«Формирование правильной осанки у детей на занятиях акробатической гимнастики»

Дьяков Вячеслав Михайлович,
педагог дополнительного образования
секции акробатической гимнастики
МБУДО «Центр детского творчества
пос.Дербышки» Советского района г.Казани


На данный момент очень актуальна проблема формирования и профилактики правильной осанки и это, зачастую, в связи с тем, что наши дети (учащиеся) ведут сидячий образ жизни. Школьное занятие детей в среднем 5-7 уроков на протяжении всего дня ребенок преимущественно находится в одной позе. Это откладывает отпечаток на осанку ребенка.

Попробуйте визуально определить правильную осанку у своих воспитанников. Поставьте ребенка и посмотрите одно плечо (той руки, которая пишет) находится выше. Если посмотреть позвоночник (визуальный осмотр), то одно плечо будет также выше другого в связи с привычным ношением сумки (в правой или в левой руке).

Что такое осанка?

Правильная осанка – отсутствие сутулости (кифоз, лордоз), искривлений (сколиоз) и горизонтальный уровень плечевого пояса (правое, левое плечо на одной линии).

В пример профилактики и исправления заболеваний позвоночника хочу привести такой случай: Несколько лет назад родители одного мальчика обратились ко мне с просьбой помочь исправить осанку, у мальчика был кифоз 3 степени (горбатый). Занятия ЛФК и в других спортивных секциях результата не дали. Курс реабилитации лечебной физкультуры больших успехов не принес. Через полтора года занятий по методики, разработанной мной, осанка значительно скорректировалась в лучшую сторону, кроме этого улучшилось общее состояние ребенка.

Обычно в учебных заведениях дети с нарушением осанки бывают освобождены от общих занятий по физкультуре и занятия в специальной группе со щадящим режимом не дают необходимый результат по исправлению осанки. На основании своего опыта работы, занятия спец. групп (по профилю заболевания) должны быть заменены занятиями ЛФК.

Тема моей методической разработки: «Развитие гибкости и подвижности позвоночника, как средство профилактики и предупреждения, исправления сутулости путем корректирующей гимнастики» (коррекция позвоночных деформаций). Мой комплекс рассчитан на 1-1,5 года целенаправленных и планомерных занятий.

Его я разрабатывал на протяжении всего опыта работы и в центре детского творчества и в общеобразовательной школе. Он составлен на базовом материале ЛФК и спортивных разработках других авторов по профилю.

Особенность методики – использование простых элементов спортивной акробатики и, как я считаю, она более эффективна, чем занятия в общеобразовательных учреждениях со спец.группами.

Не смотря на сложность и узкую специфику (элементы вида спорта акробатики) педагоги разных направлений могут взять ее себе на вооружение, т.к. занятие по ней дает положительный результат по профилактике и исправлению осанки.

В начале занятия обучающие подходят к зеркалу и зрительно запоминают и исправляют привычную для них осанку. Нужно встать прямо, развернуть плечи, выпрямить спину, исправить положение головы. Это помогает ребенку запомнить красоту и правильность красивой осанки (элементы эстетического воспитания). То же самое движение ребенок проделывает, повернувшись в профиль.

Следующее упражнение (стандартное для всех занятий) – основная стойка. Нужно встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться и постараться растянуть позвоночник. В начале занятия необходимо использовать это упражнение во время разминки по всем видам спорта.

Третье упражнение в методики - с помощи глубокого вдоха и задержки дыхания формируется правильное положение мышц, костей и позвоночника шейного, грудного и поясничного отделов. Эти три упражнения я считаю, самые важные – корректирующие упражнения, препятствующие развитию сутулости и сколеозов. Акцент делается на «развернутость» плеч.

В основной части комплекса использую общеразвивающие упражнения, упражнения на развитие подвижности суставов (элементы стретчинга). В частности, «мосты» из положений лежа, из положения - сидя, с колен, с опоры у стены, боковые. Передвижения в «мостах»: руками вперед, ногами вперед, боковые перемещения. Также, боковые скручивания, передвижения прыжками, вперед, назад. После каждого упражнения необходимо использовать, сед согнувшись, вис на перекладине. Данные элементы являются по технике исполнения - средней сложности.

Также в данной методике использую силовые упражнения: работа у стены. Это упражнение позволяет корректировать уровень плеч: стойка на руках у стены. Это упражнение относится к технически сложным упражнениям по выполнению, но оно легко выполнимо после освоения простейших элементов акробатики.

Важной частью методической разработки является профилактика плоскостопия. По статистике 50 % призывников страдают плоскостопием - это явный показатель важности проблемы.

Мной разработан отдельный комплекс упражнений для профилактики плоскостопия. Он рассчитан на тренировку мышц голени свода стопы. Одно из упражнений «Перекаты стопами на бревне», это упражнение используется как профилактика плоскостопия и элемент тренировки мышц голени, свода стопы. Перечень упражнений в целом невелик, однако благодаря своей эффективности он широко используется на занятиях гимнастикой и может быть порекомендован для поддержания здоровья школьников.

Литература:

1. «Физкультура и спорт». – 2011 - №2, 5, 8, 10.

2. Бакал, Д.С. Большая олимпийская современная энциклопедия. / Д.С. Бакал и др. – М.: ЭКСМО, 2008. – 591 с.

3. Баринов, В. Основы циркового творчества. / В. Баринов. - М.: МГУКИ, 2004. – 180 с.

4. Буйлова, Л.Н. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей (методические рекомендации). / Л.Н. Буйлова. – М.: ЦДЮТ "Бибирево", 2001. – 14 с.

5. Гин, А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. / А.А. Гин - М.: Вита-Пресс, 2009. –88 с.

6. Иванченко, В.Н. Инновации в образовании: общее и дополнительное образование детей: учебно-методическое пособие. / В.Н. Иванченко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – 341с. – (Сердце отдаю детям).

7. Каргина, З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. / З.А. Каргина. – М.: Школьная пресса, 2008 . – 96 с.

8. Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. / В.И. Лях, А.А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2011 г. – 78 с.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика