Рахматуллина Марина Леонидовна,
директор,
Кирбирева Татьяна Васильевна,
заместитель директора по УВР,
Рахимова Лилия Каюмовна,
заведующий отделом методической работы,
Насыбуллина Эльмира Робертовна,
заведующий отделом
организационно-массовой работы
МБУДО «ДШИ№4» г.Казань
Детская школа искусств №4 была открыта в 1989 году по инициативе Управления образования г. Казани. Создание подобных школ в микрорайонах, отдаленных от центра города, рассматривалось в качестве одного из инструментов решения борьбы с преступностью в подростково-молодежной среде, привлечения как можно большего числа детей к духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Был выбран интенсивный путь развития: шла активная пропаганда школы в микрорайоне и городе.
Школа осуществляла культурно-просветительскую и благотворительную деятельность, пропагандируя художественное искусство среди учащихся, воспитанников образовательных учреждений и жителей нескольких микрорайонов в рамках музыкального клуба «В мире искусства».
На первом этапе просветительская деятельность осуществлялась в 4 дошкольных учреждениях, а сейчас совместная деятельность закреплена договорами о сотрудничестве с 13 дошкольными учреждениями, 4 средними общеобразовательными организациями, Республиканским детским психоневрологическим санаторием и художественной школой «Галатея».
Совместное планирование мероприятий с образовательными организациями на протяжении многих лет обеспечивает школе устойчивый интерес к своей деятельности и привлечение контингента учащихся.
Со временем музыкальный клуб «В мире искусства» преобразовался в творческий проект «Детская филармония «Содружество искусств». В рамках реализации проекта организуются и проводятся совместно с дошкольными и общеобразовательными организациями серии творческих мероприятий.
Сегодня Детская филармония Содружество искусств – это реальная площадка, на которой каждый концерт, каждая творческая встреча – настоящий праздник музыкального искусства. Здесь гармонично сочетаются классическое и современное искусство, а солисты и коллективы нашей школы приобретают опыт концертной деятельности.
Искусство – могучее и ничем не заменимое средство формирования духовного мира школьников. Искусство помогает им познавать мир, формирует и развивает их мировоззрение и нравственность.
Поэтому проект «Детская филармония «Содружество искусств» решает важные и актуальные для нашего времени воспитательные задачи общества: духовно-нравственные и гражданско-патриотические. Участие в мероприятиях Детской филармонии - путь к расширению жизненного, профессионального, общехудожественного кругозора юного музыканта, возможность формирования культуры личности, её статуса в обществе. Все это способствует социализации школьника, воспитанию чувства ответственности, коллективизма и формированию активной жизненной позиции.
В процессе мероприятий, в которых участвуют дети, у них формируются устойчивые мотивации к творческой, исследовательской, концертной и просветительской деятельности. Музыкальное образование и практическая творческая деятельность - основа нравственно-ценностной мотивации последующей самостоятельной деятельности.
Детская филармония «Содружество искусств» дает возможность совсем еще юным музыкантам проявить себя, выступая на концертных площадках города, и зарождает у своей публики интерес к классической музыке с детских лет, а значит и духовную потребность в такой музыке.
В настоящее время Детская филармония играет важную роль в популяризации классической, народной и джазовой музыки, мировых шедевров и творчества разных народов.
Состав участников филармонии очень многообразен: это сами дети (солисты, школьные коллективы, ансамбли, хоры) и педагоги.
Еще одним важным моментом является то, что ведущие многих мероприятий филармонии сами дети. Они выступают в роли лекторов, получая навыки публичного выступления и сценической культуры.
Лекции- концерты знакомят юных слушателей с музыкальной культурой разных стран и эпох. Дети учатся сравнивать музыкальные стили и жанры, находят особенности в музыке того или иного композитора.
Программы Детской филармонии тщательно продумываются и обсуждаются. В них учитывается возраст слушателей и степень их подготовленности к восприятию данного художественного материала. Музыкальное исполнение сочетается с использованием поэтических и литературных образов, элементами хореографии и театра.
Детская филармония включает в себя несколько направлений:
- лекции-концерты;
- театрализованные представления с элементами сочетания музыки, хореографии, поэтических чтений, актерского мастерства;
- тематические концерты, творческие встречи;
- концерты и праздничные мероприятия.
Для воспитанников дошкольных учреждений проводятся увлекательные театрализованные представления на темы: «Приключения Незнайки в стране Музыки»,
«В мире музыкальных звуков», «Музыкальный зоопарк», «Музыкальная капель»;
для обучающихся общеобразовательных организаций - лекции-концерты: «В стране музыкальных инструментов», «Музыкальные киты», «Скрипка-королева оркестра», «Сказка в музыке», «Природа в музыке», «Путешествие в страну танца», «По страницам «Детского альбома» П.И. Чайковского», «Времена года» и т.д.
Детская филармония уделяет особое внимание развитию национальной культуры, обращаясь к лучшим образцам музыкального наследия. Любовь и интерес к культурным ценностям и историческим традициям родного края – важнейший фактор, определяющий патриотическое начало личности. В связи с этим проводятся совместные концерты и проекты, посвященные юбилейным и памятным датам татарских композиторов, писателей, поэтов и дружбе народов нашей многонациональной Республики: «Туган жирем», «Татарские композиторы для детей», «Памяти Габдуллы Тукая», «Янгыр яу», «Детская музыка композиторов Поволжья» и т.д.
Впечатления детства во многом определяют будущее каждого человека, поэтому проект Детская филармония «Содружество искусств» - это инвестиции в будущее. Наш проект реализует творческие музыкальные способности детей, способствует ранней профессиональной ориентации, а также позволяет учащимся школы с самыми разными музыкальными данными развиваться и успешно реализовываться.
Взяв на себя не только развлекательную, но, прежде всего просветительскую и воспитательную функции, филармония приобщает школьников к отзывчивому, трепетному отношению к музыке. Это способствует успешному вхождению ребёнка в культурную среду школы, а на уровне города воспитательное пространство школы превращается в сферу, объединяющую все социальные институты (семью, учреждения города), работающие с подрастающим поколением.
Наш проект - это создание музыкального объединения творческих коллективов, ансамблей, солистов и привлечение как можно больше самых различных слушателей. В целом же это формирование музыкальной культуры человека.
Проект Детская филармония «Содружество искусств» - это реальная возможность для саморазвития и самореализации личности. Он формирует гуманного, высокообразованного, творческого, граждански активного, культурного, толерантного человека, а человек формирует мир, в котором живет.