Обновлённые ФГОС. Практико-ориентированный подход: исследовательские технологии в реализации образовательных программ

Абдулина А.Х.,
учитель химии и биологии
Евстафьева О.В.,
учитель биологии и химии



«Моей главной целью было указать на
новые явления и распространить идеи,
которые станут отправными точками
для новых исследований»
Никола Тесла


В своей педагогической деятельности современный учитель претерпевает ряд трансформаций, что, прежде всего, продиктовано потребностями современного общества. В соответствии с требованиями, предъявляемыми социумом, мы вступили в эпоху обновлённых ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты) [1], в которых отражены максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы, что для нас практикующих учителей биологии и химии – авторами статьи, с опытом работы в школе на двоих 50 лет особенно актуально. В обновленных ФГОС мы находим ответ на вопросы: Что конкретно школьник будет знать? Чем он овладеет? Что обучающийся освоит?

Обновлённые ФГОС включают личностные, метапредметные, предметные результаты, содержание учебного курса и тематическое планирование. [2].

На практике дело обстоит так, что до введения обновлённых ФГОС мы использовали концентрическую программу обучения по предмету: «Биология». Теперь предусматривается переход на линейный курс изучения биологии в объёме 238 часов за пять лет обучения: из расчёта с 5 по 7 класс - 1 час в неделю (34 ч), в 8-9 классах - 2 часа в неделю (68 ч). В тематическом планировании для каждого класса предлагается резерв времени, который учитель может использовать по своему усмотрению, в том числе для контрольных, самостоятельных работ и обобщающих уроков.

Личностные результаты: (самоопределение, смыслобразование, нравственно-эстетическое)

• Патриотическое воспитание:

• Гражданское воспитание:

• Духовно-нравственное воспитание:

• Эстетическое воспитание:

• Ценности научного познания:

• Формирование культуры здоровья:

• Трудовое воспитание:

• Экологическое воспитание:

Метапредметные результаты:

А. Универсальные познавательные действия (общеучебные, логические, постановка проблемного вопроса)

• Базовые логические действия,

• Базовые исследовательские действия,

• Работа с информацией.

Б. Универсальные коммуникативные действия (разрешение конфликтов, постановка вопроса, планирование сотрудничества)

• Общение,

• Совместная деятельность (сотрудничество).

В. Универсальные регулятивные действия (целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

• Самоорганизация,

• Самоконтроль (рефлексия),

• Эмоциональный интеллект,

• Принятие себя и других.

Предметные результаты

• 5 класс: характеризовать биологию как науку о живой природе; называть признаки живого, сравнивать объекты живой и неживой природы;

• 6 класс: характеризовать ботанику как биологическую науку, её разделы и связи с другими науками и техникой;

• 7 класс: характеризовать принципы классификации растений, основные систематические группы растений (водоросли, мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные или цветковые);

• 8 класс: характеризовать зоологию как биологическую науку, её разделы и связь с другими науками и техникой;

• 9 класс: характеризовать науки о человеке (антропологию, анатомию, физиологию, медицину, гигиену, экологию человека, психологию) и их связи с другими науками и техникой;

Исходя из вышеизложенного можно заметить, что структура программы осталась прежней. Большое внимание в образовательной программе отведено практико-ориентированной направленности. Сохранился перечень лабораторных и практических работ, экскурсий и предложены темы видеоэкскурсий. При изучении учебного предмета «Биология» рекомендуется обеспечить системное освоение учащимися основного содержания курса биологии и освоение ими разнообразных видов учебной деятельности. Используя при этом следующие образовательные технологии: проблемное обучение, проектная и исследовательская деятельность, ИКТ, игровые технологии, модульное обучение, диалоговое взаимодействие, групповое обучение, смешанное обучение, кейс-технологии и др.

Проектная исследовательская деятельность – это то, звено, которое позволит учителю сформировать умения, а учащимся проанализировать: сравнить и сопоставить изученный материал, привести необходимые доказательства, сделать выводы.

Проектная исследовательская деятельность может быть внедрена как на уроках по предмету, так и во внеурочной деятельности, формируя у учащихся способность научно объяснять явления, оценивать и применять методы научного познания живой природы, интерпретировать данные и доказательства с научной точки зрения, формулировать выводы.

В своей статье мы предлагаем вам готовый шаблон исследовательского проекта, который может быть применён на уроке химии или биологии, а так же носить самостоятельный характер проектной деятельности учащихся 9-11 классов.

Учебный предмет(ы): Химия, биология

Класс: 9/10/11

Тема: «Содержание витамины А в блюдах кулинарии»

Ключевой вопрос (Гипотеза): Присутствует ли витамин А в готовых блюдах.

Цель исследования: изучить вещества, способствующие ростовым процессам человека.

Задачи исследования:

1. Изучить литературный обзор по проблеме исследования, для выяснения веществ, которые стимулируют рост человека

2. Отработать методику проведения химического анализа разных блюд на содержание витамина А

3. Провести химический анализ пищи подростков школы на выявление биологически активных веществ витаминов (витамины группы А: ?-каротин)

Материалы и оборудование:

Меню на 5 дней: морковный салат, тушеные овощи (включая вареную морковь), салат сборный (включая морковь) – при выходе порции 100г.

Концентрированная соляная кислота, или концентрированная азотная кислота, концентрированная серная кислота, пробирки 9 шт.














Методы научного исследования:

1) наблюдение,

2) исследовательский: химический анализ.

Описание хода исследования

Детектирующий реагент – вещество, взаимодействующее с определяемым компонентом с образованием окрашенных продуктов, которые можно визуально или инструментально идентифицировать.

Для этой цели были исследованы различные проявители, также подобранные нами самостоятельно (конц.HCl, конц.HNO3, конц.H2SO4). Критерием отбора проявителей являлась высокая чувствительность реакции и образование устойчивого интенсивного окрашивания продуктов взаимодействия каротиноидов с детектирующим реактивом.

Результаты исследования

Результаты представлены в таблице 2.
























Выводы

Нами было изучено присутствие витамина А, в виде ?-каротина в разных блюдах кулинарии. В результате исследования было установлено следующее см. Таблицу 2 и сделаны следующие выводы:

1) выявить присутствие витамина А можно химическими методы (не только физическими),

2) термическая обработка разрушает витамин А,

3) присутствие жироподобных компонентов усиливает эффект реакции (дает яркое стойкое окрашивание),

4) присутствие кислоты в блюдах усиливает кислую среду и дает стойкую реакцию на детектирующие реагенты.

Практическая значимость

Результаты исследования помогут сотрудникам, учащимся, родителям школы выбрать те блюда школьного общепита, которые содержат максимальное количество витамины А, так как он влияет на ауксологические процессы организма, помогая ему расти и развиваться, становясь биологическим индивидам, формирует покровы тела, мышцы, улучшает остроту зрения.

Список литературы

1. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64101).

2. https://edsoo.ru/.


   В номере

Внедрение обновленных ФГОС НОО и ООО:

ФГОС
Функциональная грамотность

  СИМВОЛЫ - 2022





  KAZANOBR - 2022



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2022

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика