Создание полилингвального пространства в детском саду

Халикова Таскира Миннесайдашовна
старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад №81 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения»
Кировского района г.Казани


На сегодняшний день знание иностранных языков является необходимостью, продиктованной запросами современного мира. Поэтому возникает актуальность обучения иностранным языкам еще в дошкольном периоде.

По мнению многих психологов дошкольный период является самым благоприятным периодом для изучения языков. В этом возрасте способность усваивать информацию у детского мозга гораздо выше, чем у взрослых. «Безусловно, это наилучшее время для начала обучения языкам, поскольку является активным сензитивным периодом в жизни подрастающего человека и овладение иностранным языком в этом возрасте осуществляется достаточно быстро и эффективно» (Комарова Ю.А.). Но возникает вопрос с какого возраста надо начинать обучение иностранным языкам? Многие передовые психологи и педагоги считают, что обучение иностранным языкам нужно начинать с 4 лет. Но как показывает практика в семьях, где родители являются носителями двух разных языков, дети с рождения усваивают языковые нормы двух языков одновременно. К трем годам мозг человека достигает 80% своего потенциала. В этом возрасте ребенок активно познает окружающий его мир. Поэтому важно использовать эти природные факторы в раннем обучении иностранным языкам. Существует мнение, что раннее изучение иностранных языков нарушает становление родной речи ребенка. Однако, наши наблюдения показали, что изучение детьми дошкольного возраста трем языкам одновременно не влияет на появление звуков родной речи в онтогенезе.

В нашем детском саду уделяется особое внимание созданию условий для реализации полилингвального развивающего обучения и воспитания. Образовательный процесс в детском саду проходит на трех языках (русский, татарский и английский). При обучении языкам в детском саду используется такая модель, когда оба воспитателя в группе владеют одним из языков (татарским или английским). Организованная образовательная деятельность проводится на русском языке с введением новой лексики на татарском или английском языках в соответствии с тематикой занятия и закрепление ее в игровой деятельности. Воспитатели создают речевую среду в группе в режимных моментах на определенном языке (татарском или английском) для закрепления изученной лексики. С целью полного погружения в атмосферу английского языка в детском саду практикуются занятия с носителями языка.

Образовательный процесс в ДОУ невозможен без специально созданной предметно-развивающей среды. В каждой группе нашего детского сада созданы уголки по обучению татарскому и английскому языкам, уголки по ознакомлению с географией, историей, традициями и культурой народов изучаемых языков.

Периодически проводятся национальные праздники, где с большим интересом участвуют и родители. Традиционно, приобщая к всемирному дню театра, в детском саду проходит Фестиваль театра, где воспитанники вместе со взрослыми участвуют в постановках театрализованных сказок на трех языках.

Работая третий год по данному направлению, дети детского сада показывают положительную динамику усвоения языковых лексических норм. Дети старшей и подготовительной групп умеют составлять диалоги, активно использовать в речи изученные слова. Они могут составить небольшой рассказ про себя, про свою семью, друзей, окружающий мир.

При обучении детей иностранным языкам, важно заинтересовать родителей. Положительной мотивацией служат совместные мероприятия, мастер-классы, семейные праздники, где родители принимают активное участие. Также педагоги проводят групповые и индивидуальные консультации по интересующим родителей вопросам.

Педагоги, работающие в ДОУ по проблеме обучения детей языкам, имеют высокий образовательный уровень, постоянно повышают квалификацию на разных семинарах. В детском саду организована творческая группа педагогов, которые работают над изучением передового опыта по проблеме полилингвального обучения дошкольников, обобщением и внедрением результатов поиска, разработкой методических рекомендаций, дидактического материала. Результатом работы творческой группы является разработанная образовательная программа одновременного изучения татарского и английского языков. Основной целью программы является развитие коммуникативных способностей у детей, формирование элементарных навыков общения на английском, татарском языках.

На сегодняшний день, наша работа по направлению полилингвального образования и воспитания находится на стадии апробации в работе с детьми. Но мы уже можем говорить и о положительных результатах. У детей повысился интерес к изучению языков, культуре, традиций народов изучаемых языков. Наблюдения за выпускниками детского сада, показывают, что они более успешны в обучении иностранным языкам.

Литература

1. Комарова Ю.А. Актуальность и педагогическая целесообразность раннего обучения иностранным языкам/Новая наука: стратегии и векторы развития: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015, с. 13.

2. Габдулхаков В.Ф., Гареева А.М. Технология одновременного изучения трех языков. – Казань, 2014. -163 с.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика