Трансляция методики разработки диагностических разноуровневых игровых заданий для дошкольников в дополнительном образовании

Ахметова Ольга Вячеславовна,
педагог дополнительного образования
МБУДО «Центр детского творчества пос.Дербышки»
Советского района г.Казани


В разработке диагностических разноуровневых игровых заданий для дошкольников в дополнительном образовании предлагаю использовать современные программы и УМК по математике для начальных классов. Программы Н.Б. Истоминой, Л.Г. Петерсон, В.Н. Рудницкой, И.И. Аргинской являются разноуровневыми, материал учебников математики позволяет педагогу применять различные способы дифференциации. Большинство заданий построено так, что они содержат в себе и продуктивную, и репродуктивную часть, поэтому имеется возможность использования дифференциации по уровню творчества. Во многих учебниках имеются нестандартные задачи и упражнения повышенной трудности. Некоторые авторы дают в учебниках избыточное количество заданий, что позволяет применять дифференциацию по объему учебного материала.

Используя практику школ, задания для дошкольников можно так же разделить на три группы, соответствующие трем уровням сложности:

Первый уровень (стартовый) - репродуктивный. Задания направлены на актуализацию уже имеющихся усвоенных знаний ребенка без их видоизменения, применение известных приемов деятельности, выполнение заданий в соответствии с предложенным образцом.

Второй уровень (базовый)- конструктивный, который предполагает задания в измененной ситуации, на сравнение, описание и упорядочение ранее изученного материала, т.е. решение аналогичных задач, требующих преобразования полученных знаний.

Третий уровень (продвинутый) - творческий. Задания познавательно- поискового характера в процессе выполнения, которых дети приобретают новые знания. Такая работа требует выполнения следующих видов мыслительной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, выделения главного, обобщения и систематизации.[4]

Каждый последующий уровень включает в себя параметры предыдущего и имеет свои, отличающиеся от предыдущего.

На основании этих уровней можно разработать разноуровневые диагностические задания, которые дифференцируются также

- по уровню творчества

Различие в характере познавательной деятельности дошкольников, которая может быть репродуктивной: воспроизведение знаний и их применение в привычной ситуации, работа по образцу, или продуктивной (творческой): применение знаний в измененной ситуации, осуществление более сложных мыслительных действий;

- по уровню трудности

Задания повышающейся (восходящей) трудности. Например, увеличение количества действий в выражении, использование обратного задания место прямого, использование условных символов.

- по объему учебного материала

Часть учащихся выполняет кроме основного задания ещё и дополнительные. Необходимость использования дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы учащихся.

- по степени самостоятельности учащихся

Все дети выполняют одинаковые задания, но одни это делают под руководством педагога, а другие – самостоятельно.

- по характеру учебных действий.[1]

Большинство математических навыков и умений являются по своей сути умственными действиями:

• предметное (запись выполнения задания, использование счетного материала);

• перцептивное (действие выполняется не рукой, а глазом);

• речевое (проговаривание выполняемых операций вслух, шепотом, про себя);

• умственное (действие выполняется в уме). [3]

При разработке диагностических разноуровневых заданий необходимо учитывать, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Использование разноуровневых игровых заданий позволит более эффективно провести диагностику уровня сформированности элементарных математических представлений дошкольников (умения мыслить, анализировать, сравнивать предметы и их группы, выявлять существенные признаки, устанавливать связи, моделировать объекты и другое).[2]

Как правило, разноуровневые задания, предлагаемые современными программами и УМК по математике для начальных классов, в сети интернет педагогами, работающими с дошкольниками, предполагают только одно конкретное действие (решить задачу, примеры…). В разноуровневых игровых заданиях, разработанных мной для диагностики уровня сформированности элементарных математических представлений дошкольников (см. приложение), в одном задании предусмотрены вопросы по нескольким темам разделов программы. Это позволяет сократить время на диагностику, снять напряжение ребенка при частом переключении его внимания, сосредоточиться на выполнении задания, а не на новом сюжете.

Если ребёнок успешно усваивает изученный материал, достигая запланированного уровня знаний, навыков, умений, то он получает баллы в соответствии с достигнутыми результатами. Если ребенок справляется с заданиями следующего уровня, то и оценивать его необходимо, исходя из более высоких требований к знаниям, навыкам и умениям. Для того чтобы дошкольнику добиться лучших результатов, ему придётся приложить больше усилий, но в соответствии с его способностями. Ведь разноуровневое обучение представляет собой технологию, при которой критерием оценки деятельности ребенка служат его старания по изучению материала, творческому его применению. Только тогда, когда слабый или средний дошкольник знает, что он может понять изучаемый материал, показать то, на что он способен, знает, зачем ему стараться, у него появляется интерес к обучению.

Предлагаю следующие критерии оценки индивидуальных достижений ребенка (результаты в продвижении в уровне освоения программы в сравнении с его же предыдущим уровнем).

Стартовый уровень (вопросы 1)

1 балл - допускает ошибки, справляется с заданиями с помощью взрослого.

2 балла - допускает незначительные ошибки, справляется самостоятельно.

3 балла - не допускает ошибок, справляется самостоятельно, пробует (справляется) выполнить задания базового уровня.

Базовый уровень (вопросы 2)

1 балл - безошибочно справляется с заданиями 1 стартового уровня; допускает ошибки, справляется с заданиями 2 (базового уровня) с помощью взрослого.

2 балла - безошибочно справляется с заданиями 1 стартового уровня; допускает незначительные ошибки в заданиях 2 (базового уровня), справляется самостоятельно.

3 балла - безошибочно справляется с заданиями 1 стартового уровня; не допускает ошибок в заданиях 2 (базового уровня), пробует (справляется) выполнить задания продвинутого уровня.

Продвинутый уровень (вопросы 3)

1 балл - безошибочно справляется с заданиями 1-2 стартового, базового уровня; допускает ошибки, справляется с заданиями 3 (продвинутого уровня) с помощью взрослого.

2 балла - безошибочно справляется с заданиями 1-2 стартового, базового уровня; допускает незначительные ошибки в заданиях 3 (продвинутого уровня), справляется самостоятельно.

3 балла - безошибочно справляется со всеми заданиями 1, 2, 3.

Исходя из опыта, применение диагностических разноуровневых заданий помогает создать для детей на занятии «ситуацию успеха». Использование таких заданий позволяет выявить не только конкретные знания по теме, но и проверить усвоение их в комплексе, прогнозировать результаты обучения, создает возможность для творческого применения знаний, являясь побудительным мотивом к дальнейшему росту и самосовершенствованию.

Предлагаю контрольные задания на определение уровня освоения программы по математике (в группе предшкольной подготовки за I полугодие)

Стартовый уровень (С) задания №1

Базовый уровень (Б) задания №2

Продвинутый уровень (П) задания №3

«Новый год у Гнома».

1. «Идем в гости»

Раздел «Пространственные отношения»

Цель: Выявление умения определять положение предметов: далеко, близко, дальше, ближе, рядом, высоко, низко. Составление рассказа по плану, используя в речи слова, характеризующие пространственное расположение.

Раздел «Временные представления»

Цель: Выявление умения устанавливать отношение старше – младше. Материал: лист бумаги с нарисованным планом дороги в лес к домику Гнома.

Методика проведения.

1- Кого ты видишь на рисунке? Кто старше всех, если это не белка и не мышка? (Заяц).

1- Расскажи, что ты видишь на картинке (по вопросам педагога пошагово).

1- Составление рассказа по плану путешествия (по вопросам педагога пошагово).

2. Кого ты видишь на рисунке? Заяц, старше белки, белка старше мышки. Кто всех младше?

2- Определи положение предметов на картинке по наводящим вопросам педагога: «Что далеко, а что близко?», дальше, ближе, рядом, высоко, низко.

2 - Составь рассказ по плану по наводящим вопросам педагога: «Как добраться до домика гнома?», «Мимо чего ты идешь?», «Что находится слева и справа от тебя, в какую сторону ты поворачиваешь?» и т.д.

3 – Белка младше Зайца, но старше мышки. Кто всех старше?

3 - Определи положение предметов на картинке по инструкции педагога: «Используй слова: далеко, близко, дальше, ближе, рядом, высоко, низко».

3 –Расскажи, подробно комментируя, как добраться до домика гнома (по инструкции педагога: опиши, мимо чего ты идешь, что находится слева и справа от тебя, в какую сторону ты поворачиваешь и т.д.)

2. «Елочки»

Раздел «Числа 1-10 и операции над ними»

Цель: Знание состава чисел 3, 4, 5.

Материал: лист бумаги с нарисованными елочками.

Методика проведения. «Зажги» новогодние огоньки на елочках (подбери числа и запиши их в кружочках).

1 – подбери второе число на соседних веточках елочек, чтобы сумма чисел была равна 3, 4, 5

2 – подбери числа и запиши их в кружочках так, чтобы сумма чисел на соседних веточках была равна 3, 4, 5

3 – проверь, правильно ли подобраны числа в кружочках на соседних веточках елочек на состав чисел 3, 4, 5

3. «Торт»

Раздел «Геометрические фигуры»

Цель: Выявление умения различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры, показывать окружность, центр окружности, пересечения.

Материал: картинка тортов в форме куба, цилиндра, призмы, пирамиды. Лист бумаги с нарисованным кругом (для уровня 3 – 2 круга).

Методика проведения.

1. - Покажи торт в форме куба, цилиндра, призмы, пирамиды.

1. - Гном угощает друзей тортом круглой формы. Покажи этот торт.

1. - Покажи центр торта. «Разрежь» торт на две равных части.

2. - В форме, каких объемных фигур испечены торы?

2. - Гном угощает друзей тортом круглой формы. Какой объемной фигуре соответствует торт?

2.- Покажи центр торта. «Разрежь» торт на четыре равных части.

3 - В форме, каких объемных фигур испечены торы? Какой объемной формы нет? Как ты думаешь, почему?

3.- Гном угощает друзей тортом круглой формы. Какой объемной фигуре соответствует торт?

3 - «Разрежь» торт на три неравных части разными способами.

Литература

1. Волина В.В. Праздник числа. Пособие для педагогов и родителей. - М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2003. – 264 с.

2. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз - ступенька, два - ступенька. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М.: «Ювента», 2016. -264 с.

3. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации Часть 1 и 2. – М.: «Ювента», 2012. -224 с.

4. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2014. – 368 с.

5. Федосова Н.А., Коваленко Е.В. и др. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет. - М.: Просвещение, 2016. — 159 с.

Интернет ресурсы:

1. Колесникова Е. В. Тесты для детей 5 лет. http://nashol.com/2014080379552/testi-dlya-detei-5-let-kolesnikova-e-v-2001.html

2. Колесникова Е. В. Тесты для детей 6 лет.

http://eknigi.org/nauka_i_ucheba/11760-testy-dlya-detej-6-let.html

3. Колесникова Е. В. Готов ли ваш ребенок к школе? http://fileskachat.com/download/26714_fff5e963ca36cc48638376b1e540db6f.html

4. Колесникова Е. В. Диагностика математических способностей детей 6-7 лет. http://eknigi.org/dlja_detej/36610-diagnostika-matematicheskix-sposobnostej-detej-6.html


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика