Нравственное воспитание учащихся в процессе обучения химии, как способ интеграции школьного и вузовского образования в поликультурной среде

Фадеев Евгений Игоревич,
учитель биологии и химии
ЧОУ СОШ «Елена-Сервис» Московского района г. Казани


Современные тенденции российского образования показывают необходимость интеграции образовательных процессов школы и ВУЗа. Во-первых, введение государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ уже само по себе говорит об образовательных связях средней школы с высшими учебными заведениями. Во-вторых, к современному педагогу, преподающему любую дисциплину в средней школе, предъявляются всё большие требования обеспечить достойную подготовку учеников для продолжения обучения в институтах или университетах. Однако, на наш взгляд, интеграцию образовательных процессов в школе и ВУЗе, надо видеть не в этом. Несомненно, большую роль играет воспитательная составляющая образования, и именно она является средством достижения поставленной цели. Важным компонентом воспитательного процесса является нравственно-патриотическое воспитание, а особенно в поликультурной среде нашего региона, и поэтому нашей темой методической работы явилось исследование процесса нравственно-патриотического воспитания учащихся в процессе химического образования.

Воспитанию нравственных качеств личности всегда отводилось большая роль во всей системе учебно-воспитательной работы. И не случайно ведь на основе нравственного воспитания осуществляются и трудовое и экологическое и эстетическое воспитание. Однако и само нравственное воспитание не является автономным, оно базируется на мировоззрении личности, на знании норм человеческого общежития, на деятельности и отношениях личности[8].

Прослеживая развитие взглядов на роль научных знаний в нравственном развитии личности, взаимосвязь науки и нравственности, мы отмечаем, что всё-таки большинство учёных самых разнообразных наук не отрицают связи нравственности и науки. Это уже само по себе оказывает значительное влияние на решение педагогической проблемы нравственного воспитания в процессе обучения. Продолжением мысли о значении различных наук и учебных дисциплин в развитии нравственных и патриотических качеств учащихся, может стать цитата из другого источника: «Нам представляется, что естественные науки, математика и другие – это такой же важный компонент общечеловеческой культуры, а, следовательно, они имеют отношение к нравственности [7].

Несомненно, это можно отнести и к химии, поскольку она не только использует математический аппарат для объяснения своих теоретических и структурных положений, но и для расчётов, решения количественных задач, выводов различных формул. Химические теории тоже строго аргументированы и некоторые могут быть подтверждены опытным путём, даже в условиях школьной лаборатории. Определенный порядок, стройность и логичность рассуждений, необходимы при решении качественных задач, постановке экспериментов и обосновании выводов, в которых недопустимы неверные утверждения, так как химия – наука точная. Однако в химии есть и другие аспекты, связанные с нравственным воспитательным потенциалом. На основе анализа литературы по проблеме, изучения опыта работы других учителей-химиков и собственного опыта работы в качестве учителя химии, нами были выделены три компонента нравственного аспекта химического знания:

• Общенаучный (и сугубо химический)

• нравственно-патриотический (региональный аспект) в прикладном значении научных химических знаний

• Организационный аспект (в содержании школьной химической дисциплины и в организации учебно-воспитательного процесса)

Для нравственного воспитания нужны не просто основы мировоззрения, а именно те мировоззренческие суждения, которые отражают взгляды на общество, отношение людей друг к другу, к себе, к труду, к продуктам человеческого труда. В рамках химического образования в школе такие знания можно получить при изучении биографических сведений об учёных их научной и общественной деятельности, открытиях, химических школах к которым принадлежали эти учёные с обязательным учётом регионального аспекта [2].

В плане отбора содержания нравственного воспитания представляют интерес для нашего исследования работы Г.М.Коджаспировой и более поздние работы И.Ф.Харламова. Анализируя подходы к содержанию нравственного воспитания, предложенные авторами необходимо отметить, что у каждого из них большая роль отводится патриотической составляющей нравственного воспитания. Г.М.Коджаспирова нравственное воспитание определяет совокупностью отношений к Родине, обществу и т.д. И.Ф.Харламов подчёркивает, что отношения должны быть моральными и также выделяет моральное отношение к Родине. Формирование отношений к Родине Г.М.Коджаспирова считает первостепенными и характеризует это проявлением качеств патриотизма, национальной гордости. И.В.Кострулёва относит патриотизм к нравственным чувствам. Она также считает, что патриотизм является нравственной категорией и неотделим от индивидуальных качеств личности. Поэтому патриотическое сознание личности, органически сочетаясь с нравственными чувствами, выражается в поступке, в активной деятельности личности [4].

Общенаучный компонент тесно связан с нравственно-патриотическим компонентом, отражающим прикладное значение химической науки и включающего в себя региональный аспект поликультурного знания. Этот компонент играет важную роль в нравственно-патриотическом воспитании школьников на основе становления и развития химической науки и промышленности в нашем регионе. А это и есть воспитание и образование в поликультурной среде. Он включает в себя, следующие аспекты химического знания:

1. Казанская химическая школа и её яркие представители. Вклад в мировую химическую науку.

2. Химические институты (НИИ) республики, деятельность, связь с казанской химической школой.

3. Химические предприятия РТ, деятельность, вклад в химическую промышленность РФ, связь с казанской химической школой.

4. Нефтегазохимический комплекс РТ, история его создания и современный вклад в мировую химическую промышленность.

Например, город Казань является мировой колыбелью органической химии, что, несомненно, важно использовать в нравственном и патриотическом воспитании учащихся. Например, это можно делать, проводя химические экскурсии в музеи: казанской химической школы [1], музей академиков Арбузовых [3], в ИОФХ им. Арбузова, на химические предприятия города. Важную роль в нравственно-патриотическом воспитании играет изучение истории науки – химии, так как невозможно понять, как и почему современная наука достигла столь выдающихся успехов, не зная историю её развития и вклад учёных в этот процесс [5].

Поскольку нравственность невозможно развить только словесными методами работы, сводящимся к убеждению, советам, порицанию, необходимо применять и практические методы. Сюда можно отнести написание рефератов, выполнение творческих работ, сочинение-резюме, выпуск стенгазет. Также, в связи с информатизацией образования можно проводить работу над презентациями, выпуск школьных сайтов по проблеме, участие в научно-практических конференциях школьников. Например, написание рефератов о жизни и деятельности учёного можно предложить согласно плану:

• Краткая автобиография учёного; научная деятельность, открытия, химическая школа к которой принадлежал этот учёный, общественная деятельность, педагогическая работа, вклад в науку.

• Воспоминания коллег, друзей и близких людей о научно-общественной работе и личных качествах учёного, научный подвиг.

• Сочинение-резюме по написанному реферату.

В процессе работы над данной методической темой нами была проведена и исследовательская работа: анкетирование и интервьюирование учащихся, анкетирование учителей химии. Кроме того, проводился опросник по методике Пейсахова [9]. Анализ результатов показал актуальность исследования данной проблемы и результативность методической работы.

Дальнейшее развитие нравственно – патриотических взглядов учащихся в процессе химического образования, должно происходить в ВУЗе, поскольку именно здесь, происходит углублённое изучение теоретических основы самой науки, а также идей учёных, внёсших вклад в её развитие. Кроме того, в последнее время во многих ВУЗах, в частности, в КФУ есть специальный курс «История и методология химии в Казанском университете», посвящённый этим проблемам [6]. В заключение статьи можно сделать следующие выводы:

1. Только тесная взаимосвязь всех трёх компонентов нравственного аспекта химического знания позволяет наиболее полно развивать необходимые качества учащихся средствами предмета. А это невозможно сделать без учёта регионального компонента, то есть образования и воспитания в поликультурной среде нашей республики.

2. Все методы, средства, формы учебно-воспитательной работы учителя, а также деятельность учащихся должны быть подчинены содержанию всех компонентов нравственно-патриотического воспитания.

3. Нравственно – патриотическое воспитание учащихся в процессе химического образования в средней школе является основой интеграции образовательных процессов школы и ВУЗа.

Литература

1. Арбузов А. Е. Казанская химическая школа. Казань 1971г.

2. Бажина И.А. Регионализация обучения как условие формирования технологической культуры у школьников. Авт. Дисс. Кпн. Казань 1997

3. Н.М. Гайдукова, Н.С.Сорокина .Дом-музей академиков Арбузовых издательство КГУ 2003.

4. Кострулёва И.В. «Содержание и организация патриотического воспитания». Ард. Кпн. Ставрополь-2004

5. Соловьёв Ю.И, Д.Н.Трифонов, А.Н.Шамин. История химии. М-1984

6. Г.К.Будников, Т.Д.Сорокина . История и методология химии в казанском университете. Изд. КГУ2006

7. В.А.Мейдер «Наука. Культура. Нравственность» учебное пособие по культурологи. Волгоград 2000

8. А.Н.Хузиахметов. Воспитание личности школьника. Казань 1999г

9. Н.М.Пейсахов, Г.Ш.Габдреева. Методические указания к лабораторным занятиям по психологии. КГУ, 1988г


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика