Единое поле культуры (из опыта работы)

Куликова Миньона Борисовна,
учитель музыки, гимназия №126 г.Казани
Выгловская Нина Анатольевна,
заведующий библиотекой, гимназия №126 г.Казани
Салихова Кадрия Гайнулловна,
учитель начальных классов, учитель татарского языка и литературы,
гимназия №126 г.Казани
Юрлова Анна Жоржовна,
учитель истории и обществознания, гимназия №126 г.Казани


Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения является преемником многих идей, реализованных с различной степенью полноты в предшествующих образовательных проектах. Его отличиями являются: внимание к освоению новых направлений деятельности; создание и внедрение новых образовательных и досуговых программ на всех уровнях системы образования. Значительно усиливается воспитательная составляющая деятельности школы. В её задачи входит привлечение учащихся в такие занятия, в ходе которых они учатся создавать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, осознавать свои интересы и возможности. А значит, возрастает роль внеурочной работы, в рамках которой создаются новые возможности для самореализации и творческого развития каждого.

Творческий проект «Дивертисмент» осуществляется в нашей гимназии как волонтёрский и направлен на развитие всех участников этого процесса: мы сами, наши ученики, их родители и общество. Проект родился в 2007 году из большого желания уйти от рутины, серости, однообразия. Попытаться в рамках творческой деятельности изменить стереотип: не дети для школы, а школа для детей. Поэтому на уровне желания и гуманитарного мышления объединились четыре педагога, шаг за шагом, преодолевая свой страх, отсутствие всяческих условий, работая не благодаря, а вопреки – стали робко двигаться навстречу детям, солнцу, небу. Надо сказать, что наша школа (сегодня – гимназия) всегда тяготела к творчеству. Но это были традиционные праздники, календарные события. А хотелось – полёта!

Слово дивертисмент означает быструю смену номеров, и наше общение с детьми обрело различные формы деятельности, сменяя друг друга. Мы попытаемся показать, как можно обогащать свой мир и мир детей, где каждый день несёт заряд неповторимости.

Кажущееся однообразие мира всего лишь декорации и в них разворачивается уникальный, неповторимый спектакль, где исполнители главных ролей – дети, содержание – музыка, поэзия, история, слово. А учитель – проводник в этом мире.

В основе всей работы лежит индивидуальный подход к каждому, понимание исполнителем того, что он делает. Каждый ребёнок способен на творческую деятельность, просто ему необходимо помочь. Талантливые дети заражают своими успехами, притягивают других и этот процесс бесконечен. В наших программах, проектах, спектаклях участвуют дети с первого по 11 классы, а также выпускники разных лет. Все программы включают разнообразные жанры: музыка, вокал, хореография, литература, поэзия, инсценировки. Основы будущих работ закладываются на уроках, благо нас четверо и широкий спектр возможностей: Книга – слово, начальная школа – основа навыков и желаний, татарский язык и литература – наша республика, город в котором мы живём, история и обществознание – фундамент нашего общества, музыка – сквозной и объединяющий фактор всей нашей работы. Соединив эти возможности и желания мы получили творческий волонтёрский проект «Дивертисмент» и достигли результатов, которыми гордимся. Нам вместе с детьми всегда хотелось выйти за рамки школьной сцены. Поэтому мы стали экспериментировать, искать и находить. Сегодня мир открыт, можно учиться самим у кого угодно, получать ответы на любые вопросы и нести это детям.

Постараемся вкратце изложить опыт 12-ти лет; чему мы научились, работая с детьми в школе и чему научились дети, работая с нами. В 2014 году мы подготовили спектакль «Х?тер.Dolce…» посвящённый татарским композиторам Салиху Сайдашеву и Назибу Жиганову. Искусствоведы Казани с удивлением отметили, что до этого никому и в голову не приходило соединить эти имена в едином сценическом пространстве. Эта работа отмечена Благодарственным письмом Фонда поддержки национальной культуры им.П.И.Чайковского (мы единственные в РТ).

В этом спектакле прозвучала народная песня «?лл?ки» в исполнении14-летней ученицы. В 18 лет она стала студенткой музыкального колледжа, куда была зачислена, исполнив на экзамене именно это произведение. Сегодня ей 19-ть и она открывает исполнением джазовой композиции мероприятие, посвящённое Чемпионату «WorldSkills» в концертном зале «Пирамида».

Ещё одна ученица – Дарья Шакурова отличающаяся своим даром декламации, увлечённостью литературой, языками, театром долго искала себя в реализации желаний, предпочтений. Сегодня она получает образование в Чехии, она студентка факультета англистики и американистики. Вот, что она вспоминает о работе в студии «Дивертисмент»: «Это был интересный опыт, который позволил мне понять, что творчество - это человеческая способность создавать свой собственный язык: язык музыки, танца, жеста, слова. Это уникальная возможность делиться с другими своим миром. Сцена – это интересно, весело, страшно, но это опыт нужный каждому, он помогает в жизни. Благодаря своим учителям, я полюбила театр именно в школе, а сегодня это моя жизнь и моя профессия».

За годы творческого волонтёрства мы осуществили более 30-ти программ, участвовали во множестве фестивалей, конференций, конкурсов.

Наши выступления проходят на многих сценических площадках, творческую и моральную поддержку нам оказывают: Народный артист РТ М.В.Галеев, Заслуженная артистка РТ Юлия Зиганшина, В.А.Степанцов – директор Молодёжного театра на Булаке, Л.А.Яковлева – директор музея Н.Жиганова, Э.В.Фатхуллина – СТД РТ Дом актёра им. М.Салимжанова, Л.Сафина – МЦ «Идель», Национальный музей РТ, Дом Аксёнова, Музей Боратынского, Э.Ф.Хайруллин – руководитель пресс - службы Президента РТ, М.Ф.Сыровацкий - депутат Госсовета РТ, Н.М.Топал - зав. лабораторией телевизионных коммуникаций КГТУ, А.Ш.Бик-Булатов – журналист, писатель, преподаватель КФУ.

Последние годы богаты новыми впечатлениями, встречами, событиями. У нас появились новые друзья, мы имеем честь считать своими наставниками и вдохновителями людей, известных в мире науки и культуры. Это – Светлана Богатырь – художница и писатель; Пётр Брежестовский – учёный-нейрофизиолог; Татьяна Черниговская – учёный-нейролингвист; Рут Виникен – писатель, драматург, режиссёр; Дина Рубина – автор всеми любимых книг, Лариса Миллер – поэт, и, неизменно, наш добрый гений – М.С.Казиник.

Отдельной страничкой нашей работы является благотворительность. Это – встречи с ветеранами; выступления в детских домах, школах-интернатах, Раифском монастыре, мечети «Ярдэм». Нельзя научить детей сопереживанию и толерантности только во время официальных мероприятий, этим необходимо заниматься постоянно. Такие выступления дают детям новое понимание своего творчества, как миссии добра и сострадания к людям.

Одним из приоритетных направлений нашей работы является взаимодействие с научными институтами; высшими и средними учебными заведениями Казани. Проект «Фотография на память» (историко-краеведческий комментарий к некоторым объектам архитектурного наследия Казани) создавался в сотрудничестве с кафедрой истории и связей с общественностью КНИТУ-КАИ им. А.Н.Туполева, региональным отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, Институтом истории им. Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан. Эта работа отражена в СМИ и отмечена Грамотой ВООПиК России.

В марте 2017 года, благодаря М.С.Казинику нам посчастливилось принять участие в форуме «Образование России» в качестве приглашённых гостей. М.С. Казиник выделил пять минут времени от своей часовой лекции, чтобы на практическом примере нашей работы показать как, зачем и для чего нужно и важно работать в школе с детьми. О творческой дружбе студии «Дивертисмент» и маэстро Казиника снят фильм «Огненная душа», который демонстрировался на федеральном канале, а сейчас участвует в различных фестивалях, планируется показ во Франции. По итогам форума 2017 года в журнале «Эксперт Татарстана» опубликована статья М.С.Казиника, где говорится и о нашей работе.

Благодаря этому форуму, состоялось знакомство с необыкновенным человеком – писателем Вацлавом Михальским, автором романа-эпопеи «Весна в Карфагене». Прочитав эти книги, мы вынесли на школьную сцену русскую литературу 20-го века. Жизнь и судьба героинь романа неразрывно связаны с историей нашей страны. Ждём на премьеру спектакля автора романа.

В апреле 2018 года осуществлён совместный проект с Университетом Управления ТИСБИ. Программа «Территория добра» представлена как совместная профориентационная работа.

Постоянную совместную деятельность мы осуществляем с КФУ, каждый год принимаем активное участие в мероприятиях различного уровня в рамках РИП. Активно сотрудничаем с КФУ и ИРО, проводим семинары на базе гимназии, как экспериментальной площадки, выступаем с лекциями на курсах повышения квалификации и курсах переподготовки учителей. Работаем в качестве экспертов в республиканском экспертном совете МОиН РТ.

В ноябре 2017 года в рамках международного сотрудничества мы получили приглашение в Венгрию от культурно-образовательного фонда «Алфавит» и татарской диаспоры Будапешта. Мы представили программу «Любимый город», в которой рассказали о Казани, о культуре и традициях нашей республики. Здесь опять уместно вспомнить наши начинания. В 2010 году 12-летняя ученица Ирина Пудикова сочинила песню (музыка и слова) «Вечерняя Казань», занявшую 1-е место в конкурсе авторской песни. А через семь лет песня украсила программу «Любимый город» в Венгрии. Вот она непрерывная нить творчества, связь поколений.

В этой поездке мы посетили Вену. Прониклись историей, творческим расцветом Моцарта; любовались архитектурой, памятниками; наслаждались вкусом засахаренных фиалок и конфет «Моцарт». В ожидании автобуса, дети встали в круг, никто их не просил, запели гимн России; народ, проходя мимо, дружелюбно кричал «Ура, Russia!» и улыбались все. Мы с маниакальным упорством ищем концепцию патриотизма в государстве. В детях патриотизм есть: в поездке было 12 человек, 5-11 классов, все в восторге от впечатлений двух стран, но все хотели домой, дома лучше. Дети любят свой город, страну, гордятся ей.

Наша волонтёрская творческая деятельность направлена на приобщение детей к миру общечеловеческих ценностей; осознание себя и своих возможностей, формирование общего кругозора, решение эмоциональных проблем, приобретение социального опыта. Творческая деятельность реализуется в русле диалога культур, диалога языков, диалога возрастов. Наша авторская программа «Диалог культур и языков в школьном образовательном пространстве» (опыт работы) в 2016 году внесена в городской реестр инновационных программ, проектов и методических разработок.

Постоянное сотрудничество связывает нас с КФУ, с ИРО, на базе гимназии проводим семинары, выступаем на курсах повышения квалификации и курсах переподготовки учителей; работаем в качестве экспертов в экспертном совете МО РТ. Опыт нашей работы, как результат совместной деятельности учеников и педагогов, обобщён в программе «Театральная студия как средство духовно-нравственного воспитания школьников». В 2016 году мы получили диплом 1-й степени РШБА (российской школьной библиотечной ассоциации) за участие в конкурсе «Погружаемся в творчество А.С.Пушкина».

Творческое волонтёрство, как некая нить, соединяет то, что было с сегодняшним днём и результатом; то, что есть сейчас неизбежно исходит из прошлого. Вспомнив имя Пушкина и победу в конкурсе, нельзя не упомянуть событие, значимое и для Казани и для нас. 2015 год, конец сентября, открытие Международной школы Михаила Казиника (ныне Академия) «Из одного источника или единое поле культуры». Студия «Дивертисмент» имела честь успешно открывать эту школу программой «Пушкин и Тукай. Слово и музыка».

В марте 2019 года опыт нашей работы был представлен на форуме «Образование России» в блоке «Менеджмент в образовании», панельная дискуссия «Институт волонтёрства в образовании» - кейс гимназии №126 г.Казани по реализации принципа мультикультурализма в школьном образовательном пространстве.

Знания не усвоенные личностью, не пережитые, не пропущенные через внутренний мир школьника, просто оседают мёртвым грузом в его памяти. Что делать, чтобы полученные знания стали ценностным внутренним приобретением ученика? От школы накопления знаний перейти к школе комплексного подхода, где все предметы связаны воедино. Именно внеурочная творческая деятельность служит соединительным звеном между учебным процессом и комплексом дополнительного образования. При благоприятных условиях такая работа способствует созданию целостного социокультурного образовательного пространства, в котором свободное творчество органично сочетается с познавательной деятельностью. Чего мы собственно и желаем для наших детей, наших учеников.

Из выступлений учащихся:

Учить детей – это здорово. Научить писать, читать, считать… это реально. А учить детей тому, чему другие научить не могут; учить детей любить, понимать, уважать и ценить других, справляться с трудностями; научить не сдаваться – это почти нереально! А вы это можете. (Ирина Пудикова, выпускница 2014 года)

Друзья! Чудеса случаются. Сегодня вы подарили нам не просто чудо, сегодня мы как будто заново родились! Это очень дорогого стоит – ощущать рядом людей, которые делают для тебя нереальные вещи. Сегодня каждый получил столько эмоций… Нет ничего прекраснее музыки! Она объединяет нас всех: и детей, и взрослых! Это незабываемый вечер! (Ольга Верташова, выпускница 2014 года)

Из публикации в газете:

«Ярким моментом в моей жизни стало событие, проходившее в один из зимних вечеров в родной 126-й школе. Гимнастки, пленявшие своим очарованием, дивные голоса, яркие танцы и вдохновляющее чтение стихов – в школе проходил праздник «Минута славы». Всем было хорошо и по-домашнему уютно в этот вечер.

Особенно приятным было то, что я со своими друзьями приняла участие в этом великолепном концерте… Мы пели, что называется «живьём». С нами была только гитара и уверенность в своих силах… Нельзя сказать, что выступление в школе – это такой уж огромный успех. Но это необходимая ступень лестницы, ведущей к истинному призванию. Все мы очень разные, и только поэтому каждый достоин внимания. Спешите удивлять, спешите жить в угоду своим талантам и не бойтесь заявлять о них людям! Тогда с вами будут случаться настоящие чудеса».(Лилия Мухаметшина, выпускница 2010 года)


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика