Методическое сопровождение реализации модели наставничества в Авиастроительном и Ново-Савиновском районах

Бронникова Эльвира Камилевна,
заведующая УМС ИМО
Ахсанова Роза Василовна,
старший методист УМС ИМО


Наставничество, заняв особое место в современном мире, постепенно получает новый виток развития. Данный вид деятельности входит в федеральные проекты в рамках национального проекта «Образование», активно поддерживается Президентом РФ. Необходимость обучения наставников, сохранения в образовательных организациях культуры наставничества, разнообразия форм, технологий, методов, популяризации лучших практик становится ответом на вызовы времени.

На сегодняшний день тема наставничества является актуальной, так как наставничество в узком смысле слова, наряду с коучингом и тьюторством, является инструментом ускорения процесса адаптации на новом рабочем месте, а также разделяет положения концепции непрерывного образования. Говоря о наставничестве, мы должны понимать, что это не просто способ передачи знаний и опыта, а также инвестиции в долгосрочное развитие нашего общества.

Наставничество-это модель выстраивания взаимодействия внутри коллектива, направленная на интенсивное развитие личности, формирование компетенций, передачи знаний и опыта. Наставник призван стать неким навигатором, оказывающим содействие в раскрытии потенциала и процессе развития наставляемого. В рамках школы часто рассматриваются следующие модели наставничества: «ученик-ученик», «учитель-ученик», «учитель-учитель».

Каковы же основные подходы к реализации модели наставничества «ученик-ученик».

Данная модель предполагает взаимодействие двух обучающихся одной общеобразовательной организации, где один (наставник) имеет более высокий уровень образования, обладает организаторскими и лидерскими качествами, берет ответственность за результат воздействия на другого ученика. Со стороны куратора (учитель) проекта наставничества важно тщательно подойти к подбору пар, учитывать индивидуальные особенности как наставника, так и подопечного.

Подобное взаимодействие может быть направлено на адаптацию к новым условиям обучения, развитие метапредметных навыков, создание школьного сообщества или комфортной коммуникации в нем. Итогом реализации данной формы будет полноценное включение обучающихся в различные процессы школы: культурные, социальные, образовательные. Тем самым обеспечив комфортную образовательную среду.

А также через коллективное ученическое взаимодействие старших классов над обучающимися начальной школы как оказание помощи в социализации, в проведении мероприятий. В школах района реализуется через проект «Вместе весело…».























Когда заходит речь о наставничестве в сфере образования, в первую очередь на ум приходят отношения «учитель – ученик». В районе эта модель наставничества реализуется через республиканский проект «Классы психолого-педагогической направленности», в который вошли 6 школ Авиастроительного и Ново-Савиновского районов: шк.71, 117, 119, 143, г.10, Адымнар.


















Главной целью создания данных классов является устранение кадрового дефицита в школах (выпускники этих классов являются основными претендентами на целевое обучение по профилю), формирование у обучающихся представления о педагогической профессии, отношения к учителю как к профессионалу, ориентирование учащихся в системе ценностей, которые отражаются специфику педагогической деятельности, организацию самопознания, развитие профессиональных интересов, профессиональное самоопределение, соотнесение собственных возможностей, особенностей с представлениями о профессии.

Немаловажную роль играет и передача опыта, знаний между коллегами-модель «учитель-учитель». Такая форма взаимодействия предполагает сотрудничество либо молодого педагога (в школах района реализуются через проекты «Школа молодого учителя», «Педагогическое мастерство»), начинающего свою педагогическую деятельность или нового для школы учителя, сменившего место работы с достаточно опытным, обладающим определенными качествами специалистом-педагогом, готовым сопровождать нового члена коллектива и оказывать ему разностороннюю поддержку. В данной модели наставником может стать опытный педагог, имеющий активную жизненную позицию, пользующийся авторитетом, имеющий опыт в поведении мастер-классов, участия в конкурсах профессионального мастерства.

Сопровождение молодых учителей должно ориентироваться на их потребности: введение в школьные будни (знакомство с пространством школы); включение в учительское и ученическое сообщество (все основано на уважительном отношении); испытание самого себя (самостоятельный выбор методик, первые успехи на уроках); самореализация себя как учителя (полное проявление своего потенциала в решении профессиональных задач).

Так же в школах района реализуется модель «реверсивного наставничества»- взаимодействие двух учителей (или иных педагогических работников) по разным вопросам. Высококвалифицированный профессионал консультирует менее опытного учителя по вопросам образовательного процесса, в свою очередь он становится подопечным более молодого учителя по вопросам, в которых испытывает затруднения.

В зависимости от содержания решаемых задач можно выделить две роли наставника: наставник-консультант (занимается решением коммуникативных задач, помогает с организацией рабочего процесса, создает комфортные условия для развития профессиональных качеств) и наставник-предметник (осуществляет методическую поддержку преподавания отдельного предмета).

Для оценки эффективности выстраиваемой модели партнёрства «учитель-учитель» школы используют следующие показатели: закрепление на рабочем месте молодых специалистов, отсутствие «текучки» кадров в целом по школе; наличие (снижение/рост количества) конфликтных ситуаций с педагогическими и родительскими сообществами; наличие (снижение/рост количества) собственных профессиональных разработок (методических, проектов), развитие личностного и педагогического потенциала, профессиональных компетенций самого наставника.

Система наставничества в педагогическом коллективе условно делится на три составляющие: адаптацию, обучение и сопровождение. Кроме того, наставничество бывает индивидуальное и коллективное (когда наставник работает с несколькими сотрудниками, в групповом формате или раздельно). На всех этапах важна поддержка наставником и доверительное общение.

Чтобы ввести наставничество в образовательную организацию нужно назначить координатора и разработать документацию, регламентирующую действия наставников и обучаемых сотрудников: положение, план мероприятий, оценочные бланки, тесты и т.д. (да, это новый объем бумажной работы, но без управленческой прозы здесь не обойтись).

Сегодня наставничество ориентировано на принципы проектного подхода. Методической службой района успешно реализуются проекты, где наставниками выступают методисты и опытные коллеги:

? «Школа молодого руководителя»- сопровождение молодых и вновь назначенных руководителей общеобразовательных организаций;

? «Академия профессионального развития заместителя»;

? «Школа педагогического мастерства»- сопровождение молодых педагогов;

? «Шаги к успеху»- модель поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;

? «Школа классного руководителя»-методическое сопровождение по повышению профессиональных компетенций класных руководителей;

? «Методическое сопровождение педагогов в формировании функциональной грамотности обучающихся».

Наставничество сегодня – один из ключевых трендов в обеспечении качества образования, качества педагогических и руководящих работников.


   В номере

Внедрение обновленных ФГОС НОО и ООО:

ФГОС
Функциональная грамотность

  СИМВОЛЫ - 2022





  KAZANOBR - 2022



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2022

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика