Шарипова Римма Анатольевна,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Городской детский
эколого-биологический центр» города Казани
Одной из главных задач в федеральной программе развития образования является формирование человека, готового к активной созидательной деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде, стремящегося к пониманию других культур, уважающего культурно-этнические общности, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас и верований. В современных условиях эта задача приобретает особую остроту и чрезвычайную значимость. Цель поликультурного воспитания - становление образа личности без негативных культурных стереотипов, а кроме того, формирование ее общей культуры, в том числе и экологической.
В связи с интенсивным развитием миграционных процессов большинство крупных городов России, в том числе и город Казань, превратились в многонациональные и многоконфессиональные образования. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года представители свыше 173 национальностей проживают на территории Республики Татарстан. Моя задача, как педагога, сводится к необходимости сформировать у моих учеников осознания того, что они живут в многонациональном обществе, где каждая народность имеет свой язык, веру, уклад, обычаи, менталитет, где все народности равны и интересны. Умение сосуществовать в многонациональной среде, доброжелательное восприятие такого социума возможно лишь в том случае, если эти установки прививать ребенку с малых лет. Доброжелательные качества личности не заложены в ней от природы, а складываются постепенно в ходе социализации, в том числе и в моем экологическом объединении.
Мною разработана и апробируется в течение многих лет экологическая образовательная программа «Естествознание с основами экологии». Программа является интегрированной, учебная часть включает основы знаний предметов естественно - научного цикла, что позволяет сформировать у детей целостное представление об окружающей природной среде. Программа базируется на трех базовых технологиях: личностно – ориентированной, игровой и проектной, которые обеспечивают комфортные и условия развития личности учащегося, его самореализацию и социализацию. В процессе реализации программы определены также направления деятельности по внедрению идеи поликультурного воспитания:
- изучение природы родного края;
- ознакомление с нормами поведения во всех сферах жизни человека: в быту, на улице, в транспорте, на лоне природы;
- разработка мною русско-татарского словаря биологических терминов, который способствует запоминанию биологических терминов для развития речи и пополнения словарного запаса на двух государственных языках;
- выполнение и защита творческих работ учащихся совместно с их родителями «Мое генеалогическое древо»;
- экскурсии по памятным местам: Казанский национальный музей, музей Г. Тукая, Музей естественной истории Республики Татарстан, Казанский Кремль, зоопарк, Зоологический музей КФУ и другие;
- активная познавательная деятельность учащихся через поиск и обсуждение информации о мифах, легендах, сказках различных народностей с экологическим содержанием;
- воспитание бережного отношения к природе родного края через участие в таких природоохранных акциях, как, «Взрослые и дети за мир на всей планете», «Земля – наш общий дом», «Сохраним первоцветы», Сохрани дерево!», «Каждой пичужке – наша кормушка!» и другие;
- изучение влияния природной среды на традиционную культуру родного края;
-этнокультурное воспитание происходит через устное народное творчество с привлечением элементов художественного творчества;
- коллективная творческая деятельность на моих занятиях способствует становлению и развитию коммуникативной культуры ребенка.
Мы, педагоги дополнительного образования, вносим весомый вклад в воспитание подрастающего поколения. Воспитание ребенка — многогранный труд, охватывающий множество сфер и областей. Но, пожалуй, ключевыми его моментами можно определить экологическое и поликультурное воспитание детей.