Воспитание национальной культуры в системе дополнительного образования

Ханова Татьяна Владимировна,
преподаватель по классу фортепиано
МБУДО «ДМШ № 19»
Советского района города Казани


Становление нашей страны - Российской Федерации, как многонационального и многоконфессионального государства происходило на протяжении многих веков. Наша страна , занимая территориально значительную часть земной суши, по определению не может быть однородной по этнографическому признаку, а следовательно регионы входящие в нее , делают свой значительный вклад в общую культуру страны , принося в нее свои культурные корни, свое прошлое и настоящее, особые и свойственные только им пути национального и культурного развития, сохранение и преумножение которых является первостепенной задачей. В стране происходит пробуждение национального самосознания, больших и малых народов, возрождение традиций и обычаев предков. Все это и формирует нашу культуру.

Главную и основную роль в воспитании культуры и обучении людей во все времена играло образование. Эпоха глобализации диктует необходимость внесения корректив в эту область, которые соответствовали бы требованиям времени. Образование не может и не должно строиться на приоритете одной национальной культуры. Это приведет к однобокости, ущербности и неверного восприятия одного этноса, как главенствующего, приоритетного над другими, что нередко, как показала мировая история, выливается в кровавые драмы, когда так называемый, главный этнос в грош не ставит представителей других народов, считая их второсортными людьми. К сожалению таких примеров в современной истории немало, когда культура одной национальности превозносится над всеми. Образование должно учитывать культурное многообразие человеческого сообщества, само выживание которого зависит от способности налаживания диалога культур и цивилизаций.

Одна из причин конфликтов на этнической почве кроется в том, что из жизни уходит народная культура и обычаи, определяющая духовный облик людей, культура, объединяющая разные народы - вследствие чего деформируются нормы поведения и формы общения, выработанные веками. А ведь именно культура может и должна стать эффективным средством, если не разрешения, то хотя бы смягчения межнациональных проблем, ибо она в состоянии восстановить не мнимое, а подлинное достоинство людей всех национальностей, пробудить понимание и уважение к национальной самобытности, как духовному богатству.

Обращаясь к печальному опыту, становления нашей страны в первые десятилетия новейшей истории, мы видим, что отказ от лучших народных традиций, отрыв от выработанных народом вековых духовно-нравственных ценностей и идеалов, ведет развалу всех сфер общественной жизни. Духовно-нравственная деградация общества становится причиной роста преступности, наркомании, обнищания народа, роста детской беспризорности, распада семей, межнациональных конфликтов, насаждению чуждых нашему обществу « культурных ценностей», культа насилия и денег, преклонение перед всем западным. Принятие западных ценностей, как чего-то сверхправильного, демократичного и единственно верного. Такие издревле присущие нашим народам добродетели, как трудолюбие, сострадание к проблемам ближнего, милосердие и добрососедство становятся не просто не модными, но и вредными для деградирующего общества

Известный русский этнограф Ю.В.Бромлей сказал: «Культура-это все, что создано и создается человечеством», если расширить эту фразу, то в понимание культуры мы можем внести все то, что нас окружает, от домашней утвари до орудий производства, законы существования общества, мораль, науку, религию, все виды искусства. Наша культура совершенствуется с совершенствованием науки и техники, а так же с самим развитием человеческого социума.

Культура совершенствуется вместе с нами и совершенствует нас. Люди являются создателями культуры и одновременно - ее созданиями. Отсюда можно сделать вывод: мы- люди сами являемся частью культуры и призваны творить , преумножать и сохранять ее.

Национальная культура и сегодня остается ресурсом возвышения человечества к вершинам прогресса. Республика Татарстан свидетель того, как культура превращает народ в творца своей исторической судьбы, а регион - в «майдан» диалога цивилизации. Нельзя не согласиться со словами Э.Р.Тагирова: «Взойдет солнце культуры - и будет обильной жатва на ниве жизни, померкнет оно - остановится ход истории».

Культура нашей республики, это многообразие культур, всех народов проживающих на ее территории.

Татарстанская модель решения национальных и межнациональных отношений заслужила высокие оценки в регионах России и в других странах. В Республике Татарстан в течение многих веков проживают коренные народы Поволжья - татары, русские, чуваши, башкиры, марийцы, мордва, удмурты. Первостепенной задачей проблемы развития межнациональных отношений является обеспечение преемственности поколений, передача молодежи знаний о традициях и обычаях народа и, что наиболее важно для многонационального сообщества - знакомство с культурой других народов, изучение аспектов взаимопроникновения культур различных народностей, воспитание уважения к культуре соседей. Мы во многом разные, но у нас много общего, а самое главное - мы едины. Для нас очень важным является поддержка любых инициатив сохранения и развития национальных культур народов Татарстана. Именно изучая культуру этноса, можно понять душу народа, особенности национального характера, понять и принять их, иметь возможность рассказать о них, заинтересовать этим как можно большее количество людей, развивать стремление узнать друг друга.

На протяжении столетий народы многонационального Татарстана делили все радости и трудности, духовно обогащали и поддерживали друг друга. Взаимодействие между различными этническими и религиозными группами бывают противоречивыми, но именно понимание культуры и традиций другого народа - это и есть особенность позитивного межкультурного диалога в Татарстане и источник конструктивного межнационального общения. Именно по такому пути и идет Татарстан – уважение и понимание культур и религий народов, проживающих в республике.

Благодаря народным талантам: танцорам, музыкантам, певцам-сказителям, самим этносам на протяжении веков из поколения в поколение передавались и не прекращали своего существования памятники народного искусства, праздники, обряды, традиции, музыкально-поэтический фольклор, инструментальное музицирование и народная хореография. И сегодня важно сохранить это богатство через систему общего и музыкального образования, ведь молодое поколение должно понимать, говорить и думать на родном языке. На языке музыкальных традиций народов своего региона. В этом могут помочь и встречи с ведущими деятелями культуры и искусства, посещение театров, концертных залов, музеев, участие в конкурсах, фестивалях народного творчества и т.д.

В новых условиях развития современной музыкальной школы педагогическое образование выступает не только средством трансляции национальной культуры, но и становится условием образования творческой саморазвивающейся личности.

Национальная составляющая в музыкальном воспитании и образовании связана с выработкой определенного «стиля» усвоения достижений общечеловеческой культуры, основанием которого является любовь к своей стране, своему народу, своей культуре, соединенное с пониманием ценностей и смысла человеческой жизни. Программа обучения в музыкальной школе включает все необходимые элементы, позволяющие оценить ее с точки зрения этнокультурной основы современного образования и способствует адаптации учащихся в мультимедийном пространстве. Такие предметы, как «Сольфеджио», «Хор», «Музыкальная литература», «Ансамбль», репертуарная политика в классах специального инструмента и сольного пения помогают включению национально-духовных традиций, культурных достижений, накопленных предшествующими поколениями, в содержание учебно-воспитательного процесса в их современном прочтении и интерпретации.

Включение в исполнительский репертуар учащихся произведений композиторов разных народов, народных песен и пьес, основанных на фольклорных мотивах, направлено на возрождение духовных традиций прошлого. Каждый должен знать историю и культуру, как своего народа, так и народов мира, а в особенности культур тех народов, с которыми проживаешь бок о бок, как в частности в нашей республике, где переплетение различных культур особенно многогранно, гордиться ею, беречь и сохранять для будущих поколений накопленный веками богатейший духовный опыт. Сама природа музыкального творчества связана с целостным восприятием художественной картины мира. Музыка универсальный инструмент передачи детям многообразия и особенностей культуры отдельных народов. Именно музыка позволяет глубже понять обычаи и нравы общества. А родная речь положенная на музыку, будь это песни или просто речитатив, кроме того способствуют более быстрому и легкому запоминанию слов и как следствие - изучению языка. Музыкальные произведения отечественных и зарубежных авторов, не только развивают эстетические чувства, вкус, широту кругозора, но и содержит различные виды информации. Через музыкальные произведения у детей легче происходит процесс осмысливания и понимания культурных ценностей. Нельзя не отметить здесь и такое массовый инструмент воспитания и формирования вкусов, как глобальная сеть. Порой ученики получают из сети больше информации, чем от родителей и учителей. Отгородить детей от этого уже нельзя, это общемировая тенденция, но здесь задача учителя обратить ребенка в нужное направление, подсказать, помочь выбрать правильный вектор обучения. Здесь можно и нужно показывать детям лучшие произведения, жемчужины мирового искусства, лучшие музыкальные произведения народов мира.

Преподаватель может с помощью сети расширить и пополнить запас знаний необходимых при построении диалога с современными учениками о музыке.

Одной из важнейших задач музыкального образования детей является возрождение духовности, ограждение обучающихся от нравственной и эмоциональной и душевной деградации, воспитание всесторонне образованных молодых людей, которые будут передавать полученные ими знания будущим поколениям. Нашему обществу необходима новая концепция воспитания, основанная на гуманистических идеях и ориентирах, пронизанных уважением к личности каждого ребенка, его индивидуальности, в том числе и этнической.

Литература

1. Актуальные проблемы возрождения духовности, развития народного художественного творчества и подготовки кадров в вузах культуры: Материалы республиканской научно-практической конференции 24-26 декабря 1991г.– М., МГИК, 1991.– 112с.

2. Бакланова, Т.И. Самодеятельное художественное творчество в СССР / Т.И. Бакланова. – М., 1986. – 243 с.

3. Богатырев, П.Г. Вопросы теории народного искусства / П.Г. Богатырёв. – М., 1971.

4. Гачев, Г.Д. Национальные образы мира / Г.Д. Гачев. – М., 1988


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика