Поликультурное образование или «живые» картинки

Гибадуллина Гульсиня Багдануровна,
воспитатель МАДОУ «Детский сад № 59 комбинированного вида»
Советского района города Казани


Поликультурное образование, на наш взгляд, это и процесс образования, и результат одновременно. Главное слово здесь – культура. Задача ДОУ – приложить все усилия для воспитания человека культурного: вежливого, доброжелательного, который с уважением и интересом относится к людям любой национальности и любого вероисповедания, цвета кожи, носителя любого языка.

Образовательная среда – одно из условий воспитания. А одним из важных моментов образовательной среды является педагог, точнее – личность педагога. От его личностных качеств: терпения, умения тактично «достучаться» до детей и их родителей, обратить внимание на что-то главное, создать комфортную домашнюю атмосферу в группе, в которой воспитываются дети, зависит, конечном итоге, – результат.

Ещё одна составляющая образовательной среды – это родители, их личностные качества. Порой именно здесь возникают «трения», если речь идёт о «национальном» вопросе. Вот несколько ситуаций, когда чувство такта, умение подобрать нужные слова, заставляющие задуматься, помогли педагогам нашего детского сада в решении острых вопросов.

«Картинка первая»

За ребёнком в детский сад пришла бабушка. В это время со стороны мечети, которая находится рядом с многоквартирными домами, зазвучал призыв на молитву. «Ну чего кричит, может, спит кто-нибудь» - довольно раздражённо сказала бабушка. «А мне нравится. А когда колокола звонят, я вообще замираю и слушаю» - ответила воспитатель. Бабушка смутилась.

«Картинка вторая».

Начало учебного года. Дети перешли в новую группу к новому воспитателю. Утро. Родители приводят детей. Воспитатель по обучению детей татарскому языку проходит мимо и по-татарски здоровается со всеми. Все родители и дети отвечают: кто по-русски, кто по-татарски.

Один папа (а воспитателя предупредили, что человек он конфликтный) громко говорит сыну: «В школе татарский язык отменяют. Не ходи на татарский». При этом никаких официальных заявлений от него не было.

В предыдущей группе воспитатели пытались объяснять отцу ребёнка, что изучение языка необходимо, но натыкались на сопротивление. Новый воспитатель интуитивно почувствовал, что любой разговор с папой этого ребёнка только обострит ситуацию, и занял другую позицию: бесед с папой не проводил, был предельно внимателен и ласков к ребёнку, делал вид, что не слышит заявлений папы. Постепенно отношение папы изменилось.

«Картинка третья»

Подготовка к конкурсу. Дети участвуют в музыкально-литературной композиции «Родной край – Татарстан». Времени, как всегда, не хватает. Попросили родителей – а из пяти участников четверо детей были русские – повторять слова песни и стихов дома. Никто из родителей не отказался помочь. Дети с большим удовольствием ходили на репетиции к музыкальному руководителю, а когда в группе рисовали, играли в настольные игры и т.д., обязательно кто-нибудь из участников конкурса запевал эту песню.

Подготовленный материал сняли на видео. Прежде чем отправить видео на конкурс, решили просмотреть отснятый материал. Едва зазвучала песня, дети окружили воспитателя и запели так дружно, что прослушать пение на видео не получилось, потому что пели не пять участников конкурса, а вся группа. Мы, благодаря поддержке родителей, научили пятерых детей, а они научили всех остальных.

Поликультурное образование – это, практически, вся образовательная деятельность дошкольного учреждения. Если до некоторого времени в детском саду были в основном дети двух национальностей – татары и русские, то сейчас детские сады все больше посещают дети разных национальностей: киргизы, армяне и др.

Отправной точкой для проведения бесед с детьми может и должно послужить всё, что окружает детей и происходит в жизни группы. Например, дети не очень хорошо понимают русскую речь или говорят с сильным акцентом; те небольшие, может быть, знания, которые у них есть о своей исторической родине (если они недавно приехали к нам); особенности внешнего вида (разрез глаз, цвет кожи) и т.д.

Кроме этого, сейчас дети путешествуют с родителями. Тот небольшой опыт, который они приобретают, тоже можно грамотно использовать для расширения кругозора детей, формирования интереса к культуре других народов.

Можно проводить специально организованные крупные мероприятия, направленные на получение детьми поликультурного образования. Но, на наш взгляд, важнее не пропускать мимо ничего, что поможет заложить в детях основы толерантности, уважения к родной культуре и культуре других народов.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика