Ахтарова Лейсан Ильхатовна,
учитель начальных классов
ГАОУ «Билингвальный комплекс
«Адымнар – путь к знаниям и согласию» г.Казань
В настоящее время каждый родитель задумывается о том, в какое об-щеобразовательное учреждение отдать ребенка учиться, чтобы он получил качественное образование в школе. Однако не во всех детских садах суще-ствуют дошкольные академии, которые формируются и организуют обуче-ние в дошкольных учреждениях. В основном такую функцию оказывают са-ми общеобразовательные учреждения или учреждения дополнительного об-разования в виде кружков по подготовке к начальной школе.
Дошкольное образование – это неотъемлемая очень важная часть в начальной подготовке к школе. Именно в возрасте с пяти до семи лет фор-мируется творческая составляющая, общение со сверстниками, социальная направленность, распознание различных ролей и нравственности. Именно этот период является основополагающим и создает плодотворную почву и фундамент для успешной реализации обучения в школах. Именно дошколь-ный опыт в подготовке к школе является необходимым инструментом для начала обучения в школе. К сожалению, в дошкольных учреждениях обра-зовательный уровень к подготовке в школе различается, как и образователь-ный уровень в самих общеобразовательных учреждениях.
На сегодняшний день ежегодно увеличивается количество дошкольных учреждений и общеобразовательных учреждений. Перед родителями стоит серьезный выбор, отдать ребенка в детских сад и при этом направить на определенную школу, чтобы их дети получили качественное и достойное об-разование.
Для начала проведем анализ количества дошкольных, общеобразова-тельных учреждений и учреждений дополнительного образования в г. Ка-зань за последние три года, результаты которого представлены в таблице 1.
В последние годы мы наблюдаем увеличение количества общеобразо-вательных школ, гимназий и лицеев в г. Казань на 3 учебных заведения в 2022 году в сравнении с 2020 годом. А также увеличение количества детских садов на 7 дошкольных учреждений в 2022 году. Увеличение количества об-разовательных и дошкольных учреждений в первую очередь связано с не-хваткой мест в детских садах и загруженностью мест в школах. Увеличение количества рождаемости и детей началась с 2015 года, когда государство стало выплачивать за рождение второго ребенка материнский капитал и за третьего ребенка в семье выдавать землю под строительство собственного дома.
Далее рассмотрим количество общеобразовательных учреждений, применяющих прямой практический опыт и имеющих дошкольное отделение за 2020-2022 гг., которое представлено в таблице 2.
Анализ изменения количества общеобразовательных учреждений, применяющих прямой практический опыт и имеющих дошкольное отделение показал нам, что с 2020 года по 2022 год происходит незначительное увели-чение количества школ с дошкольными отделениями на 1 школу.
Далее проведем сравнительный анализ количества детей и воспитателей в дошкольных учреждениях за 2020-2022 гг., результаты которого предста-вим в таблице 3.
Из таблицы 3 видно, что в 2022 году происходит резкое увеличение количества детей, посещающих дошкольные учреждения на 3 863 детей, а вот по количеству воспитателей происходит снижение в 2022 году на 14 вос-питателей. При это дефицит воспитателей в детских садах с каждым годом увеличивается и в 2022 году составил 802 воспитателя, что выше аналогич-ного показателя 2020 года на 552 воспитателя. Количество детей, приходя-щих на одного воспитателя за анализируемый период, увеличивается почти на одного ребенка.
Исходя из вышеприведённого сравнительного анализа детских садов и общеобразовательных учреждений можно выявить следующие актуальные проблемы:
1. Дефицит воспитателей в детских садах, который с каждым годом увеличивается в среднем на 30-40%, а именно с 246 воспитателей в 2020 году до 802 воспитателей в 2022 году. Это прежде всего с вязано с увеличением количества детей в детских садах, которое также увеличилось на 3 863 детей, а именно с 72 445 в 2020 году до 76 308 детей в 2022 году.
2. Слабая заинтересованность общеобразовательных учреждений в со-здании на базах своих школ дошкольных академий или прогимназий, в ко-торых сами учителя начальных классов обучали бы в игровой форме буду-щих первоклассников.
3. Низкий уровень использования игровых приемов обучения воспита-телями в детских садах, которое составляет примерно от 40 до 60% при под-готовке к школе.
4. Нехватка программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации воспитателей, направленных именно на подготовку к обуче-нию детей старших групп к первому классу в школах.
5. Низкий уровень оплаты труда воспитателей детских садов, который составляет примерно от 18 тыс. руб. до 25 тыс. руб., в зависимости от того на какой доле ставки работает воспитатель (полный день у одной группы или неполный день).
В качестве перспективного и практического взаимодействия дошколь-ных учреждений с общеобразовательными учреждениями и учреждениями дополнительного образования необходимо организовать следующую рабо-ту:
1. Организация экскурсий в общеобразовательные учреждения для старших (выпускных) групп детских садов раз в два месяца. За год получит-ся как минимум 4-5 раз посетить образовательное учреждение. Каждый раз целью экскурсионного сопровождения выбирать новую школу. Например, сначала выбрать музей, потом организовать завтрак или обед в школьной столовой, тематикой третьей экскурсии станет посещение школьного музея, на четвертый и пятый раз - знакомство с первоклашками и учителями начальных классов, с которыми они будут делится своими впечатлениями об учебе в первом классе.
2. Грамотная организация работы с детскими садами в виде прогимна-зий. То есть учитель начальных классов, который будет на следующий год в первом классе, каждую неделю ведет занятия в дошкольных учреждениях 3-4 раза по два или три часа. Единственное, главное подавать все элементы учебной деятельности в игровой форме, чтобы детям в силу своего возраста не было тяжело и стараться их не перегрузить.
3. Совместное проведение педагогических советов и организация кон-ференций администрациями детских садов и общеобразовательных учрежде-ний. Именно такие мероприятия позволят поделиться практическим опытом во взаимодействии дошкольного образования с общим.
В заключении хотелось бы отметить, что при создании дошкольных академий или прогимназий на базе детских садов или общеобразовательных школ в первую очередь следует обратить внимание на имеющуюся базу их создания и свободных площадей, как школ, так и детских садов. Особое вни-мание также необходимо уделить эмоциональному благополучию и форми-рованию у будущих первоклассников образа «настоящего и воспитанного школьника».
Список литературы
1. Ворошнина Л. В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1. Младшая и средняя группы: практ. пособие для ака-демического бакалавриата / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 396 с.
2. Ворошнина Л. В. Теория и методика развития речи у детей в 2 ч. Часть 2. Старшая и подготовительная группы доу: практ. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2019. — 302 с
3. Габова М. А. Дошкольная педагогика. Развитие пространствен-ного мышления и графических умений. — М.: Юрайт, 2020. — 152 с.
4. Габова М. А. Теоретические основы дошкольного образования: развитие пространственного мышления и графических умений: учеб. пособие для СПО / М. А. Габова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2017. — 151 с.
5. Галигузова Л. Н. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020. — 254 с.