Развитие волевых качеств детей в процессе духовно-нравственного становления личности

Симакова Татьяна Федоровна,
педагог дополнительного образования
«Школы основ восточных единоборств»
МБУДО «Центр детского творчества пос. Дербышки Советского района г. Казани


«Чтобы стать победителем нужно,
прежде всего, преодолеть самого себя».
Восточная мудрость.


В системе дополнительного образования спортивные секции Центров детского творчества, как и спортивные школы, выступают воспитательным пространством, в котором через спортивную деятельность дети имеют возможность проявить волю и характер, показать социуму свои спортивные достижения и осознать чувство собственного достоинства, тем самым самоутвердиться.

Если деятельность спортивных школ направлена на подготовку спортсменов, на достижение спортивного результата (иногда помимо воспитания духовно-нравственного кодекса), то дополнительное образование спортивно-оздоровительного направления в многопрофильных Центрах открывает свободную зону для всестороннего развития и, в первую очередь, духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, стремясь к спортивным достижениям серьезного уровня [2].

Рассматривая влияние физической культуры и спорта на нравственные качества личности, можно отметить их сильное воздействие на формирование волевых качеств и способности к самодисциплине и организованности человека в своих действиях.

На мой взгляд, педагогу, кроме развития личностных эмоциональных качеств, следует учитывать и другие качества. Такие качества - как: сила воли, настойчивость, терпение, выдержка, спортивная злость. А также воспитание нравственного кодекса юного спортсмена.[1]

Издревле основой систем всех течений восточных боевых искусств (позже восточные единоборства) является - духовно-нравственное воспитание. Это прослеживается и поныне, начиная с этики поведения в спортивном зале, в отношениях тренера и ученика, во взаимоотношениях, занимающихся, в канонах поединка и заканчивая общепринятыми заповедями и кодексами чести (различных школ).[3]

Разработанная мной образовательная программа «Школы основ восточных единоборств» позволяет решать специфическую задачу физического воспитания - необходимости соблюдения взаимосвязи между умственным, нравственным, физическим и эстетическим воспитанием.

Аспектами практической основы данной методики духовно-нравственного воспитания и волевой подготовки являются:

• регулярное приучение к обязательной реализации тренировочной программы;

• поэтапное введение дополнительных трудностей в процессе учебных занятий;

• применение соревновательных начал и отношений;

• последовательное усиление принципов самовоспитания;

• воспитание толерантности посредствам знакомства с историей и культурой других народов;

• воспитание положительных морально-волевых качеств личности через изучение мифов, сказок (в младших группах), произведений художественной литературы стран Востока и философии (в старших группах). [2]

Опыт работы подтверждает общие сведения о необходимости своевременно начинать духовно-нравственное воспитание и развитие личностных психо-эмоциональных способностей, и волевых качеств ребёнка. Как показывает практика, с 10 лет у детей начинается период формирования чувства собственного достоинства, желание проявить себя в спортивном поединке, в играх, т.е. в условиях принятых правил соревнований, установленных норм поведения.

Задача педагога (тренера) заключается в том, чтобы содействовать развитию положительных качеств личности (доброта, трудолюбие, целеустремлённость). И активно подавлять отрицательные качества (грубость, безразличие, наглость, неспособность к сочувствию), проявляемые в открытой форме.

В случае односторонней ориентации тренировочного процесса с детьми и подростками, когда основная идея физической культуры и спорта сводится к «накачке мышц», к овладению способами защиты и нападения в рукопашном бою, её результатом может стать «бездушная боевая машина».

Устранение подобного эффекта возможно лишь при наличии комплекса мер с нравственно обусловленной конечной целью воспитания занимающихся в спортивной секции и активной роли самого тренера.

Частое общение тренера со своими учениками создаёт социально-психологическую микросреду, в которой вокруг педагога группируются, как правило, схожие с ним по многим характеристикам личности дети, подростки и юноши, которые начинают усваивать многие особенности поведения и черт характера своего учителя.

Педагог является главным носителем духовно-нравственных ценностей, поэтому наряду с методическим и профессиональным мастерством огромное влияние на воспитание, развитие и социализацию личности ученика, оказывает его индивидуальность.

Литература

1. Абзалов Р.А. Теория физической культуры (курс лекций) Казань: издательство «Матбугат йорты», 2002. - 206 стр.

2. Вахитов И.Х. Основы спортивной подготовки детей и подростков. Учебное пособие. – Казань: МО и Н РФ, ТГГПУ, 2007. – 103 с.

3. Малов В. Тайны великих спортсменов. – М.: Изд-во Оникс, 2008. – 256 с.: ил. (Библиотека открытий).

4. Накаяма М. Лучшее каратэ. В 11-ти т. – М.: Ладомир, ООО «Издательство АСТ», 2000.

5. Шалаева Г.П. Хочу стать чемпионом. Большая книга о спорте. – М.: Филол. о-во «Слово»»: ООО Изд-во «ЭКСМО», 2004. – 144 с.: ил.

6.Шорыгина Т.А. Спортивные сказки. Беседы с детьми о спорте и здоровье. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64 с. (Сказки-подсказки).

Интернет-ресурсы

? https://m.vk.com/ Архив книг, статей и др. о восточных единоборствах

? https://www.kood.ru/ Электронные книги по восточным единоборствам;

? https://www.fizkult-ura.com/ Восточные единоборства/ Ключ к здоровому образу жизни.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика