Этнокультурная направленность в обучении и воспитании обучающихся: внедрение инновационных технологий в учебный и воспитательный процесс

Никитина София Васильевна,учитель марийского (государственного) языка
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
Моркинского района Республики Марий Эл


Возрождение духовной культуры народа, интереса к своей истории, бережного отношения к национальным традициям весьма актуально. Без знаний прошлого, без уважения к нему, без бережного сохранения великого наследия наших предков человек не может быть духовно богатым.

Одной из важных проблем в настоящее время является проблема роли современного учителя в обучении, воспитании и развитии школьников на народной основе. Учитель выступает проводником духовной сути народной художественной культуры. Он раскрывает молодому поколению народное искусство и культуру как мир целостности, включающий отношение человека к миру, к своему дому, Родине.

Связь времен неразрывна, и в нашем сегодняшнем дне мы сохраняем память о прошлых веках. Историческое прошлое как бы приближается к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью пусть и умозрительной:

Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим
Хоть новому принадлежим.
Вадим Шафнер.

Сегодня перед учителями стоит сложнейшая задача - воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных истоках. Это та точка опоры, которая складывалась веками, на протяжении столетий она была близка и понятна каждому человеку. Решая задачу «формирования общей культуры личности», записанной в Законе “Об образовании в Российской Федерации”, нам учителям необходимо помнить о бережном отношении к родному языку, истории, культуре. Традиции марийского народа мне очень близки по духу, так как я родилась в сельской местности. С самого раннего детства любила петь, участвовала в художественной самодеятельности, народных фольклорных праздниках. Из уст моей мамы я слышала интересные рассказы о родной земле, о её обычаях, укладе жизни. Очень часто пела она мне народные песни, а в праздники рассказывала о старинных марийских обрядах и традициях. Меня привлекал этот сказочный мир старины. Изучая народные традиции, народные костюмы, собирая предметы быта, я всегда старалась сохранить особенности культуры нашего края и в доступной форме передать свои знания и умения ученикам. Сейчас можно с уверенностью сказать, что большинство людей поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили народ мари? Как работали и отдыхали? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? Ответить на эти вопросы – значит, восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности.

Самый эффективный способ овладения частью этнокультуры народа – постижение родного языка. На уроках марийского языка использую тексты для списывания, под диктовку о традициях и обычаях марийского народа. Это предоставляет широкие возможности для познавательного интереса учащихся, следовательно, их мышления, формирует высокую коммуникативную культуру школьника, учебные умения, связанные с развитием правильной и образной речи. Учебники по чтению обогащены произведениями устного народного творчества во взаимосвязи с фольклором. Дети изучают фольклорные произведения разных жанров, знакомятся с литературно – фольклорными связями в произведениях писателей. Литература дает богатый материал для нравственного воспитания, заставляет ярче и глубже переживать нравственные поступки, чувства героев. Дети очень любят сказки: и слушать, и инсценировать. Марийские народные сказки раскрывают традиции народа, его устои: глубокую почтительность и отзывчивость, сострадание к ближнему. Мои ученики, притронувшиеся к настоящему сокровищу – традиционной культуре, не только знакомятся с народными ремёслами, с носителями искусства, но и сами уже могут многое сделать.

Очень оживляют работу элементы поиска, исследования. Местный материал очень удобен для анализа, полезен при записи различного рода примеров, в то же время он заставляет учащихся задуматься над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край.

Приобщение учащихся к народному искусству на уроках и во внеурочной деятельности - одно из средств этнокультурной направленности в обучении и воспитании детей.

В своей практике использую различные методы и приемы знакомства с культурой нашего народа: беседы, народные праздники (зимний, весенний, летний и осенний периоды), посиделки с обычаями и обрядами, организация выставок декоративно-прикладного творчества учащихся, конкурсы рисунков по народным промыслам, встречи с местными умельцами, экскурсии в краеведческий музей. А также использую современные компьютерные технологии.

Используя краеведческий материал на уроках и во внеклассных мероприятиях, формируется у обучающихся уважение и интерес к национальной культуре - культуре многогранной, богатой своеобразными традициями и обычаями.

Ребята знакомятся с марийскими народными играми. Народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Надо помнить, что игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством. Они развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию.

Мой опыт показал, что интерес детей к марийским народным играм очень велик. Они знают и играют в подвижные игры

Бой петухов

В Марийском крае эта известная игра. У многих народов игра начала культивироваться в начале 20-х годов нашего века. В 1925 г. она была включена в программу праздника «Неделя физической культуры». С тех пор игра стала одним из популярных комических состязаний, у которой появляются все новые разновидности. Довольно часто применяется командный вариант игры. Играют дети школьного возраста (на улице в теплое время года или в помещении), от 4 до 20 человек. Для игры требуется ровная площадка шириной 5 м, длиной, соответствующей числу участников.

Описание. Игроки сговариваются, подбирая себе в пару соперника по силам и росту, и таким образом делятся на две команды. Команды выстраиваются в две шеренги одна против другой на расстоянии 1 м, причем соперники из каждой пары стоят друг перед другом. Каждый захватывает ногу, согнутую в колене, за спиной двумя руками. По сигналу руководителя соперники из каждой пары сближаются и начинают толкать друг друга плечом, прыгая на одной ноге. Кому удастся вывести своего соперника из равновесия (соперник стал на обе ноги), тот получает очко, и эта пара выходит из игры. Побеждает команда, получившая наибольшее количество очков.

Правила. Толкать можно соперника только своей пары.

Толкать разрешается только плечом в плечо. За толкание головой и за другие непредусмотренные приемы участник объявляется потерпевшим поражение.

Когда один из соперников побежден, оба напарника сразу покидают место «сражения» и подходят к судье или руководителю для начисления очков.

Катание мяча (Мече дене модмаш)

Мяч у марийцев прежде изготовлялся из коровьей шерсти, которую для этого долго надо было скатывать в клубок, все время смачивая. Теперь чаще пользуются резиновым мячом, но для катания лучше подходит шерстяной мяч. Игры с катанием мяча, вероятно, древнего происхождения (напоминают обрядовое катание яиц). Игра «Катание мяча» бытует до сих пор в некоторых местах. Играют чаще весной, когда подсохнет земля. Выбирается ровная площадка или участок тропинки, деревенской улицы, где можно катить мяч на расстояние 3-7 м. Вырывается в земле ямка диаметром и глубиной чуть больше мяча. Играют теперь в основном младшие школьники, а прежде играли также подростки и молодежь. Количество участников - от 2 до 7 человек.

Описание. Участники договариваются, кто за кем будет катить мяч. Первый игрок катит по земле с отмеченного чертой расстояния (3-7 м) мяч в ямку. Если попадет, ему начисляется 1 очко и он катит мяч еще раз. Промахнется - катит следующий по очереди. Побеждает тот, кто первым наберет условное количество очков. Но иногда сами играющие ставят другие условия (например, играть до трех призовых мест).

Правила Нельзя заступать за исходную черту, но разрешается игроку (если он хочет показать свое умение) отойти от ямки дальше, чем остальные играющие.

Не полагается кидать мяч сразу в ямку. Хотя бы половину пути он должен катиться по земле.

Игра «Клубочек» («мундыраш чумырген»)

Игра для развития коммуникативных умений. Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает конец нитки вокруг пальца, задает вопрос, сидящему рядом участнику игры (что ты любишь? и т. д.) и передает ему клубок. Ребенок берет клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой вопрос следующему игроку, и передает клубок ему. Таким образом, в конце игры клубочек возвращается к ведущему, и все видят нити, связывающие участников игры в одно целое.

Правила игры. Мяч надо катить, а не бросать в ямку. Нельзя заступать за черту, от которой катят мяч.

«Базар лаптей» («Йыдал пазар»)

В праздник Уярня у марийцев была игра в рыбу, которая состоит в том, что собравшиеся мальчики набирают изношенные лапти, рубят пополам для большего количества, складывают в одну кучу, а в середину втыкают палку с привязанной к ней веревочкой. Один берется за веревочку и бежит вокруг, а прочие мальчики в это время выхватывают руками или выталкивают ногами сложенные лапти, подразумевая под ними рыбу. Бегающий мальчик должен охранять свое имущество и ловить воришек.

Пойманный мальчик сменяет того, кто бегал, держась за веревочку. Ловкий мальчик ловит скоро, тихому же достается бегать до усталости.

Катание мяча через лунки (Мечым лакыла гоч перен-модмаш)

В этой игре обычно участвуют младшие школьники и подростки, в основном мальчики, от 2 до 12 человек (можно и больше, но тогда каждому долго ждать своей очереди). Для игры требуется ровное утоптанное место, например ровный участок тропинки длиной 2-3 м. Играющим нужен небольшой мяч.

Описание. Играют каждый за себя или делятся на две команды. В земле делается в ряд - 10 лунок такого размера, чтобы в них мог закатиться и остаться там мяч. Расстояние между лунками - 5-6 см. Линия кона находится в 1-1,5 м от первой лунки. Края у лунок нужно сделать покатыми, чтобы мячу легче было выкатиться из лунки. Игрок катит мяч с линии кона, стараясь, чтобы он прокатился через все 10 лунок. Если мяч остановится в одной из лунок, подсчитывают, сколько лунок еще осталось (такое же число штрафных очков приписывается игроку или его команде). Вторым катит игрок другой команды, и так участники все время чередуются. Когда все прокатят мяч по одному разу, подсчитывают очки. Побеждает тот игрок или та команда, у кого меньше штрафных очков.

Катание по шестам (Вара умбач мунчалтымаш)

Эта игра была широко распространена во многих районах марийского края в 1920-1950 гг., что подтверждается постановлением Краснококшайского исполкома (1919 г.), в котором указывалось: «Ввиду важности проведения в жизнь зимнего спорта среди населения, и главным образом среди молодежи, сделать обязательным для каждого селения, уезда устройство гор для катания, а также сделать шесты для катания, часто - применяемые местным населением». Длинные, гладко обструганные жерди (бревнышки) укладывали на расстоянии 1 м параллельно друг другу и обливали водой. Протяженность таких «рельсов» - от 50 до 200 м. Если жерди укладывались на крутом склоне, то их водой не обливали. Проводят эту игру зимой, участвуют в ней подростки, молодежь и взрослые, от 2 до 30-40 чел. и более катающихся; особенно много во время праздников.

Описание. Участники распределяются по парам примерно равного роста и веса. Двое игроков становятся на лежащие параллельно скользкие шесты, взявшись за руки (за плечи, за талию), и катятся по ним под уклон. Задача - проехать донизу, не упав. Для этого требуется не только умение сохранять равновесие, но и согласованность действий напарников. Наиболее умелые в этой игре изобретают новые способы поддерживать друг друга, комичные позы. Все это делает катание по шестам веселым народным зрелищем.

Приобщение обучающихся к миру словесного искусства происходит как на материале устного народного творчества, так и на произведениях художественной литературы. Дети изучают фольклорные произведения разных жанров, знакомятся с литературно-фольклорными связями в произведениях марийских писателей. В практике активно используются такие приемы работы с фольклорными произведениями, как составление кроссвордов на тему «Герои марийских сказок» и сборников загадок, проведение конкурсов на лучшую волшебную сказку собственного сочинения, праздников Рождества, Масленицы. Необычные формы уроков, интересные задания, разнообразные виды деятельности пробуждают детское творчество, фантазию, обогащают и развивают ребенка, прививают ему любовь к народному искусству, традициям, обрядам, языку.

На классных часах, внеклассных мероприятиях дети знакомились с народной одеждой разных районов, регионов. Характерными чертами народного костюма нашего края являются функциональность (сезонная, будничная, праздничная), конструктивность (простая и доступная в изготовлении), декоративность (наличие вышивки, узорного ткачества).

Например, в разделе «Марий сандалык» в 9 классе знакомим обучающихся с народным декоративно-прикладным искусством, даем понятие о вышивке, говорим об украшениях и нарядных отделках на одежде, на рушниках, о цветовом строе нитей, об узоре и его магическом смысле. Научим обращать внимание на то, что количество и насыщенность украшений зависела от назначения одежды и возраста ее владелицы: повседневная, праздничная, девичья, молодой замужней женщины, старушечья.

Большое внимание уделять вышивкам с архаическими узорами. Нас привлекает таинственность и загадочность составляющих их элементов - знаков. Хочется остановиться на узорных элементах. Древнейшие элементы марийских узоров непосредственно связаны с почитанием культа языческих божеств нашими предками. Женщины видели разноцветье трав, лугов, восхищались узорами снежинок, голубизной весеннего неба. Поэтому многие элементы вышивки осмысливаются как явления окружающей природы.

Каждая линия, каждый знак - символы, которыми наши предки выражали свое восприятие окружающего мира. Прямой горизонтальной линией обозначали поверхность земли, горизонтальной волнистой линией - воду, вертикальной волнистой - дождь, треугольником - горы, солнце и луну обозначали фигурами в виде круга, квадрата и ромба. Деревья с раскидистыми ветвями обозначали всевозможную растительность: травы, цветы, кусты и деревья - они назывались «волосами земли». Олень и конь олицетворяли солнце, эти изображения привносили счастье и благополучие. Основной символ в вышивке - ромб, наделенный множеством значений. Это и символ солнца и огня, и символ плодородия. Многие знаки-узоры не только украшали одежду, жилище и предметы обихода, но должны были охранять, защищать, оберегать человека и семью, хозяйство от злых духов, привносить счастье. Их называли оберегами и наносили на самые видные и открытые места одежды. Оберег на одежде, по поверью, предохранял человека на его жизненном пути от дурного глаза, порчи и болезней, удара молнии и других несчастий. Вышивка- «тур» на рубахах располагалась у ворота, у грудного разреза, на спине, на обшлагах рукавов и на подоле. Это было связано с древними представлениями марийцев все отверстия и края одежды должны быть защищены от болезней и сглаза.

Со временем отдельные фигуры видоизменялись, сочетались с другими формами, создавая узоры-рисунки. Так возник орнамент - последовательное повторение отдельных узоров.

Всё это способствует приобщению детей к традиционной марийской культуре, духовному богатству, красоте и мудрости родного народа. Только сейчас мы начинаем понемногу осознавать, что без таких постоянных возрождений прошлого в настоящем немыслимо и само будущее. Систематическая целенаправленная работа в данном направлении способствует формированию этнокультурологической компетентности школьников.

Литература

1. Изотова В.А. Сила воспитательного воздействия на младшего школьника устного творчества русского народа/ В.А.Изотова. – журнал «Начальная школа» , № 5. – с. 23

2. Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе, С.А. Шмаков. – М.: НОВАЯ ШКОЛА, 1997. – с. 9


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика