажи с учетом экономических затрат на его производство.

Что дал этот проект родителям? Они попробовали поработать с детским коллективом, почувствовали себя в роли учителя. Увидели «изнутри», как происходит общение в детском коллективе, как проявляет себя их ребенок в неформальном общении. Стали более внимательно прислушиваться к рекомендациям педагогов по воспитанию детей.

Мы все получили возможность поработать вместе и сделать полезное дело. Деньги, собранные на ярмарке, были подарены школе. И это решение мы принимали все вместе - дети и родители!

Проектный метод позволяет активно вовлечь семью в педагогический процесс, организовать личностно - ориентированное общение и обоюдное приобретение положительного опыта воспитания. Вместе с родителями мы обсуждаем цели и задачи воспитательной работы, определяем план сотрудничества. Родители не только принимают активное участие в организации внеурочной досуговой деятельности, но часто сами становятся инициаторами проведения различных мероприятий. Сотрудничество с родителями способствует созданию условий для эффективного развития и воспитания каждого ребенка.


   В номере

Внедрение обновленных ФГОС НОО и ООО:

ФГОС
Функциональная грамотность

  СИМВОЛЫ - 2022





  KAZANOBR - 2022



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2022

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика