Экологическое воспитание детей средствами художественной литературы

Каледина Клара Александровна,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДО «Городской детский
эколого-биологический центр г.Казани»


«Как мало в этой жизни надо. Нам, детям – и тебе, и мне. Ведь сердце радоваться радо И самой малой новизне…» А.Блок


Моя дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Тропинка в мир природы» имеет естественно-научное направление, целью которой является формирование экологического мировоззрения младших школьников, изучение основ биологии и экологии, воспитание осознанно бережного отношения к природе, развитие художественно-эстетического восприятия действительности. Одним из средств реализации моей программы являются литературные произведения русских писателей о природе, что позволяет формировать у детей ценностное отношение к природе на основе эмоционального воздействия художественного слова. Очень важно на раннем этапе обучения, в младшей школе, когда ребенок открыт новому и неизведанному, познакомить его с богатством русской прозы.

Среди множества произведений русских писателей таких, как: Виталий Валентинович Бианки, Николай Иванович Сладков, Михаил Михайлович Пришвин – есть прекрасные короткие рассказы, словно специально созданные для формирования экологического мировоззрения маленького читателя. Порой рассказ Николая Сладкова состоит всего из пяти предложений, но в этих кратких строчках мастеру удается красиво описать цельную картину из мира природы, раскрыть ее маленькую тайну. Я стараюсь приобщить ребят к красоте художественного слова – полюбить чтение. Главное, на мой взгляд, при знакомстве маленького читателя с книгой – это положительное эмоциональное переживание от прочитанного. Среди русских писателей, писавших о природе, главными корифеями в таком эмоционально светлом подборе тонов для прозы можно считать Сергея Тимофеевича Аксакова и Виталия Валентиновича Бианки. Прекрасные натуралисты, профессиональные охотники, зоркие наблюдатели окружающего мира – все свои обширные точные знания они смогли вложить в художественный текст.

В процессе обучения я уделяю большое внимание фенологическому календарю природы и считаю, что просто необходимо научить ребенка наблюдать. Например, на каждом занятии одновременно с рассказом о лесе, приводятся рассказы о характерных особенностях каждого месяца, как в нашей полосе, так и в других уголках России, по книге В.В. Бианки «Лесная газета». По книгам Н.И.Сладкова «В лесах счастливой охоты», «Свист диких крыльев», «Разноцветная земля», Э.Ю.Шима «Цветной венок» даются краткие художественные зарисовки состояния природы, предлагаемые детям для обсуждения и формирования собственного рассказа.

Я хочу привести примеры творчества писателя Виталия Валентиновича Бианки, писателя, который исподволь, приобщая ребенка к внимательному наблюдению за миром природы, дарит ему радость от познания, а также высказывания его современников.

«Радость – она повсюду, стоит только хорошенько приглядеться, сама жизнь – радость», – такой философией проникнуты все произведения Бианки. О великом значении открытия ребятишками больших и крошечных тайн природы писал Бианки, для которого радость была стимулом творчества: «Он полон стремления принести людям радость – мотив, постепенно нараставший в его вещах к концу жизни. Неслучайно само слово «радость», как и слово «лес», так часто употребляется в его сказках и рассказах».

В чем секрет его замечательного творчества: сказочность, закрученность сюжета или простота изложения? А возможно, само отношение Виталия Валентиновича к человеку… Вот как о нем сказал однажды собеседник: «Виталий Валентинович, написано у вас про зверей, и все точно написано, а ведь пишете-то вы про человека!».

«…Язык любви к полной красоты и чудес нашей вселенной».

В.В.Бианки

Прежде всего, хотелось бы непременно отметить строгое и мудрое отношение Виталия Валентиновича к живому русскому языку: «…В самом деле, стандартный, штампованный, стертый язык вызывает скуку…». Именно наличие в тексте живых неповторимых образов, прекрасный русский язык, так радует читателей рассказов и сказок Виталия Бианки, не только детей, но и взрослых. Недавно среди знакомых старшего возраста я провела небольшой опрос: «любят ли они книги Виталия Бианки?». После моего вопроса на лицах людей появлялась радость от воспоминаний и все говорили, что, конечно же, любят и помнят эти рассказы и сказки. Вот каким секретом своего творчества делится с детьми Бианки: «Найдешь свежие, яркие слова – от скуки и помину не останется». Так мог бы сказать один художник другому, младшему своему коллеге, о словах – компонентах речи, как о красках, которые необходимо добавить в палитру целой картины законченного произведения. Вообще, отношение к цветовой гамме у Виталия Валентиновича было особенное: «…Именно цвет жизни! Это особый цвет – все равно, что для человека румянец. Это признак здоровья существа, его благополучия, счастья что ли! Весной даже кора берез чуть розовеет…».

Еще немного об отношении Виталия Бианки к языку Земли: «…Растения и животные, леса и горы, и моря, ветра, дожди, зори – весь мир вокруг нас говорит с нами всеми голосами. Но мы ему не внемлем». Как просто сказано о том, что мы не хотим слушать, и не умеем, не стараемся понять эти голоса? Виталий Валентинович строго определял людей, способных на понимание мира природы: «…есть среди нас редкие люди: широко раскрытыми глазами ребенка смотрят они на мир, чутко внимают всем его голосам - и все, что он рассказывает им о себе, переводят для нас на наш человеческий язык…». Дальше в своем рассказе Виталий Валентинович описывает стиль творчества неповторимых людей – поэтов: «…мы хотим обратить внимание читателя на нескольких поэтов нашего поколения – переводчиков с разных языков великого бессловесного мира на наш, русский язык – и с ним на язык всего человечества». Как важно научиться с раннего детства понимать язык другого, это позволит внимательнее и чутче относиться к любой просьбе. Как научить ребенка вниманию – умению прислушаться и вовремя остановиться, увидеть в невидимом. Кто может научить разбираться в этом мире волшебных звуков природы? Так у Виталия Валентиновича Бианки в рассказе «Голоса птиц» добрый старик – настоящий волшебник, запросто переводит ребятишкам голоса птиц на обыкновенный человеческий язык…

«…Я написал «Лесную газету». Книга имела успех.

Я тогда не думал об этом. Но и тогда, и теперь

одна у меня была и осталась цель, одно желание,

страстное, неудержимое: рассказывать, рассказывать,

кричать, петь людям о радостях той жизни,

которую они забывают, мимо которой проходят…»

Виталий Бианки

В этом году любимое творческое достижение Виталия Валентиновича Бианки – книга «Лесная газета» отметит свой 90-летний юбилей. Как много полезного можно почерпнуть из этой кладовой, шаг за шагом пробираясь неведомыми тропами по миру русской природы с корреспондентами этого «печатного издания на каждый год».

А познакомится с самим Виталием Валентиновичем лучше всего по его маленьким заметкам в прессе, выходившим при его жизни. В них прекрасно отражено все то, что больше всего волновало детского писателя: «…чтобы научить детей родственному вниманию ко всему, живущему с нами на земле, надо только одно: страстно любить свою родную землю… Настоящая любовь учит вниманию, она откроет глаза, сделает чутким слух, заставит примечать, узнавать всюду вокруг себя разнообразнейшую жизнь, так непохожую на нашу, и в то же время так сказочно на нее похожую, полную заветных тайн и неожиданных разгадок».

В художественной литературе о природе сочетаются научное содержание и художественное слово. Она, с одной стороны, воспитывает в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней: с другой учит выделять закономерности природных явлений. Привлекательность объектов и явлений природы вызывает желание глубже познавать их. Ребёнок начинает понимать, что нужно всему живому, возникает чувство ответственности за жизнь растений и животных. Так закладываются основы экологического сознания: понимание связей и отношений, существующих в природе, необходимость охранять её.

_______________________________

Книга: Жизнь и творчество Виталия Бианки. Л.1967. С.15.

Там же. С.33.

Там же. С.189. В.В.Бианки В мире слов. «Пионерская правда», 1959 г., №6.

Там же. С.189.

Там же. С.33.

В.В.Бианки Переводчики. Там же. С.272.

Там же. С.272.

Там же. С.273.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика