Формирование профессиональной компетентности педагогов в области поликультурного воспитания учащихся

Капитонова Любовь Калистратовна,
заместитель директора МБОУ «Школа №51»
Вахитовского района г.Казани


Одной из задач поликультурного воспитания является создание условий для взаимообогащения различных культур представителями разных национальностей без ущемления прав и свобод, интересов личности.

Поликультурное воспитание – это целенаправленный педагогический процесс, способствующий развитию навыка и умения взаимодействия с представителями различных культур с опорой на взаимопонимание. Поэтому перед нами стоит задача воспитать и сохранить в школе единую межнациональную общность детей-жителей Казани, научить жить в согласии, знать, понимать и уважать культурные традиции других народов. Несомненно, происходящие в современном обществе изменения влияют на подрастающее поколение. Наша школа является многонациональной. В школе обучаются учащиеся 12 национальностей, в основном это русские (37,7%%), татары (29%), азербайджанцы (10,6%), таджики (6,4%%), узбеки (4,7%), киргизы (2,6%) и т.д. В одном коллективе оказались представители разных народностей, со своими традициями и культурным наследием. Эта особенность стала определяющей в выборе приоритетных задач образования и воспитания в нашей школе. Поэтому одна из целевой программы многоаспектной воспитательной системы школы называется «Мое Отечество».

Одним из основ полноценного поликультурного воспитания является чувство национального самосознания, уважительного отношения к родному краю, семье, окружающим, затем знакомство с культурой других народностей. Любовь к родному краю, к родной культуре, а затем – к общечеловеческой культуре начинается с любви к своей семье. Мир отдельной семьи является благодатной почвой для роста культуры межнациональных отношений. Учащиеся принимают активное участие в конкурсах, конференциях, посвященных изучению своей родословной. Важно научить любить свой родной язык, гордиться своей культурой, историей своего народа.

Процесс поликультурного воспитания может быть эффективным только в том случае, если сам педагог владеет компетенцией в данной области.

Работа по развитию и формированию поликультурной компетентности педагога предполагает развитие творческой инициативы личности, формирование умения мыслить конструктивно и активно, создавать и воплощать собственные идеи в сфере поликультурного воспитания. Развитие поликультурной компетентности педагогов осуществляется через организацию круглых столов, семинаров-практикумов, где раскрываются ценности, выделяются основные приоритетные направления, изучаются различные аспекты данного вопроса. Усвоив предоставленный материал, педагог, применяет его в работе с учениками, разрабатывает различные направления обучения и воспитания.

Одной из основных задач в воспитании поликультурной личности является помощь в формировании личностного отношения к культурному наследию, в создании в сознании ребенка единой картины окружающего мира, разнообразия и богатства культур разных народов, невозможности уважения культуры своего народа без уважения культуры других народов. Главная задача заключается в том, чтобы ребята с интересом подходили к изучению культуры других народов, их традиций, обычаев. Посещение театров, музеев, организация экскурсий также способствует формированию поликультурной личности. Учащиеся нашей школы являются постоянными зрителями театра им.Г.Камала, театра им.В.Качалова, театра им.Г.Кариева. Наши юные путешественники посетили Болдино, Санкт-Петербург, Кырлай, Биляр, Елабугу, Свияжск… Важным в процессе воспитания культуры межнационального общения является идея взаимодействия и непосредственное общение представителей различных национальностей в проведении совместных мероприятий. Весомый вклад в формировании поликультурной компетенции детей вносят ставшие уже традиционными в нашей школе мероприятия, в ходе которых дети знакомятся с национальной кухней, одеждой, традициями разных народов: «День национальной кухни», Декада «Мирас», Месяц «Родной язык». Вбирая в себя элементы различных народов, праздники становятся ярче, эмоциональнее, привлекают к себе большое внимание как родителей, так и детей.

Традиционно актуальность формирования поликультурной компетентности обосновывают возрастанием уровня миграции в стране, что требует от педагога особых навыков налаживания коммуникации с детьми эмигрантов и их родителями и также знаний об особенностях иных культур. Процесс формирования поликультурной компетентности личности является важнейшим условием стабильности для любого государства, особенно для такого многонационального, каким является Россия. Именно поликультурная компетентность личности определяет ее продуктивную жизнедеятельность, способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, гармонизирует внутренний мир и отношения с современным обществом. Учителя нашей школы приняли участие в IV Международном форуме по педагогическому образованию «Практика адаптации детей мигрантов в системе школьного образования» по теме «Языковое образование в многонациональной школе», на заседании телевизионного дискуссионного клуба КФУ на тему «Опыт адаптации детей мигрантов в школах Татарстана».

При всем различии языков важно показать общность человеческого мышления, общие категории, позволяющие нам говорить о единстве человеческого общества и системе ценностей в нем, о чем писал Г.Тукай в своем стихотворении «Родной язык»: всем дорог свой родной язык, родители, родная культура. Эта системная работа ведется как в урочное, так и во внеурочное время, причем с использованием разных форм и методов. Проводятся праздники, тематические вечера, классные часы и т.д. На уроках родного языка и литературы, русского языка и литературы, английского языка, истории, искусства, географии, окружающего мира, ОРКСЭ учителя особое внимание уделяют поликультурному воспитанию детей. Обогащение содержания учебного материала осуществляется за счет включения в него элементов народной традиции, литературы, истории, быта, культуры.

Особо важным компонентом поликультурной компетентности педагога является поликультурная грамотность, от уровня развития которой зависит понимание культуры другого народа, как самим педагогом, так и его учащимися.

Наша школа находится в историческом центре Казани. Это место хранит предания, исторические рассказы, а каждая улица, дом, переулок является настоящей историей, и конечно, ученики должны знать свой край, город, район, где они живут и учатся. Любить Родину невозможно заставить. Любовь надо воспитывать.

Очень важно при национальном своеобразии семей, живущих в микрорайоне и детей, обучающихся в стенах нашей школы, чтобы они не только осознавали уникальность собственной культуры, но и знали особенности культуры, традиции той страны, в которой они проживают.

Невозможно понять человека, достичь взаимопонимания, если мы не знаем или не хотим знать культуру, менталитет нашего собеседника. Формирование необходимых личностных качеств в учащихся возможно при следовании важнейшим принципам поликультурного воспитания, обеспечивающим достижение желаемых воспитательных эффектов поликультурного образования. Это: национально-культурная основа, гуманистическая открытость, личностная ориентированность, гражданская ответственность, целенаправленная созидательная активность, организованное саморазвитие. «Мы разные – в этом наша сила, мы вместе – в этом наше богатство».


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика